Очередное изменение произошло в "табели о рангах" американских банков. Флагман индустрии Bank of America покинул первую строчку по объему активов по итогам третьего квартала 2011 года. Это уже вторая смена лидера с начала финансового кризиса 2008-2009 года: ранее статуса крупнейшего лишился мультинациональный монстр Citigroup. В руководстве Bank of America, впрочем, считают это движением от количества к качеству.
Для американской банковской индустрии кризис стал ударом ниже пояса. Финансовые организации, до этого являвшиеся самым прибыльным бизнесом в стране, понесли колоссальные убытки. Разорение банков стало массовым процессом. К примеру, в 2007 году лицензии по причине неплатежеспособности лишились 3 кредитных учреждения, в 2008-м - уже 30, в 2009-м - 140, в 2010-м - 157. Хотя 2011-й еще далек от завершения, уже 80 американских банков прекратили свое существование.
Последний раз такие потери в рядах кредитных организаций США были зафиксированы на рубеже 80-90-х годов, когда разразился так называемый ссудо-сберегательный кризис. Впрочем, в тот период именно обычные банки стали эпицентром потрясений, тогда как сейчас их задело по касательной, что придает бедствиям особый масштаб.
Большинство разорившихся банков - мелкие и средние, с активами в сотни миллионов или миллиарды долларов. Но среди тех, кто не пережил кризис или его последствия, есть и настоящие монстры. Достаточно вспомнить IndyMac или Colonial Bank, чьи активы составляли 32 и 25 миллиардов долларов соответственно. Наконец, самая большая потеря - это Washington Mutual, лопнувший в дни первой волны кризиса в сентябре 2008 года. Он оперировал активами в 300 с лишним миллиардов долларов.
Таким образом, на глобальный финансовый кризис конца "нулевых" пришлось три из пяти самых масштабных банковских банкротств в истории. Кстати, крах крупнейшей финансовой организации - Lehman Brothers - мы выносим за скобки, поскольку это учреждение работало только на рынке ценных бумаг.
Нет никаких сомнений, что и лидеры американского кредитного рынка, как минимум некоторые из них, тоже отправились бы в небытие, не предложи им государство экстренную финансовую помощь (в истории США - случай беспрецедентный). Более того, Citigroup настолько плохо себя чувствовал в тот момент, что правительству США пришлось войти в его капитал, что с точки зрения американского менталитета вообще ни в какие ворота не лезет.
Но хотя спасительные меры и помогли гигантам финансовой индустрии избежать банкротства, их положение серьезно пошатнулось. Citigroup, возглавлявший список крупнейших банков США, вынужден был провести полномасштабную реструктуризацию и опустился на третье место. Недолго продержалась в лидерах и сменившая Citi организация - Bank Of America.
В международном масштабе кризис и вовсе произвел тектонические сдвиги. Тот же Citigroup перед кризисом был мировым лидером по всем показателям, рядом находились Bank of America и JP Morgan. К середине 2011 года картина кардинально поменялась - теперь американцы пропустили вперед полдюжину банков из Европы и Китая. Впрочем, существуют опасения, что у европейских банков все самое неприятное еще впереди.
Что касается прибылей, то если в 2008-2009 году американские банкиры в основном подсчитывали убытки, то к 2010-му им удалось в основном вернуться к прибыльности. Хотя во многом это объясняется запредельно низкими ставками рефинансирования ФРС - базовая так и вовсе находится около нуля уже почти три года, то есть банки занимают у Федрезерва фактически бесплатно. Для сравнения, в предыдущий кризис сверхнизкая ставка (1 процент) держалась только два года.
Тем не менее, запредельные показатели прибыли, показанные в середине 2000-х годов, когда и 20 миллиардов долларов чистогана в год считалось нормой для крупнейших банков, сейчас недостижимы. К тому же сейчас довольно сложно считать, насколько банк реально рентабелен, поскольку значительная часть доходов приходит от продажи различных активов.
И Bank of America - именно тот самый случай. В третьем квартале 2011 года кредитное учреждение заработало чистыми 6,2 миллиарда долларов. Сумма впечатляющая, но лишь до тех пор, пока не присмотришься к структуре прибыли повнимательнее. Больше половины от нее составляет доход от продажи пакета в China Construction Bank - 3,6 миллиарда, свою роль сыграла и переоценка активов (а поскольку сейчас банкам разрешается оценивать активы без прямой привязки к рыночной стоимости, открывается широкое поле для разных приписок). Международное подразделение и вовсе поработало в убыток.
В целом Bank of America, безусловно, проиграл от кризиса, если посмотреть на его показатели в сравнении с конкурентами. Причем ключевую роль здесь сыграли не столько "объективные обстоятельства", сколько грубые ошибки руководства. В середине 2008 года президент банка Кеннет Льюис (Kenneth Lewis) решил купить находящуюся на грани банкротства ипотечную компанию Countrywide Financial. Считалось, что взятые по дешевке активы дадут колоссальную отдачу в ближайшем будущем. Однако кризис усилился, и значительная часть находящегося на балансе Countrywide имущества обесценилась почти до нуля, тогда как по обязательствам нужно было платить. Потери Bank of America по этой сделке составили десятки миллиардов долларов.
До сих пор неоднозначным выглядит и решение приобрести в сентябре 2008 года инвестбанк Merrill Lynch. Таким образом, BofA, ранее занимавшийся почти исключительно кредитной деятельностью, вышел на чрезвычайно прибыльный рынок торговли ценными бумагами. Но сколько он при этом потерял, подсчитать сложно.
В конечном итоге совет директоров банка признал, что в новых условиях руководство наделало ошибок, и освободило Льюиса от должности. Новый руководитель - Брайен Мойнихан (Bryan Moynihan) - стал проводить куда более сдержанную и осторожную политику. Кстати, после того, как 18 октября стало известно, что BofA лишился титула крупнейшего банка США, Мойнихан отреагировал на эту новость спокойно, заявив, что за количественными показателями не гонится: "Наша цель - быть не самыми большими, а самыми лучшими".
Новый лидер американской банковской сферы, JP Morgan, не считает эти задачи противоположными. С 2009 года банк демонстрирует наилучшие показатели прибыльности в стране, одновременно демонстрируя крайне невысокий объем списаний. Вообще гендиректор банка Джейми Даймон (Jamie Dimon) после кризиса стал в США очередным финансовым гуру. Его учреждение просто блестяще обошло все опасные места во время кризиса, хотя также отметилось скупкой обанкротившихся финансовых организаций - того же Washington Mutual и инвестбанка Bear Stearns.
Но никто не гарантирует, что золотые времена для американских банкиров в обозримом будущем вернутся. Финансисты уже стали объектом всеобщей ненависти со стороны населения. Политики - будь то республиканцы или тем более демократы - эту нелюбовь игнорировать не смогут. Да и бюджет США, хронически находящийся в минусе, надо чем-то заполнять. Так что после президентских выборов, или даже до них, вполне можно ожидать каких-нибудь неприятностей в виде повышения налогов или ужесточение регулирования. Да и общее состояние экономики сейчас таково, что гигантских прибылей не получишь. В общем, аппетиты банкирам придется умерить, что они постепенно и сами осознают.