В среду, 26 октября, на саммите стран Евросоюза был согласован план выхода из долгового кризиса. Страны ЕС решили провести рекапитализацию европейских банков. Частных инвесторов удалось уговорить списать половину долгов Греции. Европейский фонд финансовой стабильности увеличат до триллиона евро, но наполнять его будут, скорее всего, развивающиеся страны.
Решения, принятые на саммите, стали результатом долгих переговоров внутри ЕС. До этого ряд стран, прежде всего Германия, долгое время очень осторожно относились к помощи "кризисным" членам ЕС. Федеральный канцлер Ангела Меркель отвергала идею президента Франции Николя Саркози печатать общие для Европы долговые облигации. Судьба идеи до сих пор не ясна. А когда страны Европы приняли решение создать единый стабилизационный фонд, его ратификация стала невозможной из-за позиции Словакии (правда, позже Словакию все-таки удалось уговорить). Поэтому комплекс решений, принятых на саммите Евросоюза, был неожиданностью для пессимистов.
Первое, что было официально озвучено в ходе саммита 26 октября, это решение о рекапитализации европейских банков. Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил, что до 30 июня 2012 года достаточность капитала европейских банков планируется повысить до девяти процентов. Так Евросоюз собирается сделать банковскую систему более устойчивой к возможным финансовым потерям.
По данным Европейской банковской организации (European Banking Authority, EBA), для повышения достаточности капитала банкам ЕС необходимо выделить 106,4 миллиарда евро. В EBA заявили, что финансовые вливания необходимы 70 финансовым организациям Европы. На саммите представители ЕС решили, что денежные средства на эти цели будут найдены, но конкретные источники пока никто не называл.
Ранее долги Греции уже поставили на грань банкротства франко-бельгийскую банковскую группу Dexia. Банк был вынужден списать часть долгов по облигациям Греции, из-за чего понес значительные убытки. Для спасения банковской группы потребовалась финансовая помощь Франции и Бельгии. На очереди итальянские банки, консолидировавшие 164 миллиарда госдолга страны. Так, в прессе уже появилась информация, что частные инвесторы собираются оказать помощь банку Monte dei Paschi. Учреждение имеет в своих активах госдолг Италии в сумме 32,5 миллиарда евро против 7 миллиардов собственного капитала и нуждается в дополнительных финансовых вливаниях.
Больше остальных в рекапитализации нуждаются банки Италии, Греции и Испании, являющиеся держателями суверенных долгов этих стран. В EBA считают, что в меньшей степени помощь нужна французским, немецким и португальским банкам. Что касается банков Великобритании и Ирландии, то их капиталы были признаны достаточными.
В середине саммита канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Николя Саркози и исполнительный директор МВФ Кристин Лагард были вынуждены провести экстренные переговоры с Чарльзом Даллара (Charles Dallara), главой влиятельной структуры банковского лоббизма - Института международных финансов (The Institute of International Finance). Причина – в ходе саммита переговоры о списании долгов Греции зашли в тупик.
Главы Евросоюза требовали от банкиров, чтобы те простили Греции более 60 процентов долгов. Даллара, уполномоченный представлять интересы частных банков, заявлял, что настолько радикальное решение вопроса может привести к переносу греческой модели на другие страны. Саркози и Меркель парировали его доводы тем, что в случае дефолта Греции кредиторы потеряют все 100 процентов своих инвестиций.
В итоге консенсус был достигнут – частные инвесторы согласились списать 50 процентов государственного греческого долга. В результате списания отношение госдолга Греции к ВВП должно снизиться с текущих 170 до 120 процентов к 2020 году. Государства также окажут Греции помощь: стране будет выделено 100 миллиардов евро из Международного валютного фонда и Европейского фонда финансовой стабильности (ЕФФС). В ответ на это страна в очередной раз пообещала сократить бюджетный дефицит за счет снижения расходов.
Из ЕФФС будут финансировать не только Грецию: фонд должен стать главным инструментом обеспечения долгов еще и Италии, Испании, Португалии и Ирландии. Для этого "фонд спасения Европы" планируется увеличить до триллиона евро, но источники финансирования в ходе саммита определены не были. Главы ЕС дали понять, что в этом они надеются на "неевропейских" кредиторов.
Если, по словам Меркель, "весь мир следит за переговорами в Европе", то сама Европа теперь с надеждой смотрит на развивающиеся страны. Источник финансирования Европейского фонда финансовой стабильности до конца еще не определен, и в ходе саммита стало понятно, что государства ЕС не будут наполнять его из своего кармана. Лидеры Евросоюза пришли к выводу, что масштабные вложения со стороны таких стран, как Германия или Франция, может повлечь за собой снижение их рейтингов. Таким образом, было принято решение минимизировать участие стран ЕС в "фонде спасения Европы".
Зато к деятельности фонда активно может подключиться, к примеру, Китай, золотовалютные резервы которого превышают три триллиона долларов. И, похоже, Пекин уже дал на это свое согласие. Премьер-министр страны Вэнь Цзябао сообщил о готовности Китая помочь Европе, так как "финансовый смерч" в регионе может разрушить крупнейший экспортный рынок КНР. Президент Франции Николя Саркози заявил, что в ближайшем времени намерен выйти на переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао по поводу участия Китая в ЕФФС. 28 октября ожидается визит в Пекин Клауса Реглинга (Klaus Regling), главы ЕФФС.
В числе потенциальных инвесторов в ЕФФС СМИ также называют Норвегию, Южную Корею, Россию, Австралию, но ни к одной из этих стран ЕС еще официально не обращался. Сумма золотовалютных резервов перечисленных стран в несколько раз превышает планируемый размер "фонда спасения Европы", так что кредиторов себе Евросоюз, скорее всего, найдет. Правда, в таком случае Европа попадет в долговую зависимость от развивающихся стран.
"Сегодня европейцы приняли правильные решения", - заявила Ангела Меркель по итогам саммита. "Детали, конечно, важны, но сам факт, что лидеры 17 европейских стран пришли к соглашению по поводу общеевропейских проблем, вселяет оптимизм", - цитирует Bloomberg ведущего аналитика Kepler Capital Markets Дирка Беккера (Dirk Becker).
Рынки оптимистично отреагировали на решения Евросоюза. В четверг, 26 октября азиатские рынки открылись бурным ростом. Японский Nikkei вырос на 1,5 процента, южнокорейский Kospi Composite – на 1,2 процента, гонконгский индекс Hang Seng – на 1,7 процента. Ведущий индекс Китая Shanghai Composite подрос на 0,4 процента, тайваньский Taiex – на 0,6 процента. Австралийский ASX 200 вырос на 2,5 процента. Никак не отреагировали только индийские биржи: они были закрыты на выходные. Российские индексы также демонстрируют рост: РТС повысился на 3,07 процента до 1577 пунктов, а основной показатель ММВБ вырос на 2,04 процента до 1530 пунктов.
Европейские рынки также отреагировали на новости позитивно. Немецкий DAX и французский CAC 40 поднялись более чем на 4 процента, британский FTSE - на 2 процента. Курс евро вырос до уровня в 1,4 доллара.
Конечно, охвативший рынки оптимизм может оказаться временным. Судьбу финансовой системы Европы решит дальнейшая реализация принятых решений. Но более сложным для европейских наций остается другой вопрос: смогут ли страны еврозоны прекратить жить в долг. В противном случае, государства, создавшие первые современные банки и биржи, могут стать заложниками мировой финансовой системы.