Культура
17:13, 28 октября 2011

Большая нужда Открывается историческая сцена главного театра страны

Татьяна Ершова

Шесть лет, более 20 миллиардов рублей, около тысячи работников, шесть этажей в высоту, шесть под землей, новые репетиционные залы, сцена-трансформер, "уникальная" акустика, гала-концерт со звездами театра, Медведев, Путин, захлебывающиеся от восторга СМИ, скандалы и Цискаридзе. Грандиозный проект по реконструкции Большого театра в итоге получился пафосным и предсказуемым.

Вечером 28 октября закончится история, которая началась в 2005 году - тогда было решено восстановить театр, находившийся, по словам руководства ГАБТа, на 70 процентов в аварийном состоянии. За более чем 200-летнюю историю у театра значительно разрушился фундамент, в советский период сильно испортилась акустика, когда-то считавшаяся одной из лучших в мире, и просто стало понятно, что Большой не такой уж и большой - ГАБТу для реализации своих замыслов и нормальной работы артистов явно не хватало помещений.

За время реконструкции театра, которую несколько раз не успевали закончить к сроку, периодически возникали сложности с бюджетом - сначала запланированные расходы в 25 миллиардов рублей сократили до 15 миллиардов, потом бывший мэр Москвы Юрий Лужков ушел из попечительского совета по реконструкции ГАБТа, недовольный чрезмерно высокими тратами, однако в 2009 году снова туда вернулся. Тогда же Счетная палата подсчитала, что стоимость ремонтных работ все-таки необоснованно возросла, причем ее глава Сергей Степашин говорил о перерасходовании аж 16 миллиардов рублей.

Анатолий Иксанов. Фото РИА Новости, Илья Питалев
Lenta.ru

Сколько в итоге потратили на реконструкцию театра, какова эта конечная цифра, скорее всего, знает только генеральный директор ГАБТ Анатолий Иксанов - когда речь идет о такого рода суммах и проектах, непредусмотренные траты неизбежны. Тем более что аппетит приходит во время еды и нужды растут - сначала хочется отреставрировать портик, затем - построить камерный зал под землей, сделать автомобильную стоянку, а потом выясняется, что еще и в метрополитене по соседству неплохо было бы шумоизоляцию усилить.

Тем не менее очевидных случаев бездумного растрачивания государственных денег замечено не было, и заслуга в этом явно принадлежит тому же Иксанову, которого называют одним из самых опытных менеджеров театрального мира. Иксанов, до этого работавший в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова, пришел в Большой в 2000 году, а в 2005-м контракт с ним продлили, доверив модернизировать ГАБТ до уровня не то космического корабля, не то фабрики спецэффектов.

Помимо реставрации квадриги и колонн, появления бельгийского органа весом восемь тонн с дистанционным управлением и обивки кресел звукопоглощающим материалом, с Большим театром произошел ряд столь высоко технологичных изменений, что теперь ГАБТ можно снимать в фантастических фильмах про отдаленное будущее. Главное достижение - сцена-трансформер из пяти платформ, которая способна принимать разнообразные конфигурации, превращаться в зал для концертов или репетиций, с хором или оркестром, опускаться на 20 метров и подниматься.

Возможности компьютеризированного пространства, которое телеканал "Культура" чуть ли не без иронии окрестил "Центром управления полетами", покажут в день открытия. Гала-концерт, рассказывающий историю Большого театра, в постановке Дмитрия Чернякова с участием главных артистов ГАБТа будут транслировать по мониторам на Театральной площади, по YouTube, а также в кинотеатрах 60 стран мира, среди которых, правда, нет России - в нашей стране такая практика еще не прижилась.

Отреставрированный интерьер Большого. Фото РИА Новости, Илья Питалев
Lenta.ru

Если сам процесс реконструкции длился долго и вызывал интерес как профессионалов, так и зрителей, то подготовка к открытию, на которое отдельно выделили 120 миллионов рублей, породила еще несколько скандалов. Желание россиян "быть лучше всех" где угодно, будь то детский утренник, "Евровидение", Олимпиада или такой национальный праздник, как открытие Большого театра, неистребимо.

В последний месяц ГАБТ превратился в одного из главных ньюсмейкеров - количество посвященных ему статей и новостей исчисляется сотнями, и тональность их практически едина: в России появилось если не новое чудо света, то уж точно технологический дворец или даже мини-государство. О Большом сейчас пишут и говорят, как о высокопоставленном покойнике - либо в превосходных тонах, либо никак. Роль средств массовой информации в формировании столь "блестящего" образа действительно велика, но в этом, собственно, и заключается главная победа руководства театра.

Замысел приглашать в культурный океанариум дозированное количество журналистов, допуская их в "храм искусств" чуть ли не в бахилах (где, впрочем, уже сегодня вечером соберется толпа, добрая половина которой будет на каблуках), привел к желаемому эффекту. Попадая в "закрытое" пространство площадью 72 тысячи квадратных метров с гобеленами и лепниной, журналисты невольно понимали, что в принципе не имеют права хоть чем-то не восхититься.

Немногие материалы, пытавшиеся описать происходящее без прикрас, тут же подвергались правке. Так, 20 октября в "Московском комсомольце" появилась статья "Акустику Большого назвали 'тугой'", где рассказывалось о том, как меццо-сопрано Мариинки Мария Максакова, запев во время вип-экскурсии, не смогла "поймать свой голос". Через сутки материал превратился в статью "Что с акустикой Большого?". Уже в ее подзаголовке пояснялось, что звук на самом деле "вернулся", а слова о не пойманном голосе Максаковой и вовсе исчезли. Но в целом, таких статей было немного, большинство СМИ без подсказок и с упоением писали о "величии" и "возрождении" имперского театра.

Отреставрированный интерьер Большого. Фото РИА Новости, Илья Питалев
Lenta.ru

Большой, правда, перед самым открытием провел одну масштабную экскурсию - там присутствовали около 200 журналистов, представлявших 18 мировых информационных агентств и 44 телекомпании. Однако половина из них приехала из-за границы - Германии, Японии, Италии, оставшаяся же часть, видимо, пришлась на федеральные каналы и газеты, и без всяких экскурсий знающих, о чем следует говорить.

СМИ вслед за Иксановым и представителем генподрядчика Михаилом Сидоровым в мельчайших подробностях описывали канделябры, полы, стены, удобные залы, отделочные материалы из Италии, Германии и Великобритании, мозаику, мрамор - и все в превосходной степени. Наверное, внутреннее убранство театра действительно поражает небывалой красотой, от которой даже несколько рябит в глазах. Только открытие – это все-таки не финал, а начало новой жизни исторической сцены, и то, как на ней непосредственно поется, танцуется и репетируется, станет ясно чуть позже.

Информационная кампания в поддержку "гениальной" реконструкции и открытия, которое посетят Дмитрий Медведев, Владимир Путин и Ангела Меркель, дошла до того, что в интернете появилась информация о продаже билетов на гала за 2 миллиона рублей. Театральные кассы и интернет-агенты уточняли, что билетов в продаже нет и быть не может и что в Большой можно попасть только по приглашениям, но продавцы билетов признавались, что театралов, готовых отдать за несуществующие билеты 200 тысяч рублей, уйма.

Гости же, которым повезло попасть в вип-списки администрации президента, 28 числа на обновленной сцене увидят не только звезд ГАБТа, но и приглашенных знаменитостей, например, Пласидо Доминго и Дмитрия Хворостовского. Интересно только, что в списке солистов самого Большого нет Николая Цискаридзе, человека, который за свою профессиональную карьеру сделал немало как для популяризации собственно театра, так и балета в нашей стране.

Николай Цискаридзе. Фото РИА Новости, Екатерина Чеснокова
Lenta.ru

Возможно, дело тут не в каких-то закулисных играх, но факт остается фактом - Николай Цискаридзе был единственным сотрудником ГАБТа, кто критически отзывался о готовности сцены и о проведенном ремонте. Первый раз артист позволил себе не согласиться с "гениальностью" ремонта 8 октября в программе "НТВшники", затем в интервью прохановскому изданию "Завтра" (не самой подходящей площадки для Цискаридзе, но другой, видимо, сейчас не нашлось). По его словам, и лепнина на самом деле из папье-маше, и канделябры не бронзовые, и гримуборные без окон, и потолки в нескольких репетиционных залах настолько низкие, что балерины бьются о них головой.

Наверняка, балерины сами все когда-нибудь расскажут, как и зрители, которые уже 2 ноября придут на "Руслана и Людмилу", увидят все воочию. Пока же сказать, кто прав и насколько хороши проделанные работы, трудно. Никто не сомневается, что акустика и оснащение в театре в любом случае исключительные, а затраченные усилия специалистов по музыке и свету, а также архитекторов и реставраторов были фантастическими.

Речь в целом о другом: неискоренимая тяга к помпезности и советский способ подачи информации создали фантасмагорическую картину - отсутствие меры и вкуса вылилось в какую-то ущербную претенциозность, как в интерьерах, так и в новостях. Иксанов, конечно, с самого начала говорил, что главный театр должен быть помпезным, только помпезный помпезному рознь. Опера Гарнье тоже не самое захудалое здание Франции, даже блестящее, но почему-то исключительно достойное.

История же с ГАБТом показала, что в нашей стране все стабильно. Реконструкция никаких потрясений не принесла: все получилось богато и, как всегда, надрывно.

< Назад в рубрику