Главное
16:07, 9 ноября 2011

Коллективный разум Что такое краудсорсинг и зачем он нужен?

В середине октября Сбербанк объявил, что намерен использовать для управления технологию под названием "краудсорсинг". К краудсорсинговому проекту по решению задач Сбербанка присоединилась почти сотня тысяч человек, а глава банка Герман Греф заявил, что краудсорсинг перевернет методы управления в 21 веке. Так что же подразумевают под этим словом?

Правительство Великобритании, установившее в 1714 году приз за нахождение точного метода определения долготы на море, намного опередило свое время. Вместо того, чтобы оплатить соответствующие изыскания какому-то одному ученому, Лондон предложил поучаствовать в решении головоломки всем, кто был на это способен. Метод, который применили власти Великобритании, 300 лет спустя назвали краудсорсингом, то есть генерированием идей "народом".

Термин "краудсорсинг", под которым понимается организация работы группы людей над какой-либо задачей ради достижения общих благ, образован от английских слов "толпа" и "аутсорсинг" - еще одного термина, обозначающего передачу части бизнес-процессов организации на обслуживание другой компании. Впервые слово "краудсорсинг", как считается, использовал в 2006 году журналист Джефф Хауи в статье The Rise of Crowdsourcing для журнала Wired.

Идея "краудсорсинга", мягко говоря, не нова, однако лишь интернет сделал этот метод дешевым и общедоступным в десятках областей человеческих знаний. Хауи утверждал, что развитие технологий обеспечило доступ к информации огромному числу пользователей. Последнее обстоятельство, в свою очередь, сократило разрыв между профессионалами и любителями в разнообразных отраслях знаний. В результате организации получили возможность воспользоваться талантами "сетевой толпы" в своих целях, привлекая миллионы людей к работе над разнообразными задачами.

Популяризация идеи, которая лежит в основе "краудсорсинга", началась еще до изобретения самого термина. В 2004 году журналист Джеймс Шуровьески опубликовал книгу "Мудрость толпы", заявив, что при правильно заданных условиях поиск решения какой-либо проблемы с опорой на совокупные знания многих людей может быть более эффективной методикой, чем использование знаний и опыта нескольких из них.

Шуровьески утверждал, что толпа может быть умной при соблюдении ряда условий: она должна быть разнообразной (состоять из независимых друг от друга людей), децентрализованной и иметь возможность выразить свое мнение в единый вердикт. Но если Шуровьески был Марксом краудсорсинга, то Хауи можно сравнить с Лениным. В своей статье в журнале Wired Хауи доказывал, что группы любителей, которые работают над какой-то задачей, зачастую могут выдавать лучшие результаты, чем профессионалы. Эксперты, даже самые умные, всегда будут более ограничены, чем тысячи энтузиастов. Да и где гарантия, что профессионалы в какой-либо области не обременены теми же предрассудками, что и любители.

Результатами мозгового штурма "сетевой толпы" могут стать, к примеру, дизайнерские решения для футболок, способы сокращения бюджета Калифорнии, слоган для новой марки пива, решение сложной математической задачи. Короче говоря, почти все что угодно, за исключением ряда практических областей, которые требуют применения определенных навыков. Не позволите же вы толпе сделать вам операцию на сердце!

Базисом всех проектов, использующих краудсорсинг, являются талантливые люди, которые готовы жертвовать своим временем. Обычно энтузиасты, которые занимаются такими проектами, стремятся не столько заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от работы. Возможно, именно поэтому самыми масштабными примерами краудсорсинга до сих пор были некоммерческие проекты.

Создание Википедии является одним из самых ярких, но далеко не единственных примеров суперуспешного применения краудсорсинга (кстати, Википедия занимается и "краудфандингом", собирая вокруг себя не только добровольных редакторов, но и меценатов). Библиотека Конгресса, к примеру, однажды попросила пользователей фотосервиса Flickr опознать людей на фотографиях, которых самостоятельно сотрудники библиотеки идентифицировать не смогли. Проблема была решена за считанные дни.

С тех пор краудсорсинг использовали в некоммерческих проектах неоднократно: интернет-пользователи "сортировали" галактики, искали военных преступников, перебирали тысячи страниц документов, выискивая в них важные факты. В 2007 году в Тунисе активисты с помощью краудсорсинга выяснили, что президент их страны (теперь уже, к слову, бывший) тайно путешествует по миру.

Все чаще обращаются за помощью к своим же читателям и журналисты, чтобы повысить качество информации. Краудсорсинг фактически требует от организации и ее сотрудников признать, что они более не обладают монополией на мудрость (к слову, подобные заигрывания журнала Wired с аудиторией провалились).

Глобальные корпорации, равно как и небольшие предприятия, также не остались в стороне, кинувшись искать мудрость в толпе. Это вполне объяснимо, ведь попросить помощи у сетевых пользователей гораздо дешевле, чем нанимать дорогостоящих консультантов или проводить маркетинговые исследования и внедрять новинки. Кроме того, компании, использующие краудсорсинг, вполне обоснованно могут заявить, что прислушиваются в своей работе к пожеланиям клиентов.

Обратить внимание на краудсорсинг бизнес был вынужден и потому, что феномен неожиданно поставил под угрозу те организации, чью работу толпа может сделать гораздо быстрее и дешевле. Так, программное обеспечение, которое разрабатывают сами пользователи, поставило под удар продукцию IT-компаний. Getty Images, крупнейший фотобанк в мире, был вынужден выкупить сервис iStockphoto, который позволял зарабатывать непрофессиональным фотографам, положив в основу бизнес-модели метод краудсорсинга.

С ростом популярности традиционного вида краудсорсинга стали очевидны и его недостатки - например, бесполезный "шум" идей, генерируемый пользователями, недостаточная мотивированность волонтеров, а также снижение качества конечного продукта. Даже Джефф Хауи, переработав к 2008 году свою статью в полноценную книгу, более скептически подошел в ней к описанию феномена краудсорсинга, процитировав писателя-фантаста Теодора Старджона, заявившего, что "90 процентов всего этого - чушь".

И все же краудсорсинг, несмотря на все ограничения, находит все новые применения в целом ряде индустрий. Да и с "шумом", который производят пользователи, участвующие в проектах по краудсорсингу, можно справиться, правильно структурировав задачу и организовав ее выполнение.

Чтобы избавиться от недостатков, появляются новые технологии и поколения краудсорсинга. В качестве примера можно привести технологию синтеллектуального краудсорсинга, созданную российской компанией Witology и построенную на возможности объединения (синергии) интеллектуальных уровней участников. Как раз эту концепцию положил в основу собственного краудсорсингового проекта Сбербанк.

Задача синтеллектуального краудсорсинга - найти множество лучших идей (и людей), тогда как обычный краудсорсинг направлен на вычленение одной идеи из многих. Сделать это можно, в частности, за счет применения системы рейтингов участников подобных проектов, а также специальных методик, которые позволят идеям проходить ряд эволюционных этапов видоизменений и отбора (за счет оценок идеи ее сторонниками, противниками, конкурирующими группами участников и экспертами). Новый метод работы с пользователями позволит повысить КПД работы сообществ и при этом избежать скатывания в базарный гвалт, чтобы не пропустить ценную идею, заваленную грудами информационного шлака.

Феномен мудрой толпы раскрыл перед компаниями слишком заманчивые перспективы, чтобы от них можно было с легкостью отказаться. Не стоит забывать и то, что краудсорсинг как понятие все еще находится в младенчестве, поэтому фирма, которая в состоянии эффективно использовать его мощь, на данный момент, без сомнения, сможет занять более выгодную позицию в будущем.

Первые такие компании уже появились.