В последний осенний месяц в Москве уже восемнадцатый год подряд проходит фестиваль искусств "Арт-ноябрь". В этом году, как и в прошлом, одним из ключевых событий фестиваля стала выставка, посвященная наследию композитора и пианиста Антона Рубинштейна. О значении личности Рубинштейна для российской культуры и редких архивных документах, рассказывающих о его жизни и творчестве, "Лента.ру" поговорила с арт-директором фестиваля Нателлой Войскунской.
"Лента.ру": Расскажите, пожалуйста, о выставке "Антон Рубинштейн. Летопись эпохи", которая проводится в рамках нынешнего фестиваля "Арт-ноябрь". В чем ее главная задача?
Нателла Войскунская: Можно сказать, что эта выставка началась в прошлом году с посвящения А.Г. Рубинштейну, тогда и возникло само название – "Летопись эпохи": не только потому, что Антон Григорьевич Рубинштейн – поистине человек-эпоха, а еще и потому, что мы поставили перед собой долгосрочную задачу показать эпоху Рубинштейна (Вы спрашивали о главной задаче, так вот она). Показать – пусть не сразу, пусть шаг за шагом, от выставки к выставке, – эпоху Рубинштейна, иными словами, показать его творческие связи и его общение с деятелями культуры той поры, на которых он оказал чрезвычайное влияние и как музыкант, и как неординарная личность; а они, в свою очередь, также были фигурами эпохального значения.
Но прежде всего надо было представить широкой публике Антона Григорьевича, его родословную и основные этапы деятельности в России. Таков контент прошлогодней выставки, построенной на материалах личной коллекции Татьяны Леонидовны Болычевой.
Нынешняя выставка раскрывает связи Рубинштейна и братьев Третьяковых. Переписка братьев Третьяковых, а также Павла Михайловича с Репиным и Крамским, переписка Третьякова с женой (Павел Михайлович писал ей о своих впечатлениях об операх Рубинштейна "Купец Калашников" и "Демон") наряду с дневниковыми записями Веры Николаевны Третьяковой (кстати, прекрасной пианистки), – все говорит о том, сколь высоко они ценили гениального музыканта. Вот лишь одна фраза из ее дневника: "Исполнение 'Эгмонта' и 'Океана' было высоко художественно. Впечатление от всех 7 частей Океана было самое яркое. Вторая часть 'Lento assai' тронула меня до слез, я сильно расплакалась, - так ярко, горячо ощутила я силу бури и всю силу страданий плавающих". Эта запись сделана В.Н. Третьяковой в 1882 году.
Подобные документальные свидетельства эпохи (а они хранятся в Отделе рукописей Третьяковской галереи) позволяют погрузиться в прошлое – то прошлое, которым так гордится настоящее. Тема "А.Г. Рубинштейн и П.М. Третьяков" блестяще раскрыта в статье Елены Теркель, опубликованной в каталоге к этой выставке. Е. Теркель заведует сектором исторических источников отдела рукописей ГТГ. Но это, пожалуй, почти все о первой части выставки.
Вторая, смею надеяться, не менее интересная часть экспозиции, посвящена американскому турне А.Г. Рубинштейна, он совершил его в 1872-1873 годах. Выставленные документы – это первый шаг на пути осуществления проекта Фестиваля "Арт-ноябрь" "Антон Рубинштейн. Путь через океан". Предоставленные архивом Нью-Йоркского филармонического общества материалы чрезвычайно интересны. Это партитура симфонии "Океан" А.Г.Рубинштейна (версия 1851 года) с пометами известных американских дирижеров, исполнявших этот шедевр с 1871 по 1920 годы. Это программы его выступлений в Академии музыки в Нью-Йорке, а также Посвящение памяти А.Г. Рубинштейна его любимого ученика Иосифа Гофмана, опубликованное в Musical Courier к 100-летию со дня рождения великого музыканта. Не могу не процитировать эти строки: "Антон Рубинштейн! Мастер, мой наставник! Как прост его подход к музыке – и как прекрасно, возвышенно его творчество! Нет сомнений, что истина проста, и Рубинштейн – ее полноправный истолкователь… Рубинштейн был истинный гений. В своем искусстве он следовал природному чутью, которое всегда превосходит любые правила и навыки, потому что этот природный дар - начало начал. Как часто появляется талант, подобный Рубинштейну? За последние сто лет, лишь один – Антон. Те, кому посчастливилось знать его как артиста и как человека, никогда не забудут великого Мастера музыкальной экспрессии. Пусть навеки упокоится душа и прославится его имя!"
Не менее эмоциональны и опубликованные в том же юбилейном номере воспоминания американского музыкального критика Артура Абелла, которому посчастливилось слышать игру Рубинштейна и беседовать с ним. Вот еще одна цитата: "…Сравнивать Рубинштейна с другими пианистами-современниками все равно, что сравнивать Бетховена с ныне живущими композиторами. Гений есть гений, и Рубинштейн – непревзойденный гений фортепиано".
Ранее проходили столь масштабные выставки, посвященные Рубинштейну?
Уверена, что нет; хотя выставки, конечно, были, и неоднократно – ведь отмечались юбилеи Рубинштейна в Музее М.И. Глинки, в Петербургской консерватории, которую основал Антон Григорьевич, и в Московской консерватории, и в библиотеке Иностранной литературы, где долгие годы работала Татьяна Леонидовна Болычева, о чьей коллекции я уже упоминала в связи с прошлогодней выставкой. Однако наша выставка наглядно иллюстрирует на новых архивных материалах масштаб личности великого музыканта, который был первым, кто взялся «наводить мосты» между Москвой и Нью-Йорком, между Европой и Америкой, и делал это с присущим ему артистическим блеском. Следует отметить и тот факт, что мы предоставляем возможность ознакомиться на русском языке с материалами, полученными из архива Нью-йоркского филармонического общества, а наши американские коллеги получат возможность прочесть на английском все материалы из архива Третьяковской галереи.
Какие материалы на этой выставке являются ключевыми? Что экспонируются впервые?
Ключевые материалы – это документы из личного архива П.М. Третьякова, хранящиеся в Отделе рукописей Третьяковской галереи, и нью-йоркские материалы, о которых я уже говорила.
Какие отношения у Рубинштейна были с братьями Третьяковыми? Чему посвящена переписка Третьякова?
Благодарю за этот вопрос. Павел Михайлович, как мы все знаем, задумал и осуществил создание портретной галереи выдающихся деятелей культуры России. Конечно, Антон Григорьевич был одним их тех, чей портрет Третьяков хотел заказать и приобрести для своей галереи. С этим он и обратился сперва к Крамскому, но тот был занят выполнением других заказов, и хотя личность и сам образ Рубинштейна был чрезвычайно притягателен для него как для живописца, он признал, что не сможет выполнить заказ в срок, обозначенный Павлом Михайловичем. Обо всем этом мы знаем из их переписки. Портрет, находящийся в Третьяковской галерее, был выполнен И.Е. Репиным. На выставке можно ознакомиться с перепиской по поводу этого портрета между Павлом Михайловичем и его братом Сергеем Михайловичем и, конечно, с Репиным.
Большая ли часть выставки приехала из Нью-Йорка? Насколько активна американская сторона в изучении творческого наследия музыканта?
Пожалуй, нью-йоркская и московская части равновелики. Что же касается второй части Вашего вопроса, то отвечаю – меня поразило количество зарубежных издательств, которые сегодня публикуют автобиографию А.Г. Рубинштейна. A propos, его автобиография была сразу же переведена на английский язык и вышла в Америке буквально через полгода после выхода в России. Надо сказать, американцы до сих пор находятся под впечатлением от творческого подвига Рубинштейна – 60 городов США на 215 концертах рукоплескали великому маэстро в сезоне 1872 – 1873 годов. Музыка Рубинштейна постоянно исполняется американскими музыкантами. Антон Рубинштейн был первым российским исполнителем, чья прижизненная слава перешагнула границы континентов. До сих пор ходят легенды о его неукротимой энергии. С грандиозного турне Антона Рубинштейна началась славная история культурных взаимоотношений между Россией и Америкой.
О Рубинштейне можно говорить и говорить. Именно он предугадал стремительное развитие американского оркестрового исполнительства, разглядел большое будущее новой концертной индустрии.
Позвольте, раз уж мы затронули эту тему, подробнее остановиться на американском турне Рубинштейна. Он – единственный мировой исполнитель, ставший автором идеи цикла "Исторических концертов" и личным примером ее практического воплощения. Это грандиозное начинание Рубинштейна по сей день остается уникальным… Ни много ни мало – это в общей сложности 90 выступлений, объединивших исполнение 1032 произведений 79 авторов с пояснениями солиста. Согласитесь, это кажется просто чем-то нереальным...
Скажите: кто, кроме него, способен был мыслить столь масштабными циклами? Никто в то время, да и никто сейчас… Вена, Париж, Лондон, Лейпциг, Берлин, Дрезден, Брюссель, Прага, Москва и Санкт-Петербург – такова география его "Исторических концертов". Заметьте, в кавычках и с большой буквы… Это лучшие произведения для фортепиано от Баха до русских композиторов ХIX века. А вот самый первый цикл из семи "Исторических концертов" Рубинштейн предложил именно американской публике в мае 1873 года.
Итак, эти концерты, как и весь грандиозный тур по городам США, как и выступления Рубинштейна в качестве дирижера Оркестра Нью-Йоркского Филармонического общества, принесли ему неувядаемую славу и звание первого в истории “Стейнвей-Артиста”. Надо ли говорить, что его имя навсегда вписано в историю американской музыкальной культуры? И по сей день произведения Рубинштейна украшают сезоны лучших американских концертных залов, его музыка входит в репертуар многих оркестров и солистов, его партитуры переиздаются, о нем пишут статьи и книги. Пожалуй, никто не внес больший вклад в укрепление российско-американских культурных связей, чем это сделал Рубинштейн.
Мне бы хотелось, если позволите, вновь обратиться к анонсированному Фестивалем "Арт-ноябрь" в 2010 году проекту "Антон Рубинштейн. Путь через океан" (Anton Rubinstein: Сrossing the Оcean). Мы анонсировали его в первом, а в этом году и во втором специальных выпусках журнала "Третьяковская галерея", озаглавленных "Америка – Россия. На перекрестках культур" (журнал выходит на русском и английском языках). Так вот, этот проект направлен на восстановление целостности "пространства Рубинштейна".
В рамках этого проекта "Арт-ноябрь" предполагает совершить обратный путь через океан и познакомить современную российскую публику и профессиональную аудиторию с той значительной частью истории и наследия Рубинштейна, которую на протяжении более 100 лет бережно хранит американское общество.
Конечно, проект "Антон Рубинштейн. Путь через океан" предполагает и знакомство американской публики с уникальными материалами эпохи Рубинштейна из архивов Третьяковской галереи, Государственного музея музыкальной культуры имени Глинки, Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, частных коллекций; в рамках этого проекта планируется организация выступлений российских и американских пианистов – наследников великой исполнительской школы, по праву составляющих гордость современного музыкального искусства, а также проведение мастер-классов, открытых встреч и семинаров в целях укрепления сотрудничества между университетами и музыкальными учебными заведениями России и США.
В общем, планов много, а перспектива их осуществления не может не вдохновлять.
Эта выставка стала важным шагом в исследовании жизни и творчества Антона Рубинштейна. Каковы дальнейшие шаги в развитии "рубинштейновского направления"?
Наши дальнейшие шаги связаны с поиском новых материалов в США и в Австрии, в Вене.
На какой стадии сейчас проект создания института Рубинштейна?
На стадии закладки фундамента. Несколько поистине "золотых" кирпичей, полагаю, нами уже заложены.