В США появилась первая жертва европейского долгового кризиса. Брокерская компания MF Global, вложившая более шести миллиардов долларов в суверенные долги стран еврозоны, 31 октября объявила о банкротстве. Компанию погубила рисковая политика менеджмента. Это банкротство стало восьмым по масштабам в истории США.
Крах брокерской компании MF Global проходил по стандартному сценарию. 25 октября брокер отчитался о финансовых результатах за третий квартал 2011 года. Выяснилось, что убыток компании за этот период составил 191,6 миллиона долларов. Это в два раза больше, чем за предыдущий квартал: с апреля по июль MF Global потеряла 94,3 миллиона долларов.
После публикации отчета инвесторы, и без того в последнее время не доверявшие ценным бумагам MF Global, начали их сбрасывать. Акции компании упали за неделю на 67 процентов. Moody's и Fitch снизили рейтинги компании до дефолтных. Федеральный резервный банк Нью-Йорка отреагировал на это запретом заключения новых сделок с MF Global. Торги акциями брокера также были приостановлены. Трейдерам компании запретили совершать сделки купли-продажи на бирже Nymex в Нью-Йорке. Фактически, работа брокера была парализована.
В результате менеджмент компании, долг которой на конец сентября составлял 39,7 миллиарда долларов, а активы – 41 миллиард, вынужден был решать, что же делать с MF Global. Как вариант рассматривалась продажа брокера. СМИ сообщали, что компанией интересовались такие банки, как Goldman Sachs, State Street, Macquarie и Barclays. Но переговоры по продаже были сорваны. Для покупки банкам необходимо было получить ряд согласований регуляторов, что стало невозможным из-за большого объема рисковых активов, аккумулированных MF Global.
Вложения брокера в европейские бонды составляли на конец третьего квартала 6,3 миллиарда долларов. Из них 4 миллиарда – в облигации Италии и Испании, страдающих от долгового кризиса. Для сравнения, европейский банк Dexia был погублен списанием греческих долгов, которые составляли 3,5 миллиарда евро против почти 300 миллиардов активов банка. Morgan Stanley имеет на своем балансе 4 миллиарда долларов долгов периферийных стран Европы при активах, превышающих 750 миллиардов долларов (в 18 раз больше, чем у MF Global).
По какой причине брокер пошел на такие рискованные инвестиции, менеджмент не комментирует. Существует единственная версия - в MF Global собирались заработать на росте цен на долговые бумаги европейских государств. Облигации должны были подорожать на фоне решений саммита ЕС, но этого не произошло, и рискованный шаг погубил компанию.
Кроме того, на счетах клиентов MF Global была выявлена недостача в 600 миллионов долларов. Пока государственные органы США не торопятся с обвинениями: не исключено, что денежные средства просто не были отражены из-за неправильного финансового учета. ФБР начала соответствующую проверку. О результатах расследования еще не сообщалось, но есть вероятность, что денежные средства клиентов также могли быть вложены в рисковые активы.
В марте 2011 года MF Global возглавил Джон Корзайн (Jon Corzine), который за 24 года работы в Goldman Sachs заработал себе репутацию трейдера, неоднократно пересекавшего предел риска. В его планы входило превратить MF Global из брокерской компании в полноценный инвестиционный банк, который кроме денег клиентов оперировал бы и собственными средствами. Но он сделал слишком большую ставку на долговые бумаги Италии и Испании.
До этого Корзайн неоднократно шел на риск и при этом выигрывал. В 1994 году трейдеры под его руководством могли потерять 100 миллионов долларов за месяц из-за снижения цен на акции, но Корзайн сумел выправить положение. Уже к концу года он возглавил Goldman Sachs. Став президентом компании, Корзайн увеличил число рисковых операций с собственными капиталами Goldman Sachs, из-за чего годовой доход вырос на 2 миллиарда евро.
Выдвигаясь на пост сенатора США, Корзайн потратил 100 миллионов долларов из собственных денег и выиграл. В 2007 году, будучи уже губернатором штата Нью-Джерси, Корзайн попал в тяжелую автомобильную аварию. Он не был пристегнут ремнем безопасности и чудом уцелел в автокатастрофе. Видимо, именно любовь к риску побудила Корзайна скупать долги стран еврозоны.
Банкротство MF Global вряд ли вызовет крах других финансовых организаций в США и, скорее всего, не является даже "первой ласточкой" в череде банкротств брокерских компаний. Активы MF Global, так же как и долги, не сопоставимы с финансовыми возможностями американских банков. Западные издания отмечают, что MF Global погубила собственная рисковая финансовая политика, а не нестабильность на мировых фондовых рынках. В чем-то банкротство MF Global напоминает крах банка Dexia в октябре 2011 года. Хотя Dexia и стал "первой жертвой долгового кризиса в Европе", он же пока остается и последней. Его погубили собственные долги, а не долги еврозоны.
Однако у произошедшего могут быть другие, конечно, менее серьезные, последствия. Прежде всего, речь идет о доверии к финансовой системе и регуляторам США. Так, The Wall Street Journal в своей статье "Где была комиссия по торговле товарными фьючерсами?", напоминает, что компания MF Global имела привилегированный статус первичного дилера (через него проводили операции резервные банки). Тот факт, что брокер не только погиб из-за рискованных шагов, но и потянул за собой деньги клиентов, негативного сказывается на репутации регуляторов, в том числе и Федерального резервного банка Нью-Йорка.
Скорее всего, банкротство MF Global станет частным случаем, который все-таки сможет научить госорганы США внимательнее смотреть за брокерами. Пока больше всех от краха организации пострадал сам Корзайн: еще месяц назад принадлежащие ему акции MF Global стоили более миллиона долларов, теперь их продать просто невозможно.