Холдинг IKEA уже несколько лет удерживает лидерство в рейтинге крупнейших владельцев торговых центров в России. При этом отрыв шведов настолько велик, что, даже несмотря на приостановку развития сети "Мега", в ближайшие пару лет их вряд ли кто-то потеснит с первой строчки. Единственным более или менее реальным конкурентом IKEA является группа "Ташир", которая не прекращала наращивать торговые площади даже в кризис.
Шведы впереди
Согласно рейтингу InfoLine Developer Russia Top-100, опубликованному газетой "Коммерсантъ", в настоящее время IKEA принадлежит 15 торговых центров под брендом "Мега". Общая арендопригодная площадь этих магазинов составляет 1,501 миллиона квадратных метров. В прошлом году шведы также уверенно возглавляли список, а в этом году открылись еще две "Меги" (многострадальный ТЦ в Самаре и торговый комплекс в Уфе). В середине 2009 года руководство холдинга заявило, что из-за многочисленных административных барьеров компания не будет начинать новые стройки в России, а только завершит уже начатые проекты. При этом шведы все же поддались давлению российских реалий - в начале 2010 года за дачу взяток были уволены два топ-менеджера IKEA (гендиректор холдинга в России и СНГ Пер Кауфман и глава департамента по недвижимости Стефан Гросс).
Ближайшим преследователем IKEA является группа компаний "Ташир" Самвела Карапетяна, девелоперский портфель которой, в основном, формируют ТРЦ "Рио". Всего компания владеет 712 тысячами квадратных метров торговых площадей. "Ташир" последние годы крайне активно ведет себя на рынке и был одной из немногих компаний, которая продолжала строить новые объекты и приобретать активы конкурентов во время экономического кризиса. Главным образом это связано с тем, что группа развивалась на собственные, а не заемные средства. Однако даже если "Ташир" введет в строй все свои строящиеся и проектируемые объекты (около 730 тысяч квадратных метров, открытие двух комплексов запланировано на конец текущего года), то IKEA ему превзойти не удастся.
На третьей строчке располагается петербургский холдинг "Адамант", развивающий, в частности, такие бренды, как "Заневский каскад I и II", "Варшавский экспресс", "Балканский", "Норд" и "Континент". Всего девелоперу принадлежат 25 торговых центров общей арендопригодной площадью 509 тысяч квадратных метров. Владельцами холдинга являются Игорь Лейтис, Михаил Баженов, Евгений Гуревич и Владимир Голубев.
Четвертое место заняла группа "Регионы", которая владеет 19 торговыми центрами под брендами "Июнь" и "Сибирский городок" (342 тысячи квадратных метров). До конца этого года владельцы компании - братья Муцоевы, Амирхан Мори и Александр Карпов - планируют сдать в эксплуатацию еще один ТЦ.
Замыкает топ-5 турецкая девелоперская компания Enka, построившая первый в России гипермаркет западного образца ("Рамстор" в районе станции метро "Молодежная"). В 2007 году турки стали единоличными собственниками сети "Рамстор", но уже в том же году продали и сдали в аренду часть гипермаркетов французской группе Auchan. Оставшиеся магазины после ребрендинга переименовали в "Капитолии" и "Ситисторы". Общая торговая площадь принадлежащих Enka объектов сейчас оценивается в 288 тысяч "квадратов".
На шестой позиции расположилась группа компаний "Крокус" Араса и Амина Агаларовых. По подсчетам InfoLine, в собственности компании находится 6 ТЦ под брендами "Твой дом", "Крокус", Vegas общей торговой площадью 275 тысяч квадратных метров. Седьмое место в рейтинге заняла корпорация "ТЭН" Руслана Гутнова, владеющая, в частности, центрами под брендом "Город". Арендопригодные торговые площади компании оцениваются в 270 тысяч квадратных метров.
Далее разместилась компания "Киевская площадь" бизнесменов Зараха Илиева и Года Нисанова, наиболее знаковым объектом которой является московский ТРЦ "Европейский". Общая торговая площадь действующих объектов компании составляет 250 тысяч квадратных метров. "Воронежская девелоперская компания" оказалась на девятой строчке (237 тысяч "квадратов"). Замыкает список с показателем в 220 тысяч квадратных метров компания Fort Group, которая попала в рейтинг во многом благодаря покупке в начале этого года всех активов обанкротившейся сети "Макромир".
Эксперты также сравнили девелоперов по общей площади принадлежащих им торговых центров. Тут также вне конкуренции IKEA (2,211 миллиона квадратных метров). Нет изменений и на остальных ступенях "пьедестала почета" - на втором месте "Ташир" (1,187 миллиона квадратных метров), на третьем - "Адамант" (800 тысяч "квадратов"). А вот "Крокус" и "ТЭН" в данном списке поднялись на четвертую и пятую позицию соответственно. Шестую-седьмую строчку разделили между собой "Регионы" и "Киевская площадь", далее располагаются Enka, "Воронежская девелоперская компания" и Fort Group.
Всего в настоящее время в России насчитывается 25 миллионов квадратных метров арендопригодных торговых площадей, одна пятая из которых приходится на десятку лидеров. Сотня крупнейших игроков рынка контролирует почти половину российских ТЦ.
Похожая картина
В Москве ситуация на рынке торговой недвижимости, по большому счету, схожа с общероссийской. Согласно рейтингу, составленному порталом Моллы.Ru, крупнейшим собственником ТЦ в столице также является IKEA (три торговых комплекса арендной площадью около 500 тысяч квадратных метров). Следом за ней идут "Ташир" (360 тысяч квадратных метров) и Enka (350 тысяч "квадратов"). На четвертом месте оказалась австрийская инвестгруппа Immofinanz (сеть "Золотых Вавилонов" и строящийся ТЦ "Гудзон", 275 тысяч квадратных метров), на пятом - "ТЭН" (250 тысяч квадратных метров), на шестом - "Крокус" (164 тысячи квадратных метров). Замыкают список "Киевская площадь" и Auchan.
Стоит отметить, что на ближайшее время в Москве запланировано открытие ряда масштабных объектов, которые могут повлиять на распределение сил. Самым крупным из них, как сообщали аналитики Моллы.Ru, должен стать торгово-развлекательный комплекс "Ривер Молл", строительство которого ведется в районе станций метро "Автозаводская" и "Тульская". Предполагается, что общая площадь здания составит 258 тысяч квадратных метров, из которых на торговую составляющую придется 90 тысяч "квадратов".
В список наиболее ожидаемых торговых объектов также попали многофункциональный комплекс "Калейдоскоп", возводящийся на границе Южного и Северного Тушино, ТРЦ "Отрада" в Митино,
а также первые в России аутлет-центры (ТЦ, специализирующийся на продаже со скидкой старых коллекций известных брендов) Outlet Village Belaya Dacha и BrandCity.
IKEA потеснили
А вот в Санкт-Петербурге IKEA по общему объему торговых площадей занимает лишь третье место, уступая "Адаманту" и Fort Group. Три эти компании контролируют половину чистых торговых площадей северной столицы. При этом два крупнейших торговых центра города принадлежат именно шведам - "Мега-Дыбенко" (торговая площадь - 141,4 тысячи квадратных метров) и "Мега-Парнас" (102,2 тысячи квадратных метров). На третьем месте располагается ТРК "Галерея" (96,4 тысячи квадратных метров) на пересечении Невского и Лиговского проспектов.
В то же время "Галерея", согласно рейтингу компании "НЭО-Центр", является самым дорогим торгово-развлекательным комплексом Петербурга. Его стоимость участники рынка оценивают в 14,3 миллиарда рублей. "Мега-Дыбенко", оцененная в 8,7 миллиарда рублей, в этом списке оказалась на второй строчке. Последнюю ступень пьедестала почета занял МФК "Невский Центр" (7,7 миллиарда рублей).
Дефицит
Главной тенденцией на рынке торговой недвижимости Москвы сейчас является снижение уровня вакантных площадей. По разным оценкам, в качественных столичных ТЦ в настоящее время пустует всего 2,5-3,5 процента помещений.
Главным образом это объясняется рекордно низкими показателями ввода в эксплуатацию новых комплексов из-за отмены или заморозки проектов в кризис. Так, по данным компаний "Магазин магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis и Colliers International, в третьем квартале в Москве не было построено ни одного крупного торгового центра. А по информации компании Knight Frank, за январь-сентябрь было введено в строй только 263 тысячи квадратных метров торговых площадей, что является самым низким показателем с 2003 года. Снижению доли свободных помещений также способствует высокий уровень спроса.
При этом обеспеченность жителей столицы торговыми помещениями остается одной из самых низких не только в Западной, но и в Восточной Европе. Согласно обзору Colliers International, по состоянию на третий квартал данный показатель находился на уровне 290 квадратных метров на 1000 человек (по данным "Магазин магазинов" в ассоциации с CB Richard Ellis - 329 "квадратов", а по данным столичной мэрии - целых 695). Тот же показатель в Европе - в среднем 1500 квадратных метров на ту же тысячу человек.
Дефицит предложения, в свою очередь, способствует росту арендных ставок. По данным Colliers International, якорные арендаторы сейчас платят от 120 до 400 долларов за квадратный метр в год, в торговой галерее цены колеблются от 300 до 3000 долларов за "квадрат" (в зависимости от арендуемой площади и профиля торговли). Эксперты Knight Frank сообщали, что рост ставок в ТЦ в третьем квартале составил 7 процентов (для якорей - от 100 до 400 долларов, для торговой галереи - 300-4500 долларов). Аренда помещений в сегменте стрит-ритейла с начала года подорожала примерно на 15 процентов.