12 ноября Сильвио Берлускони, как и обещал несколькими днями раньше, покинул пост премьер-министра Италии. На его место президент республики Джорджо Наполитано назначил известного экономиста, бывшего еврокомиссара и президента престижного университета Боккони Марио Монти. Монти предстоит сформировать новое правительство и попытаться вывести страну из кризиса.
О том, что экономист Марио Монти может стать новым премьер-министром Италии, заговорили на следующий день после того, как стало известно о грядущей отставке Берлускони. Дело в том, что 9 ноября президент республики Джорджо Наполитано (Giorgio Napolitano) назначил Монти пожизненным сенатором. Пожизненными сенаторами становятся все итальянские президенты после того, как заканчивается срок их службы, а кроме того, каждый действующий президент имеет право по собственному желанию назначить на эту должность пять граждан республики за их заслуги в сфере общественной деятельности, науки, искусства или литературы. Наполитано, который занимает пост президента с мая 2006 года, впервые воспользовался этой возможностью 9 ноября.
Монти стал пожизненным сенатором за заслуги в научной и общественной деятельности. Его можно назвать кем угодно - экономистом, ученым, профессором, публицистом (Монти ведет колонку в газете Corriere della Sera) и просто "Супер-Марио" (хотя это прозвище уже и было дано главе Европейского центробанка Марио Драги, пресса так же окрестила и нового премьер-министра) - но не политиком. Именно это, вероятно, и обратило на него внимание Наполитано: Италии необходимо выйти из экономического кризиса, прежде чем браться за решение политических вопросов.
Марио Монти родился в 1943 году на севере Италии в Ломбардии. В 1965 он окончил университет Боккони (Università Commerciale Luigi Bocconi), самое престижное миланское учебное заведение в области экономики и менеджмента. Затем он учился в США - в Йельском университете - под руководством будущего нобелевского лауреата Джеймса Тобина (James Tobin). При этом Тобин был не единственным будущим нобелевским лауреатом, с которым Монти довелось поработать. Вместе с американцем Лоуренсом Клейном (Lawrence Klein) итальянский экономист создал модель Клейна-Монти, описывающую поведение банков в условиях монополии.
Наконец, в 1970 году Монти стал преподавать в Туринском университете, а в 1985 стал профессором политической экономии в университете Боккони. Вскоре он возглавил Институт политической экономии при том же миланском университете, а в 1989 году стал ректором университета Боккони. Монти пробыл на этом посту до того, как в 1994 году стал президентом университета. Эту должность Монти занимает до сих пор.
Затем началась карьера Монти в Европейской комиссии. В 1995 году он стал еврокомиссаром по внутреннему рынку (European Commissioner for Internal Market and Services). На эту должность в 1994 году, пока Монти еще был ректором университета Боккони, его номинировало первое правительство Берлускони. В 1999 году сменился председатель Еврокомисии, и Монти, теперь уже будучи делегированным от правительства Массимо Д'Алема (Massimo D'Alema), стал еврокомиссаром по вопросам конкуренции (European Commissioner for Competition). Пока он занимал эту должность, Еврокомиссия начала процесс против корпорации Microsoft и воспрепятствовала в 2001 году слиянию General Electric и Honeywell. Наконец, в 2004 году закончилась его служба в Еврокомиссии, после чего он сосредоточился на научной работе.
Занятно, что Берлускони дважды предлагал Монти войти в состав правительства: в 2001 году он отказался стать министром иностранных дел, а в 2004 - министром экономики. При этом сам Монти в 2004 году объяснил свой отказ тем, что он предпочитает работать не в Италии, а на общеевропейском уровне.
Монти - ярый сторонник европейского единства вообще и единой валюты в частности. Так, в своей колонке в Corrire della Sera 30 октября 2011 года он опубликовал письмо к действующему премьеру. В нем Монти вежливо, но жестко раскритиковал заявление Берлускони о том, что "евро никого не убедило", что это "странная валюта" и "никогда не виданный феномен". Кроме того, Монти - на фоне многочисленных спекуляций о долговом кризисе в Европе и слухах о том, что та или иная страна готовится отказаться от единой валюты - заявил, что евро вовсе не находится в кризисе. Надо ли упоминать, что этот человек в 2010 году представил председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу стостраничный доклад о едином европейском рынке.
13 ноября Наполитано поручил Монти сформировать новое правительство. Впервые с официальным заявлением перед публикой новый премьер-министр выступил воскресным вечером, после нескольких часов переговоров с президентом. Однако Монти не сказал ничего, что пролило бы свет на будущий состав его кабинета министров: экономист только заявил, что все слухи, циркулирующие в газетах, являются лишь слухами, а формировать новое правительство он начнет в 10 утра по римскому времени (час дня по Москве) в понедельник, 14 ноября. Монти начал вести переговоры с представителями самых разных политических сил, а утром во вторник наступит время и для двух главных итальянских партий - правоцентристской партии Берлускони "Народ свободы" (Popolo della Liberta) и левоцентристской Демократической партии (Partito democratico). Во вторник к полудню Монти планирует завершить консультации с партиями и встретиться с представителями профсоюзов.
При этом еще в воскресенье Монти поговорил со своим предшественником, а также с председателями обеих палат парламента. Глава нижней палаты Джанфранко Фини (Gianfranco Fini) предположил, что новый кабинет министров будет сформирован к пятнице.
Правительство Монти, это ясно сразу, будет техническим - то есть коалиционным. Впрочем, он пообещал относиться с "глубоким уважением" к итальянскому парламенту и политическим силам. Произнес Монти в своей первой речи в новой должности и ряд дежурных фраз о том, что совместными усилиями итальянцы преодолеют кризис, что решения он будет принимать с осознанием их срочности, но не забывая и об осторожности, а также что Италия должна стать показателем могущества, а не слабости Европы.
Имеющая большинство, хотя и не абсолютное, в нижней палате парламента партия Берлускони "Народ свободы" согласилась с назначением Монти на пост премьера. Однако представители "Народа свободы" попросили его консультироваться с партией по поводу программы и нового состава кабинета министров. Устами своего секретаря и вероятного преемника Берлускони на посту лидера партии Анджелино Альфано (Angelino Alfano) партия выразила свою поддержку техническому правительству, которое не должно просуществовать дольше, чем того требует выполнение мер по выходу из кризиса. При этом Альфано подчеркнул, что в новый кабинет министров не должны войти люди, которые используют свою должность для "активной антиправительственной деятельности". Главными условиями, при выполнении которых "Народ свободы" поддержит правительство Монти, будет выполнение 39 пунктов, представленных Берлускони на саммите в Брюсселе, а также чисто технический и, самое главное, временный характер нового правительства.
Выразила поддержку Монти и вторая по численности в нижней палате парламента Демократическая партия. Ее лидер Пьер Луиджи Берсани (Pier Luigi Bersani) заявил, что стране "нужно совершенно новое и при этом техническое правительство, потому что кризис серьезен".
Зато "Лига Севера" (Lega Nord), которая ранее находилась в коалиции с "Народом свободы", Монти не поддержала и ушла в оппозицию. Лидер партии Умберто Босси (Umberto Bossi) заявил, что они не могут поддерживать правительство, у которого еще нет программы, но по мере ее появления "Лига", возможно, изменит свою позицию. Стоит отметить, что Босси и раньше активнее всех заявлял, что его партия техническое правительство поддерживать не станет. По его мнению, коалиционное правительство - это предательство по отношению к тем итальянцам, которые своими голосами избирали нынешний состав нижней палаты парламента.
Что касается остальных партий, то практически все они высказались в поддержку Монти, а партия "Третий полюс" (Terzo Polo) рискнула предсказать, что правительство Монти просуществует до конца действующего срока полномочий (то есть до 2013 года).
Простые итальянцы по большей своей части, конечно, рады отставке Берлускони - всем надоели вечеринки бунга-бунга, в которые при нем превратилась итальянская политика. Однако чего ждать от Монти, не знает никто, и нельзя сказать, что у кого-то есть уверенность в его способности вывести страну из кризиса. У финансовых рынков, по крайней мере, пока что ее нет.