16 ноября получила продолжение история с компанией Rolkan, двое пилотов которой были осуждены в Таджикистане на прошлой неделе. В Кабуле был задержан принадлежащий компании самолет, кроме того, появились сообщения, что гендиректор Rolkan объявлен в международный розыск. Продолжается и спровоцированный решением суда международный скандал: из России высылают мигрантов-таджиков.
Приговор двум пилотам Rolkan Investments Ltd Владимиру Садовничьему (гражданин РФ) и Алексею Руденко (гражданин Эстонии) был вынесен 8 ноября. Суд Таджикистана признал летчиков, запросивших экстренную посадку, не имея разрешения на вход в воздушное пространство страны, виновными в контрабанде и незаконном пересечении границы и приговорил каждого к 8,5 года лишения свободы в колонии строгого режима.
Под следствием летчики провели восемь месяцев, и все это время российские власти (да и руководство компании), судя по всему, не прилагали значительных усилий, чтобы их освободить. Зато после вынесения приговора, который в России сочли неоправданно суровым, Москва отреагировала крайне бурно. Представители всех ветвей российской власти объявили решение суда политически мотивированным и стали наперебой требовать пересмотра дела, угрожая "серьезными последствиями", а исполнительная власть, как ей и подобает, решила, не сотрясая понапрасну воздух, сразу перейти к делу.
На случай, когда нужно оказать давление на отбившегося от рук соседа, у России есть проверенное средство: глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. В конце октября он как раз напомнил, что бдительно следит за здоровьем граждан, обнаружив опасность в приднестровском коньяке (как раз в это время разыгрался конфликт между Кремлем и бессменным президентом непризнанной республики Игорем Смирновым). А после истории с осужденными в Таджикистане летчиками главный санитарный врач России всерьез озаботился потенциальными рисками, связанными с трудовыми мигрантами.
Наиболее опасными из мигрантов, по мнению Геннадия Онищенко, оказались именно выходцы из Таджикистана - среди них якобы много случаев заболеваний ВИЧ и туберкулезом. В результате в российских городах стали спешно вылавливать гастарбайтеров-таджиков и отказывать в оформлении новым мигрантам из бывшей союзной республики. Вскоре дело дошло и до депортаций - за последние дни из России выслали несколько десятков граждан Таджикистана.
На официальном уровне связь между преследованием таджикских мигрантов и вынесением приговора летчикам Rolkan в России, разумеется, отрицают. Однако руководство Таджикистана уже показало, что умеет понимать сигналы: 17 ноября генпрокурор республики объявил, что "с учетом исключительности случая" приговор осужденным пилотам будет смягчен. Вероятнее всего, таджикские власти, следуя примеру своих российских коллег, не признают, что решение о смягчении приговоров было принято под давлением, но это и не важно. Важно, что авиационный инцидент вылился в полномасштабный международный скандал, все участники которого предстали далеко не с лучшей стороны.
Возникает вопрос: что же стало причиной такого скандала? Судя по разрозненной информации, которую можно собрать о компании Rolkan Investments Ltd в открытых источниках, и осужденные летчики, и депортированные мигранты, и даже власти России и Таджикистана оказались заложниками сомнительных деловых операций частных авиаперевозчиков.
Как известно, никаких следов авиакомпании под названием Rolkan в России обнаружить не удалось. Зато выяснилось, что фирма Rolkan Investments Ltd зарегистрирована в офшоре, на Виргинских островах, и не является авиакомпанией: сертификата на осуществление авиаперевозок у нее нет. Фактически Rolkan - частная компания Сергея Полуянова, которая владела несколькими самолетами (на сегодняшний день известно, что парк состоял из трех машин: двух Ан-72, арестованных в Курган-Тюбе вместе с летчиками Садовничьим и Руденко, и самолета, задержанного в Кабуле - по разным данным, это либо Ан-72, либо Ан-74) и платила зарплату летавшим на них экипажам.
При этом для осуществления перевозок самолеты сдавались в аренду. Так, по словам пилотов и представителей Rolkan, контракт с американской компанией Supreme Food, поставляющей невоенные грузы для сил НАТО в Афганистане, заключила компания Aerospace Consortium, базирующаяся в ОАЭ. Оформлением документов, необходимых для осуществления перевозок, занимался еще один посредник - компания Khatlon FZE, также зарегистрированная в ОАЭ, но принадлежащая двум бизнесменам из России и Киргизии.
Между тем, с документами явно было не все в порядке. Например, известно, что Rolkan сдала свои машины в аренду три года назад - то есть в 2008 году. До этого времени оба самолета, задержанные в Таджикистане, числились в Гражданском реестре вооруженных сил Грузии, но как раз в 2008 году были из реестра исключены и в дальнейшем, видимо, так и не обзавелись легальной регистрацией. По крайней мере, как удалось выяснить "Известиям", в 2010 году машины были объявлены в розыск международными авиационными властями, а пилоты фактически летали без документов. Более того, ГП "Антонов" официально обращалось к авиационным властям Украины с просьбой запретить полеты обоих воздушных судов, поскольку срок их эксплуатации истек еще в 1999 году.
В Khatlon FZE, с руководством которой удалось связаться изданию, заверили, что арест всех трех самолетов был санкционирован властями Афганистана, когда выяснилось, что машины летали без надлежащей документации. Почему в таком случае задержание самолетов произошло с разрывом в восемь месяцев, в компании не пояснили.
Арестованные летчики на суде утверждали, что об отсутствии регистрации афганским властям сообщил некий человек по имени Тимур. Кто он - неизвестно, но именно он направил в компанию Supreme Foods электронное письмо, в котором рассказывалось об отсутствии у принадлежащих Rolkan Ан-72 необходимых документов. При этом, по словам Владимира Садовничьего, регистрации не было только у двух самолетов, а местные власти, получив письмо, не запретили полеты, а лишь ограничились соответствующей рекомендацией. Именно после этого было решено вывезти Ан-72 из Кабула.
Между тем, представители самой Rolkan Invesnments Ltd настаивают, что отсутствие документов тут ни при чем: по их версии, компания стала жертвой международных авиационных рейдеров.
По словам официального представителя Rolkan Валерия Пфефера, целью рейдерской аферы было заполучить принадлежащие компании самолеты. Афера была организована совместно двумя компаниями, с которыми сотрудничала Rolkan, и выглядела следующим образом.
В 2010 году компания Aerospace Consortium, которой были переданы самолеты, перестала платить кабульскому аэропорту аренду за стоянку. В итоге долг аэропорту составил 2,5 миллиона долларов, и именно из-за этого власти Афганистана решили арестовать воздушные суда. Владелец компании, некий индус по имени Джагиб, якобы связан с афганскими и таджикскими силовиками. Выходы на силовиков имеет также Khatlon FZE.
Дальнейшие события, по версии Rolkan, развивались так. Один из руководителей Khatlon FZE, россиянин Олег Баранов, оформил для самолетов разрешение на вылет из Кабула. Посредник также заверил пилотов, что проблем с транзитной посадкой в Таджикистане на пути в Россию не возникнет. Однако перед посадкой выяснилось, что разрешение на полет недействительно, и пилотов, запросивших вынужденную посадку, после приземления арестовали вместе с самолетами. После этого был якобы предъявлен ультиматум: летчики в обмен на самолеты. По крайней мере, гендиректор Rolkan Сергей Полуянов утверждает, что после задержания Садовничьего и Руденко руководству Rolkan предлагали именно такой обмен.
При этом ни одна из представленных версий не объясняет судьбу третьего самолета: ни то, почему он не был вывезен из аэропорта Кабула вместе с первыми двумя, ни то, почему его арест, связанный с отсутствием подлинных регистрационных номеров, произошел лишь спустя восемь месяцев после того, как Ан-72, пилотируемые Садовничьим и Руденко, были задержаны в Курган-Тюбе.
Кто в этой истории прав, может разобраться только беспристрастное следствие, однако, вероятнее всего, виноваты все сразу: и руководство Rolkan, годами сдававшее в аренду незарегистрированные самолеты, и Aerospace Consortium, месяцами не плативший арендную плату аэропорту Кабула, и деятели из Khatlon FZE, годами осознанно оформлявшие липовые разрешения на полеты. Очевидно, что на каждом этапе этой запутанной схемы множество заинтересованных лиц, от частных перевозчиков до представителей аэропортов и силовых структур, получало возможность заработать. К краху этой системы мог привести конфликт интересов - что-то не поделили.
Видимо, не совсем без греха и сами летчики, которые знали о том, что у самолетов не в порядке регистрация, но, тем не менее, закрывали на это глаза - ведь полеты в Афганистан были и для них источником дохода, пусть этот доход и представляется наименее сомнительным. Между тем следствием всей этой истории стало не разбирательство и арест виновных, а ссора двух стран, со всеми вытекающими последствиями - от взаимных обвинений и угроз, до прямых репрессий в отношении граждан.