Наука и техника
19:17, 17 ноября 2011

Сбить цену ОАЭ найдут альтернативу истребителям Rafale на открытом рынке

Шансы Франции заключить хотя бы один экспортный контракт на поставку истребителей Rafale тают с каждым годом. Объединенные Арабские Эмираты, договаривавшиеся о покупке самолетов с 2008 года, назвали коммерческое предложение французской компании Dassault "неконкурентным и нерабочим" и объявили открытый тендер на поставку 60 истребителей. Теперь французам придется побороться за крупный контракт с западными производителями боевых самолетов, в числе которых Boeing и, возможно, Lockheed Martin.

До сих пор ОАЭ считались первым потенциальным зарубежным покупателем французских истребителей Dassault Rafale. Переговоры между Абу-Даби и Парижем велись с 2008 года, причем в них принимало участие и руководство обеих стран. В частности, всевозможные бонусы, например, ускоренную поставку самолетов Арабским Эмиратам, обещал президент Франции Николя Саркози. В общей сложности ОАЭ планировали приобрести 60 французских самолетов, которые должны были заменить устаревшие истребители Dassault Mirage 2000, купленные в 1990-х годах. Сумма потенциальной сделки оценивалась в десять миллиардов долларов.

В ходе переговоров ОАЭ запросили у Франции истребители Rafale с двигателями Snecma M88-2 - более мощными силовыми установками по сравнению с M88, установленными на такие же боевые самолеты французских ВВС. Кроме того, арабским военным потребовались радары RBE2-AA с активной фазированной антенной решеткой, разработкой которых занимается французская компания Thales. Как ожидается, новые радары будут устанавливаться на Rafale ВВС Франции с начала 2012 года. ОАЭ также заказали у Франции оборудование радиоэлектронной борьбы Thales SPECTRA и настаивали на совместном производстве Rafale для своих ВВС.

О том, как проходили переговоры, долгое время не сообщалось, однако в конце сентября 2010 года стало ясно, что сторонам не удается достичь соглашения. 21 сентября прошлого года министерство обороны ОАЭ запросило у американского авиастроительного концерна Boeing техническую информацию о возможностях истребителей F/A-18E/F Super Hornet. Это свидетельствовало как минимум о попытке сбить цену французских самолетов. Какую сумму запросила Dassault за свои истребители, неизвестно. Стоимость Rafale в зависимости от варианта оснащения варьируется от 85 до 124 миллионов долларов. Для сравнения, Boeing на международном рынке просит за Super Hornet 60-80 миллионов долларов.

В начале июля текущего года министерство обороны ОАЭ начало переговоры с американской компанией Lockheed Martin. Предметом переговоров стали технические характеристики и возможность поставки истребителей F-16 Fighting Falcon. Эти самолеты без учета запчастей и вооружения поставляются на внешний рынок в среднем по 75-80 миллионов долларов за штуку. После того, как был сделан запрос на информацию о характеристиках F-16, наступило затишье - Франция и ОАЭ хранили молчание, не раскрывая никаких деталей о ведущихся переговорах. В октябре 2011 года могло даже показаться, что Dassault решила пойти на уступки - министр обороны Франции Жерар Лонге заявил, что переговоры с ОАЭ находятся на предконтрактной стадии.

Впрочем, 14 ноября 2011 года стало известно, что министерство обороны ОАЭ направило европейскому консорциуму Eurofighter приглашение сделать конкурентное предложение и запросило подробную информацию об истребителях Typhoon. Eurofighter продает такие самолеты по 120 миллионов долларов за штуку. В настоящее время консорциум занимается подготовкой коммерческого предложения. Спустя два дня, 16 ноября, стало ясно, что переговоры между ОАЭ и Францией забуксовали, оказавшись фактически на грани провала.

По словам заместителя главнокомандующего вооруженными силами ОАЭ Мохамеда бин Зайеда, французское предложение является "неконкурентным и нерабочим", и по этой причине военные решили поискать альтернативные варианты на мировом рынке, объявив открытый тендер на поставку истребителей. Официально участниками конкурса являются американский концерн Boeing, предлагающий арабскому военному ведомству истребители F-15 Eagle и F/A-18E/F, и европейский консорциум Eurofighter со своим Typhoon. Lockheed Martin в конкурсе пока участия не принимает. "Теперь проводится открытое соревнование. Нам потребуются месяцы, чтобы изучить все предложения и сравнить их", - отметил Зайед.

Поясняя намерение отказаться от прямой закупки французских самолетов, Зайед заявил, что благодаря президенту Саркози "Франция сделала все возможное для дипломатического обеспечения сделки, однако компания Dassault, похоже, не понимает, что никакая политическая и дипломатическая воля не способна преодолеть неконкурентные и нерабочие коммерческие условия". В конце октября 2011 года Саркози назначил министра иностранных дел Франции Алена Жюппе ответственным за проведение переговоров с ОАЭ - Эмираты восприняли этот шаг, как попытку дать Абу-Даби послабление и все же довести переговоры до контракта.

Похоже, что и назначение Жюппе ожидаемых плодов не принесло. "Стоимость Rafale просто возмутительна", - пояснил заместитель главкома вооруженных сил ОАЭ, добавив, что военных не устроили не только цены на Rafale, но и техническое оснащение самолетов. Вероятно, Dassault также отказалась и от развертывания совместного производства Rafale в ОАЭ, что также не соответствует требованиям арабских военных.

В Dassault сложившуюся ситуацию не комментируют. Источник агентства Reuters, знакомый с переговорным процессом, заявил, что на самом деле все идет своим чередом, переговоры продолжаются и ОАЭ "позвали Eurofighter, чтобы сбить цены". Возможно, Rafale действительно является конечной целью Арабских Эмиратов и объявление тендера - лишь попытка добиться от Франции более выгодных условий. По словам Зайеда, покупка Rafale не является необходимостью; это сугубо политическое решение, одна из целей которого - упрочение военно-технического сотрудничества с Францией.

Rafale. Фото с сайта dassault-aviation.com
Lenta.ru

Политические же решения, как правило, имеют мало отношения к реальным характеристикам военной техники. В этом плане показательным является тендер F-X2, проводившийся министерством обороны Бразилии с 2007 года. Участниками конкурса были французский истребитель Dassault Rafale, шведский Saab JAS 39 Gripen NG, американский Boeing F/A-18 Super Hornet и российский Су-35. В 2010 году в Бразилии разгорелся скандал между тогдашним президентом Жозе Альфреду де Паулу Силвой и министерством обороны. Силва настаивал на покупке французских самолетов. В министерстве обороны заявляли, что это решение основано исключительно на политике, и отдавали предпочтение шведскому Gripen, который более прост в обращении, чем Rafale, и дешев в обслуживании.

В начале 2011 года новый президент Бразилии Дилма Руссеф приостановила тендер ВВС. Поводом для этого стал дефицит военного бюджета. Между тем, шансы Франции заключить хотя бы один экспортный контракт на поставку истребителей Rafale с каждым годом становятся все меньше и меньше. В разное время Dassault предлагала самолеты Великобритании, Швейцарии, Оману, Кувейту и Ливии. Последняя к слову, хотя так и не купила французские самолеты, все же сумела увидеть их в действии во время военной операции западной коалиции на своей территории. Другие государства также отказались покупать Rafale. В 2008 году французский самолет участвовал в марокканском тендере на поставку истребителей наравне с Gripen и Typhoon. ВВС Марокко в итоге предпочли не участвовавший в конкурсе американский F-16.

В настоящее время Rafale и Typhoon являются финалистами индийского тендера на поставку 126 многофункциональных средних истребителей MMRCA. В этом конкурсе самолеты опередили МиГ-35, F-16IN, F/A-18E и Gripen. Победитель тендера должен быть объявлен в конце 2011 года, самое позднее - начале 2012-го. Не исключено, что и в этом конкурсе Rafale окажется не у дел.

< Назад в рубрику