Экономика
19:17, 18 ноября 2011

В Дубай за покупками Продажи на авиасалоне в ОАЭ превысили 60 миллиардов долларов

В Объединенных Арабских Эмиратах завершился крупнейший на Ближнем Востоке авиасалон Dubai Air Show 2011. В этом году на авиационном шоу были заключены контракты на 63,3 миллиарда долларов. Больше половины этой суммы пришлось на конкурирующие авиаконцерны Airbus и Boeing, сумевшие продать пассажирских самолетов на 40,5 миллиарда долларов с учетом опционов. В целом, салон показал - авиаиндустрия быстрыми темпами оправляется от последствий недавнего кризиса.

Авиасалон Dubai Air Show проходит в ОАЭ каждые два года. В 2011 году мероприятие проводилось с 13 по 17 ноября. В работе авиасалона приняли участие около 900 экспонентов из 47 стран мира. В течение пяти дней Dubai Air Show посетили 56,5 тысячи человек. На статической экспозиции и в небе были представлены десятки гражданских и военных самолетов, в числе которых A330, C-27J Spartan, M346 Master, F-22 Raptor, B787-8 Dreamliner, Bombardier Q400, B777 и Saab 2000. Согласно подсчетам организаторов, на протяжении авиасалона было заключено контрактов на 63,3 миллиарда долларов, причем большая часть - в первые три дня.

Boeing 777-300ER. Фото с сайта boeing.com
Lenta.ru

В частности, в первый же день работы Dubai Air Show авиакомпания Emirates заключила с американским авиастроительным концерном Boeing контракт на поставку 50 пассажирских самолетов B777-300ER. Сумма сделки составила 18 миллиардов долларов в каталожных ценах. В соглашении также содержится опцион на поставку 20 дополнительных лайнеров на восемь миллиардов долларов. По оценке авиакомпании, подписанный контракт стал крупнейшим соглашением на покупку самолетов одной серии за всю историю Boeing.

14 ноября убыточный национальный авиапервозчик Омана Oman Air неожиданно приобрел у Boeing шесть пассажирских самолетов B787-8 Dreamliner ("Лайнер мечты") на 1,2 миллиарда долларов. Ранее авиаперевозчик планировал взять эти самолеты в операционный лизинг у компании ALAFCO, однако впоследствии расторг лизинговое соглашение и решил приобрести лайнеры в собственность. Любопытно, что Oman Air не получал прибыли с 2006 года; в 2010 году чистый убыток авиакомпании составил 78,09 миллиона оманских риалов (202,8 миллиона долларов).

Чуть позже Qatar Airways приобрела у Boeing два грузовых самолета B777F, доведя стоимость контрактов, заключенных американским концерном до 20 миллиардов долларов (28 миллиардов долларов с учетом опционов).

Не отставал от Boeing и европейский авиастроительный концерн Airbus, продавший в ходе авиасалона самолетов на 20,5 миллиарда долларов. Самый крупный заказ компания получила от перевозчика Qatar Airways, который приобрел 50 лайнеров A320neo и пять A380. К слову, с этой покупкой приключилась забавная история. 15 ноября 2011 года должна была состояться большая совместная пресс-конференция Airbus и Qatar Airways, на которой и планировалось объявить о крупной сделке стоимостью 6,5 миллиарда долларов. Это мероприятие было отменено, хотя на него уже стали собираться посетители Dubai Air Show.

Отмена пресс-конференции вызвала смуту в рядах журналистов, намеревавшихся первыми сообщить о крупной сделке. В частности, телеканал Al Arabiya сообщил, что Qatar Airways вообще передумала покупать лайнеры. Позже выяснилось, что стороны просто не сумели договориться о стоимости самолетов и перенесли пресс-конференцию. К слову, вскоре после отмены мероприятия Qatar Airways и объявила о покупке B777F. Спустя несколько часов Airbus и катарский авиаперевозчик все же подписали контракт, так и не рассказав, с чем была связана отмена пресс-конференции.

В ходе авиасалона в Дубае американская лизинговая компания Aviation Capital Group заказала 30 самолетов Airbus A320neo общей стоимостью 2,7 миллиарда долларов. Кроме того, Airbus договорился о продаже 50 A320neo Кувейтской компании ALAFCO за 4,6 миллиарда долларов. По данным европейского концерна, A320neo вообще стал самым популярным лайнером в 2011 году - с начала года компания получила заказы на поставку 1300 таких самолетов. Airbus объясняет популярность лайнера его экономичностью, увеличенной грузоподъемностью и повышенной дальностью полета.

Airbus A320neo. Фото с сайта airbus.com
Lenta.ru

Благодаря крупным заказам на самолеты без контрактов не остались и двигателестроительные компании. В частности, американская General Electric заключила на Dubai Air Show соглашения на поставку двигателей общей стоимостью 13,8 миллиарда долларов. В частности, Emirates пожелала установить на свои B777-300ER силовые установки GE90-115B. Покупателями американских двигателей также стали авиакомпании Lufthansa, Qatar Airways, Cargolux и Garuda Indonesia.

В целом ближневосточный авиасалон показал, что мировая авиационная промышленность начала оправляться от глобального финансово-экономического кризиса, разразившегося осенью 2008 года. Если в 2007 году стоимость заключенных на Dubai Air Show контрактов составила рекордные 155,5 миллиарда долларов, то в 2009-м этот показатель составил 14 миллиардов долларов. Символом восстановления как раз и стали контракты на 63,3 миллиарда долларов, подписанные в 2011 году. Организаторы авиасалона надеются, что в 2013 году совокупная стоимость контрактов превысит сто миллиардов долларов.

Получилось, что на Dubai Air Show Boeing и Airbus подписали контракты примерно одинаковой стоимости. Однако если бы еще одно событие, произошедшее 17 ноября, случилось на авиасалоне в ОАЭ, американский концерн стал бы победителем в неформальной гонке по количеству самолетов и стоимости контрактов. В ходе визита в Индонезию президента США Барака Обамы 17 ноября индонезийский авиаперевозчик Lion Air заключил с Boeing контракт на поставку 230 лайнеров B737 на 21,7 миллиарда долларов. Эта сделка действительно стала крупнейшей за всю историю Boeing.

< Назад в рубрику