22 ноября в СМИ появилась информация, что крупнейший производитель сигарет в России с отечественным капиталом - "Донской табак" - проходит "предпродажную подготовку". В числе потенциальных покупателей выступает британская Imperial Tobacco, желающая увеличить свою долю на российском рынке. Если сделка состоится, иностранный бизнес консолидирует около 99 процентов российского табачного производства.
О том, что "Донской табак" будет выставлен на продажу, журналистам рассказали сразу несколько источников в бизнес-среде. В настоящее время компания является последним значимым российским игроком на отечественном рынке сигарет. Доля "Донского табака" составляет 3,7 процента. Компания имеет не только производственный комплекс в Ростове-на-Дону, но и контролирует предприятие "Нево табак" (марки "Арктика" и "Ленинград"), производящее сигареты в Ленинградской области и Переяславле-Залесском.
Два факта подтверждают, что "Донской табак" собираются продавать. Во-первых, недавно компания начала аудит с привлечением международных финансовых институтов. В их числе - KPMG, которая стоит в одном ряду с PricewaterhouseCoopers и является одним из самых авторитетных оценщиков бизнеса.
Второй аргумент - в последнее время предприятие посетило сразу несколько иностранных делегаций. По данным СМИ, в числе визитеров - "некая корейская компания", неназванная транснациональная корпорация и представители Китайской национальной табачной корпорации (CNTC). В свою очередь, отраслевой портал "Русский табак" напоминает, что делегаты от CNTC в течение последнего года совершили несколько визитов на российские предприятия, но ни к каким сделкам это не привело.
"Донской табак" входит в группу "Агроком", которая на 87,4 процента принадлежит супруге депутата Государственной Думы РФ Ивана Саввиди - Киряки Саввиди. Сам депутат подтвердил, что продажа компании возможна, но рассматриваются ли конкретные предложения и когда может быть заключена сделка, не уточнил.
У Ивана Саввиди есть собственный аргумент в пользу продажи табачного бизнеса - его репутация как политика. В течение последних лет государственное давление на этот сектор усилилось, что выразилось не только во введении нового технического регламента, но и в мощной антитабачной пропаганде. А "Донской табак", кроме прочего, недавно оказался в эпицентре скандала - в августе 2011 года компанию обвинили в пропаганде курения среди детей.
Компания выпустила новые марки сигарет – Sweet Dreams, Kiss и Play. Пачки были оформлены в подростковом стиле. Блогеры отреагировали на это гневными постами, скандал из блогосферы перешел в СМИ. Последовали репортажи, в том числе и иностранных журналистов. "Донскому табаку" также приписали создание сайта "Девичья курилка", где, кроме прочего, рассказывалось о том, как лучше всего начинать курить. Из-за общественного давления компания даже была вынуждена снять с производства марки сигарет до разработки нового дизайна.
Группа "Агроком", в состав которой входят рыбоводческие и тепличные хозяйства, а также мясоперерабатывающие предприятия и комплекс отдыха в Ростове-на-Дону, может развиваться и без "Донского табака", хотя и потеряет свой крупнейший актив. Суммарная ежегодная выручка группы составляет 20 миллиардов рублей, в то время как по итогам 2010 года "Донской табак" продал продукции на 8,5 миллиарда.
Источники газеты "Коммерсантъ" на рынке рассказали, что главным претендентом на "Донской табак" является британская корпорация Imperial Tobacco. Слияние позволит британцам увеличить свою долю на рынке с 7,55 до 12,4 процента в натуральном выражении и с 5,6 до 9,2 процента в стоимостном. В настоящее время корпорация выпускает в России сигареты Davidoff, R1, West, "Балканская звезда". Компании принадлежат табачные фабрики в Волгограде и Ярославле.
Продажа "Донского табака" может стать первой крупной сделкой на российском табачном рынке после продажи "Балканской звезды" в 2004 году. Тогда предприятие также отошло Imperial Tobacco за 200 миллионов долларов.
За последние двадцать лет большинство российских крупных табачных предприятий, включая "национальные бренды", такие как "Ява", перешли под контроль иностранных табачных корпораций. По итогам 2010 года зарубежные игроки контролируют почти 95 процентов российского табачного рынка.
Крупнейшими игроками на российском рынке являются японская JTI (Winston, Mild Seven, Петр I) с долей в 34,5 процента, Philip Morris (Parliament, LM, Marlboro) - 30,4 процента и BAT (Kent, Ява, Dunhill) - 22,2 процента. Компании только с российским капиталом работают в основном в низком ценовом сегменте, и им все сложнее входить в инорегиональные, не говоря уже об иностранных, рынки.
Сейчас почти во всех странах мира более 80 процентов рынка принадлежит четырем крупным холдингам. Исключением является только Китай, где проникновение иностранцев на рынок ограничено законодательно. Считается, что только крупные корпорации способны справиться с постоянным повышением акцизов и давлением со стороны государства и при этом активно расти. Когда Иван Саввиди в 1993 году стал главой "Донского табака", его девизом стал призыв "работать под российским флагом". Но, похоже, рынок диктует другие условия.