1 декабря группа "Би-2" выпускает новый альбом, получивший название "Spirit". В тот же день в московском клубе "16 тонн" состоится закрытая презентация пластинки. Музыкальный обозреватель "Ленты.ру" встретился с лидерами коллектива Левой Би-2 и Шурой Би-2 и расспросил музыкантов о доверительной схеме записи диска, побочных проектах, меценатах и хипстерах.
"Лента.ру": В современном мире, в эпоху развития интернета, больших потоков информации и бесконтрольного скачивания, музыка довольно сильно обесценилась. И музыканты, выпускающие новые альбомы, оказались не в очень хорошем положении, когда каждый раз, чтобы удержать интерес своего слушателя, надо как-то удивлять. Как будет удивлять ваш новый альбом "Spirit"?
Шура Би-2: Ну, во-первых, мы его выпускаем не очень обычным способом. Еще полгода назад мы объявили всем поклонниками, что будем выпускать альбом без участия рекорд-компании, как раз в интернете. Мы им предложили стать так называемыми "акционерами" альбома и сделали некую предпродажу пластинки, собрав достаточно внушительную часть денег на ее запись.
А если не секрет, какие это деньги?
Ш.: Я сумму не скажу, потому что сбор еще идет. Ну, и это просто профессиональная тайна.
А много ли человек в этом поучаствовало?
Ш.: Да, достаточно много. Мы предложили три билета, дающие право на получение альбома - серебряный по 250 рублей, красный по 500 рублей, и золотой по 1000 рублей с проходом на закрытый концерт-презентацию в клубе "16 тонн". Правда, туда не все сумеют попасть, потому что желающих слишком много. Но тех, кто купил серебряный билет, их еще больше.
Кроме того, что альбом будет издан на физическом носителе, то есть на CD, будет еще цифровая версия пластинки в виде приложения для Ipod, Ipad, Android. И 1 декабря все, кто стал "акционером", это приложение получат. Это будет не просто mp3 с одной картинкой, а целый виртуальный мир. Мы уже, когда издавали сингл "Оптимист", делали такое превью. Сейчас история будет немного пошире.
Ну, это хорошая история - так называемая доверительная схема. Она уже показала, что работает. Недавно, как вы, наверное, знаете, таким образом Евгений Федоров издал дебютный альбом своей новой группы Zorge, ну и так далее. То есть в вашем случае она тоже абсолютно сработала?
Ш.: Сработала, да. Мы понимаем, что эта история не одного года и не одного месяца. Думаю, что через пару лет, когда наши поклонники и все любители музыки привыкнут к этой схеме, тогда она начнет работать вообще на все 100 процентов. И я считаю, что за этим будущее. Выхода-то другого нет – рекорд-компаний практически не осталось, CD никому особо не нужны. Как еще издавать?!
Согласен. Но я, честно говоря, не очень верю в нашу публику, которая, при всем уважении, слишком восприимчива к халяве. Если у русского человека появится возможность что-то скачать бесплатно, то он так и сделает. Даже зная, что деньги пойдут напрямую музыкантам.
Ш.: Естественно, 1 декабря, когда выйдет пластинка, она моментально будет лежать в Сети. И тут ничего страшного нет.
Поэтому мы даем этой схеме некоторый срок, чтобы прижиться. К следующему релизу людей будет больше, потом еще больше. Это ж как сарафанное радио. Мы приучаем людей к этой доверительной схеме заблаговременно, за полгода, за год. Потом люди получат продукт, поймут что он качественный, так оно и разойдется. Это все не бывает так сразу - раз, и ты собрал, не знаю, миллион долларов.
А если говорить о творчестве, чем будет отличен "Spirit" от старых записей Би-2? Какая-то, может быть, есть идея у альбома? Для чего-то же песни пишутся?
Лева Би-2: Я думаю, основным отличием является то, что эту пластинку мы свели полностью в Лондоне. Для нас это очень интересный опыт. Как вы знаете, раньше мы все записи сводили в Австралии в студии нашего друга Эдама. Но работая над нашим прошлым альбомом "О чем говорят мужчины", мы попробовали две песни свести в Лондоне, и нам очень понравилось.
А у кого конкретно в Лондоне?
Ш.: Это звукооператор Эдриан Бушби. За последнее время он получил две "Грэмми" - за последний альбом Muse в этом году и пару лет назад за Foo Fighters. Он сводил и Kasabian, и Portishead, и Arctic Monkeys - то есть практически все, что мы слушаем.
Титулованный товарищ.
Ш.: Да. И вот альбом мы записали в Москве на студии Большакова, а зимой сделали три песни у Бушби и в сентябре уже сводили у него всю оставшуюся часть альбома. Понравилось с ним работать. Это отличается от того звука Би-2, который был раньше. Он, конечно, все равно похож на Би-2, просто он стал мощнее.
Интересно узнать о ваших сторонних инициативах, так или иначе связанных с музыкой. Вот, например, социальная сеть "Планета", через которую и была реализована доверительная схема. Насколько себя оправдал этот сайт?
Ш.: "Планета" пока работает в тестовом режиме, а 1 декабря она запустится уже в более-менее нормальном режиме. Там еще полно багов. Соответственно, сейчас штат работников еще увеличился, чтобы эту историю поднять. Это же не просто так сделать.
Я на днях зарегистрировался там и смотрю, что пока дела там идут не шатко не валко.
Ш.: К весне это будет практически готовый продукт. Понятно, что не один день делается эта история, и понятно, что нужно много людей, и людей с мозгами.
А музыканты какие-нибудь дружественные проявляют интерес к ней?
Ш.: Да, проявляют. Сейчас посмотрят все на нас и, я думаю, придут. Мы же как поступили - выложили весь бек-каталог абсолютно для бесплатного скачивания, но предложили поклонникам: хотите новую пластинку, давайте участвовать в доверительной схеме.
Еще один ваш проект - радио "Субстанция". Как возникла ее идея и зачем она вообще?
Ш.: Ну, ты знаешь, что у нас была на радио "Максимум" своя передача "Биология", где мы раз в неделю крутили модную музыку, знакомили страну с новинками. Когда передача по техническим причинам закрылась, мы с друзьями-коллегами решили сделать круглосуточную сетевую станцию, похожую на FM. И где-то за восемь месяцев мы сделали эту станцию.
Радио - это же такой немного отмирающий формат. Вы какие-то большие надежды на него возлагаете?
Л.: Почему ты решил, что это отмирающий формат? Если сейчас радиостанциями занимаются люди, которые этот бизнес убивают, то это еще не значит, что он умирающий.
Ш.: В России это, конечно, будет еще достаточно длительное время жизнеспособно, в отличие от Европы и Америки. Пока мы стартуем с интернет-проекта, а следующим летом собираемся запуститься на Москву и Питер, уже в FM-диапазоне.
Если не секрет, откуда у вас берутся средства на все эти проекты, когда вы даже собственный альбом на деньги фанатов выпускаете?
Ш.: Ну, не только на деньги фанатов, конечно. Весь альбом слишком дорого стоит.
То есть они все-таки не окупили альбом?
Ш.: До конца очень сложно окупить такую историю. Поэтому я и сказал, что это история нескольких лет. Хотя она превысила наши ожидания; мы думали, поступит намного меньше средств. А что касается того, чтобы сделать радио в интернете, для этого не надо много денег.
А сделать сайт "Планета"?
Ш.: В портале "Планета" участвуют частные инвестиции, конечно. Это не только наши деньги.
Даже интересно, какие бизнесмены теперь готовы вкладываться в музыку?
Ш.: Это не только музыка.
Л.: Если говорить о вложениях именно в музыку, это просто люди, которым нравится музыка.
Альтруисты?
Л.: Это не бизнес, это меценатство. Собственно говоря, меценаты всегда поддерживали искусство, слава богу. И благодаря этим людям все и держится на плаву. У музыкантов перекрыт доход от продажи пластинок, заработать с концертов на запись хорошей пластинки можно, но очень сложно.
А какой вы представляете свою публику?
Ш.: Да чего ее представлять, мы видим ее каждую неделю на концертах.
Ну, кто это?
Ш.: Это люди от 16 и до 50, а то и постарше. Когда мы, например, делаем концерт с оркестром, приходит очень взрослая публика.
А где вам интереснее: с молодежью в клубах или с симфоническим оркестром и респектабельной публикой?
Л.: Нам интересно все.
Ш.: И то, и то. На концертах с оркестром мы специально делаем стоячую фан-зону, и те, кто не может купить дорогой билет, могут постоять-поколбаситься, как в "Крокусе" это было.
Мне казалось, что у группы Би-2 идет курс на омоложение, что вы, условно говоря, движетесь по направлению к хипстерской среде.
Л.: Хипстеры - это очень маленький сегмент, честно говоря.
Ш.: Вот на хипстеров мы точно не ориентируемся. Если нам нравится та же самая музыка, что нравится хипстерам, это еще ни о чем не говорит (смеется).