Итоги первого годового цикла премии "Дебют", после того как предельный возраст участников был повышен до 35 лет, в чем-то оказались прогнозируемыми, а в чем-то неожиданными. Но ответ на вопрос об эффективности проведенной радикальной перемены еще впереди.
Двенадцатая церемония вручения молодежной литературной премии "Дебют" оказалась в то же время первой, поскольку она впервые вручалась по новым правилам. Точнее, изменено было только одно правило, но изменено радикально. А именно – предельный допустимый возраст участников был поднят с бескомпромиссных 25 лет, как оно было с самого начала премии, до расплывчатых 35-ти.
"Расплывчатых", потому что если 25-летний писатель - это, безусловно, писатель "молодой", то считать ли таковым 35-летнего - вопрос открытый. Не будем ссылаться на Пушкина и Гоголя, но вот, например, Виктор Пелевин к 35-ти годам успел выпустить "Жизнь насекомых" и "Чапаева и Пустоту", сделавших его культовым автором, а Людмила Улицкая первую свою книгу - повесть "Сонечка" - опубликовала ровно в пятьдесят. И эту книгу сразу признали во Франции "лучшей переводной книгой года".
"Лента.ру" уже подробно писала о причинах, по которым организатор "Дебюта" - фонд "Поколение" и лично его основатель Андрей Скоч - принял решение о столь резкой смене формата. Сейчас, по завершении первого годового цикла по новым правилам, можно поглядеть, к чему это привело.
Первый прогноз, высказанный сразу при объявлении нового регламента еще в июне, подтвердился: количество присылаемых рукописей возросло. Но не резко. Если обычно их число не превышало 50 тысяч, то на этот раз их оказалось 70 тысяч. (И та, и другая цифры огромны и, конечно, складываются в основном за счет незамутненных никакой рефлексией графоманов, которые отсеиваются "ридерами" по первым страницам - но для премии, в которой самовыдвижение допускается и приветствуется, это нормально).
Подтвердился и прогноз о выросшем "удельном весе" прозаиков. И действительно: по словам координатора премии Ольги Славниковой, если обычно рукописи, номинируемые на "большую прозу", составляли около 7 процентов от общего числа, то теперь их стало вдвое больше - 15 процентов. И при этом толщина каждой рукописи увеличилась в 2-2,5 раза. Это и понятно: чтобы написать роман, нужны время, выдержка и жизненный опыт.
Но дальше начались сюрпризы. Естественно было бы предположить, что в поэтической номинации победит юный поэт, а в номинации "большая проза" - зрелый автор категории 30+. Но вышло как раз наоборот. Барнаульцу Владиславу Пасечнику, автору романа о древних хуннах "Модэ" - 23 года, и он публикует свои прозаические произведения в местной печати уже лет пять. А петербуржский поэт Андрей Бауман как раз подобрался к 35 годам. И публикуется он в качестве поэта не далее как с прошлого года - хотя, конечно, вовсю работает как литературный редактор и кинообозреватель.
Впрочем, если проанализировать "возрастной ценз" участников шорт-листов, то "распределение" окажется более предсказуемым. Так, победителю в категории "эссеистика" москвичке Марианне Ионовой - 25, а двум другим финалистам - Александру Лобанцеву и Елене Крыжановской - 32 и 34 соответственно. Характерно здесь и другое: Александр вошел в шорт-лист с жестким "военным мемуаром" с красноречивым названием "Косово 99", а Екатерина вообще-то давно печатающийся автор - правда, публикует она умилительные детские книжки, не принесшие ей особой известности. Так что опасения, что в дебютанты пожелают записаться профессионалы, оказались не то чтобы беспочвенными, но не критичными.
Гораздо интереснее другое: оправдались ли расчеты организаторов, что резкое повышение "возрастного ценза" облегчит продвижение лауреатов и финалистов в печать, в том числе за рубежом? Здесь пока что нет однозначного ответа. Собственная издательская программа "Дебюта" пока явно не отвечает ни амбициям организаторов, ни потенциалу авторов. Член жюри, отвечающий за поэзию, Вадим Месяц, заявил, что уже присмотрел среди "дебютантов" авторов для своего издательства "Русский Гулливер". Но положа руку на сердце - многим ли за пределами русско-американской литературной тусовки известно об этом издательском проекте и его авторах? А член жюри - эссеист, главный редактор "Сноба" Сергей Николаевич, хоть и превозносил со сцены шорт-листеров, в кулуарах признал, что для себя потенциальных авторов не обнаружил - "дебютанты" пока не чувствуют формат "Сноба". Что, заметим, им явно не в упрек - прихотливый формат "Сноба" непросто почувствовать и куда более опытным авторам.
Редактор петербургского издательства "Лимбус-Пресс" и ответственный секретарь другой премии, "Нацбеста", Вадим Левенталь признал, что несколько лет назад, когда в жюри "Дебюта" входил главред "Лимбуса" Павел Крусанов, он "выдернул" из длинного списка нескольких авторов, с которыми были заключены договора на издание книг - но в шорт-лист они в результате не вошли.
Так в чем же смыл "Дебюта"? Пожалуй, наиболее точно и емко его сформулировала, объявляя победителя в категории "поэзия", советская кинозвезда Светлана Тома (ставшая знаменитой, к слову сказать, в 18 лет, после дебюта в фильме "Красные поляны"): "Дебют – это не просто 'вас знают'; это 'на вас надеются, за вами следят!'"
Будем следить и мы.