Отношения между США и его "стратегическим союзником" - Пакистаном - вышли на новый, небывало низкий уровень. Поводом к этому стал загадочный инцидент, в ходе которого американская авиация "по ошибке" превратила в дымящиеся руины приграничный лагерь пакистанских военных вместе с большинством его обитателей.
Что именно произошло на пакистанской стороне границы с Афганистаном в ночь на 26 ноября, пока неясно. Официальная версия событий от Исламабада звучит примерно так:
Гарнизон недавно возведенного на границе военного поста (около 40 человек) мирно спал под гордо реющим пакистанским флагом, когда на него было совершено ничем не обоснованное, бандитское нападение. Поднятые по тревоге военные стали отстреливаться, бой продолжался около двух часов. За это время защитники лагеря успели связаться со штабом и сообщить, что на них напали. Командование, чуя неладное, поинтересовалось у американцев, не их ли это работа? Однако вместо вменяемого ответа в воздух были подняты штурмовые вертолеты НАТО, которые и сравняли лагерь с землей. Итог - 24 убитых, 13 раненых пакистанцев, ярость руководства страны и вулкан антиамериканской ненависти со стороны прочих ее жителей.
Американцы описывают произошедшее иначе. Во-первых, это делается неофициально, поскольку еще сильнее злить "союзников" никто не хочет. Во-вторых, сама канва событий несколько отличается.
Итак, еще вечером 25 ноября группа американских и афганских спецназовцев вступила в бой с талибами на афганской стороне границы. С наступлением темноты противник попытался скрыться в направлении Пакистана. Спецназовцы организовали преследование, которое вывело их к некоему лагерю, которого не было на их картах. Из лагеря по приближающимся американцами и афганцам открыли огонь, после чего они и вызвали вертолеты. Пакистанскую версию того, что произошло дальше, Вашингтон и Кабул не оспаривают.
Как обстояли дела на самом деле, должна выяснить совместная комиссия, в которую вошли представители НАТО, США, Пакистана и Афганистана. Члены комиссии займутся анализом данных радиообмена обеих сторон, соберут показания у выживших в бою солдат, пилотов вертолетов, а также офицеров, присутствовавших в штабах и на месте событий.
Однако уже сейчас можно предположить, как все произошло. Скорее всего, в пылу погони американцы приняли пост пакистанской армии за лагерь талибов. В темноте (дело было ночью) еще как-то можно разобрать, что люди вооружены, но вот понять, какого цвета на них форма и какие на ней нашивки - невозможно. Что бы сделал пакистанский часовой, заметив, что под покровом ночи к его посту крадутся какие-то подозрительные личности с автоматами? И что бы сделал американский военный, видя, что в него целится какой-то не менее подозрительный тип? В этих условиях не так уж и важно, кто сделал первый выстрел.
К тому же, если уж США и Пакистан - союзники, то командир пакистанского поста должен был знать, что в его районе ведет операцию американский спецназ. А командир спецназа должен был знать, что по таким-то координатам расположен пакистанский лагерь. В этом случае подобный инцидент был бы практически невозможен.
Но в последнее время Исламабад и Вашингтон активно конфликтуют друг с другом по любому вопросу, поэтому о координации действий между ними (тем более - на низовом уровне) речи уже не идет. И гибель пакистанских военнослужащих на своей же земле от рук "союзников" - это далеко не первый симптом прогрессирующей болезни взаимного недоверия. Когда в одном регионе против некоего общего врага действуют две армии, между которыми нет постоянной и устойчивой связи, удар по "своим" почти неизбежен. В сущности, в сложившейся ситуации что-то подобное рано или поздно просто обязано было случиться.
Тем не менее, реакция Пакистана была исключительно возмущенной и резкой. Правительство этой страны запретило транзит через свою территорию любых грузов для войск НАТО, действующих в Афганистане, отобрало у США разрешение на использование авиабазы "Солнечная" (Шамси), где располагаются американские беспилотники, а также свернуло сотрудничество с Вашингтоном в разведывательной сфере.
Лучшего подарка для талибов Исламабад не мог и придумать. Через Пакистан (из Карачи в Кандагар и из Исламабада в Кабул) идет примерно половина всех поставок для натовских войск в Афганистане. Боевики со своими жалкими нападениями на конвои не могли и надеяться на уничтожение 50 процентов грузовиков и бензовозов. А тут - снабжение вражеских войск уполовинено одним росчерком пера!
Беспилотники уже давно стали важнейшей частью американской стратегии в Афганистане. Из-за них ни один талиб теперь не может спокойно прогуляться с автоматом по горам. О том, чтобы собраться большой компанией и провести по-настоящему крупную диверсию, и речи быть не может. Такие поползновения моментально пресекаются одной-двумя ракетами с небес. В общем, без жужжащих над головой американских "Предаторов" жизнь у борцов с натовскими солдатами не только значительно удлинится, но и заиграет новыми красками.
Но если снабжение можно как-то компенсировать поставками по северному маршруту (через Среднюю Азию), а беспилотники перегнать на другой аэродром где-нибудь в Афганистане, то без пакистанских разведданных воевать американцам будет совсем трудно. Межведомственная разведывательная служба (МРС) Пакистана наладила хорошие (некоторые утверждают, что даже чересчур хорошие) связи в разнообразных группировках, действующих под общей вывеской - "Талибан". По признаниям американских военных и дипломатов, без поступающей оттуда информации сдерживать поток террористов-смертников или обычных боевиков будет намного сложнее.
Словом, пакистанская месть за убитых на границе военнослужащих вполне удалась. Американцы и НАТО бросились рассыпаться в извинениях за произошедшее, однако в Исламабаде заявляют, что этого недостаточно. Что именно им требуется, пакистанцы не говорят, но правильный ответ, скорее всего, - деньги. Точнее, много денег. В июле американцы, озабоченные "неправильными" связями МРС с боевиками, сократили финансовую помощь Исламабаду. Теперь, похоже, придется отменить это решение. Впрочем, пакистанцы могут потребовать и кое-чего посерьезнее. Например, жестко поддержать их позицию на переговорах по Кашмиру с Индией. В любом случае, у Пакистана сейчас очень богатые возможности для шантажа своего многолетнего патрона.
В том, что Исламабад отыграется за гибель своих военных, сомнений нет. Однако вся эта история демонстрирует, насколько сильно деградировали отношения "стратегического союзничества" между Пакистаном и США. Взращенные на нелюбви к СССР и склонявшейся к нему Индии, поначалу они были полны не только меркантильных, но и идеологических соображений, основывались на некоторых общих ценностях. Но с исчезновением СССР американцы стали вовсю заигрывать с Индией, в которой видели региональный противовес Китаю, а Пакистан, напротив, был вынужден податься в объятия Пекина.
Частые "ошибочные" удары с беспилотников по мирным людям, нарастающая исламизация Пакистана и связанный с ней антиамериканизм не могли не сказаться на отношении официального Исламабада к Вашингтону. В США шел зеркальный процесс - Белый дом и Пентагон уже давно бесили излишне тесные контакты МРС с боевиками, а обнаружение Осамы бин Ладена через дорогу от пакистанской военной академии вызвало настоящую бурю возмущения.
В результате к концу 2011 года отношения между двумя странами приобрели исключительно прагматичный характер: США дают пакистанским военным деньги, чтобы те поддерживали ядерное оружие вне доступа экстремистов и хоть как-то боролись с терроризмом. В обмен пакистанцы разрешали транзит через свою территорию, делились информацией и предоставили авиабазу для беспилотников. Однако союзничество, построенное лишь на деньгах, трудно поддерживать в работоспособном состоянии долгое время. Если нет общих целей, интересов и ценностей, оно рано или поздно завершится.
Похоже, что Пакистан и США очень близко подошли к этому рубежу.