Интернет и СМИ
23:44, 29 ноября 2011

Гнев блогера Запуск нового блого-СМИ PublicPost обернулся блого-скандалом

28 ноября запустился новый интернет-проект PublicPost, созданный "Интерфаксом", Сбербанком и Алексеем Венедиктовым. Сайт был заявлен как симбиоз блогов и новостей, а главным редактором его стала Наргиз Асадова, занимавшаяся блогами на "Эхе Москвы". В первый же день проект получил скандальную огласку - несколько блогеров возмутились тем, что их тексты были опубликованы на сайте без разрешения.

Проект PublicPost с самого начала был историей загадочной. О запуске его стало известно буквально за две недели до открытия сайта, хотя, по словам главреда Асадовой, вынашивалась и разрабатывалась сама идея более двух лет. Множество вопросов вызывало и то, почему сайт был запущен именно таким составом. И действительно, объяснить, зачем "Интерфаксу" еще один новостной сайт, Алексею Венедиктову с его "Эхом Москвы" - еще одна блог-платформа, и почему все это спонсирует Сбербанк, никто не может до сих пор. Вопрос о финансировании Наргиз Асадова вообще старательно обходит стороной, как отказывается комментировать его и Сбербанк.

Кто и как определяет редакционную политику проекта, тоже не очень ясно. С одной стороны, отвечает за нее Наргиз Асадова, которая дала уже не одно интервью о том, зачем PublicPost вообще нужен и как он будет функционировать. С другой, понятно, что проект непосредственно связан с "Эхом Москвы" и что Венедиктов, как бы он ни открещивался от участия в работе сайта, играет в нем не последнюю роль. Отчасти это подтверждает и то, как активно и даже охотно главред "Эха" отбивается от шишек, которые летят в сайт со всех сторон.

А шишек для запустившегося только вчера проекта летит немало. Человека, зашедшего на PublicPost, должно было удивить прежде всего то, как много сайт содержит именно блогового контента. На сайте можно найти блоги самого разного характера: здесь вперемежку представлены записи Алексея Навального, детского омбудсмена Павла Астахова, губернатора Кировской области Никиты Белых, лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, актера Ивана Охлобыстина, а также ряда относительно известных и неизвестных журналистов и блогеров.

Наргиз Асадова. Фото ИТАР-ТАСС
Lenta.ru

Как создателям сайта удалось договориться о сотрудничестве со столь большим количеством столь разных людей, было действительно непонятно. Но замешательство длилось недолго - ровно до того момента, пока блогеры, как самые внимательные ко всем новинкам в сети люди, не подняли крик возмущения и не выяснилось, что большая часть текстов появилась на сайте без ведома их авторов.

Одним из первых против PublicPost выступил блогер Рустем Адагамов, автор одного из самых читаемых русскоязычных ЖЖ drugoi. В своем аккаунте в Twitter Адагамов возмутился тем, что PublicPost без разрешения целиком опубликовал его репортажи. В спор с Адагамовым вступил один из его читателей, заявивший, что по законам интернета достаточно было и того, что на сайте стояла ссылка на оригинальный материал. На это Адагамов возразил, что не имеет ничего против перепостов в рамках ЖЖ, но не понимает, почему коммерческий сайт не может хотя бы попросить разрешения на публикацию его материалов.

На набиравший обороты скандал Асадова отреагировала довольно быстро - по словам самого Адагамова, она позвонила ему с извинениями и сообщила, что материал с сайта был удален. Однако на этом проблемы с текстами и их авторами не закончились. Удивился появлению своих фотографий на PublicPost и Илья Варламов - его материалы были также убраны с сайта. Остался недоволен публикацией своих текстов на сайте и бывший сопредседатель Партии народной свободы Владимир Милов, написавший в Twitter: "Ужас какой... А можно убрать мои тексты с этого publicpost.ru? Выглядит как какое-то стопятьсотый угол для шизы - с Путенихиным в хедлайнах"

Вскоре против открывшегося сайта высказался еще один блогер - Юрий Аммосов, заявивший, что редакция PublicPost не только опубликовала его материал несмотря на "прямой запрет", но и самостоятельно завела ему аккаунт на сайте. В своем блоге Аммосов процитировал письмо от PublicPost: "Мы давно читаем Ваш блог в Живом Журнале и сделали несколько перепостов, для чего самостоятельно завели Вам аккаунт". При этом Аммосов отметил, что при стандартной схеме создания аккаунтов и паролей доступ к "личным аккаунтам" на PublicPost мог получить кто угодно - добавив к нику из ЖЖ @asdasd.ru и вбив пароль publicpost.beta.

Нешуточный скандал вокруг публикации своих текстов активно продолжает раздувать и новосибирский блогер _steppenwolf. Он написал о практике копирования текстов и фотографий в PublicPost несколько постов, назвав создание аккаунта на его имя "переходом всех граней приличия". Кроме того, он вступил в ожесточенный спор с Алексеем Венедиктовым в Twitter, несколько раз назвав главного редактора "Эха" "вором" и "хамом". В частности, блогер обвинил Венедиктова в том, что именно он воспитал такую команду редакторов, поскольку на "Эхе Москвы", по его словам, с перепостом чужих текстов из блогов тоже церемонились мало.

Возмутил блогеров и сам подход Асадовой к контенту сайта и к самой "профессии" блогера. В интервью "Ленте.ру" Асадова объяснила, что при публикации материалов на сайте самое важное, на ее взгляд, это суть новости и что читателям "все равно, где был написан этот блог". Главный редактор подчеркнула, что читателю не столь важна разница между блогом и журналистским репортажем, специально заказанным для сайта. Однако сама же Асадова эту разницу четко обозначила, когда речь зашла о том, что платить блогерам редакция не собирается: "Блог - это мнение, это что-то, чем человек хочет поделиться. Если он начинает делиться этим за деньги, то возникает другая мотивация. Понятное дело, что журналисты, которые делают для нас какие-то расследования, какую-то мощную аналитику, тратят свое время, используют свое ремесло - получают за это деньги".

При этом из слов Асадовой в интервью OpenSpace следовало, что все авторы сайта PublicPost с такой схемой работы знакомы и согласны. Она объяснила, что на сайте есть три вида авторов: те, кто пишут непосредственно для PublicPost, те, кто дали свое согласие на перепост текстов, и те, кто зарегистрировался на сайте по своей собственной воле.

Не менее любопытное во всей этой истории и то, что образцом для PublicPost, как и для всех подобных сайтов, служит американский Huffington Post, который, несмотря на всю свою успешность, остается проектом с достаточно скандальной репутацией. В частности, американские блогеры не так давно возмутились тем, что сайт попросту зарабатывает на них деньги, как на рабах, и потребовали от Huffington Post финансовой компенсации через суд. Обвиняли в попытках сэкономить Huffington Post и американские дизайнеры, которых задело то, что издание объявило бесплатный конкурс на новый логотип для своего Twitter-аккаунта, а не стало заказывать его профессиональному художнику. Ну и это не считая различных обвинений в краже контента и идей для сайта.

Но равнение на Huffington Post и жажда похожей славы еще были бы как-то объяснимы, если бы в России уже не существовало доброго десятка сайтов, образованных по принципу блог-площадки - BestToday, "Ридус", "Сноб", "Хабрахабр", LJ.ru и то же самое "Эхо Москвы". И пусть блоги становятся все больше и больше похожими на новостные сайты, а многие блогеры начинают считать себя полноценными журналистами, необходимость в создании еще одного мало оправдывающего свою идею блого-СМИ это не объясняет. И несмотря на много раз повторяемые и не ставшие от этого более осмысленными разговоры о блогах как о настоящей гражданской журналистике и о пользе конкуренции, создатели PublicPost так и не могут объяснить, пожалуй, самого важного - чем именно они собираются так зацепить читателя, чтобы через три года проект вышел, как планируется, в топ-15 лучших российских интернет-СМИ.

< Назад в рубрику