Культура
20:58, 30 ноября 2011

Популярная наука На Non/fiction приедут ученые с мировыми именами

В Москве 30 ноября начала свою работу 13-я Международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction, призванная познакомить читателей с новинками книжного рынка в самых разных областях - от детских до гуманитарных, деловых и художественных изданий. Традиционно Non/fiction предлагает целый спектр "интеллектуально-культурных" мероприятий: проводятся встречи с писателями и поэтами, презентации книг, общественные и литературные дискуссии, а также круглые столы.

Этот год для Non/fiction не стал исключением. В Москву приедут модные авторы - японец Кодзи Судзуки и француз Лионель Дюруа; эксперты проведут дискуссию, посвященную авторским правам; Фонд Михаила Прохорова подведет итоги Красноярской книжной ярмарки и представит финалистов литературной премии "НОС"; издательство "Текст" презентует серию книг итальянского писателя и переводчика Примо Леви; а "Сноб", например, анонсирует зимний литературный номер и свою книгу "Герои". В ЦДХ появятся шведские и норвежские авторы, читателям расскажут о последнем романе Умберто Эко "Пражское кладбище", а также назовут лауреатов литературной Премии Андрея Белого.

Тем не менее за последние несколько лет на Non/fiction сформировалась определенная тенденция - как таковой интеллектуальной литературы, как и "умных" издательств, становится все меньше, а количество детских книжек, справочных и художественных изданий только растет. Причин для это несколько - от вкусов читателей и популярности ярмарки до цен на аренду. По крайней мере, проведение в этом году круглого стола на тему "Чем интересна нехудожественная литература?" говорит о том, что non-fiction сейчас находится далеко не в центре внимания публики.

Именно поэтому любое появление в программе ярмарки действительно интеллектуального проекта, даже если он носит популяризаторский характер, становится событием. Одним из центральных проектов этой Non/fiction станет "Фестиваль мировых идей", организованный издательством "Вокруг света". В рамках фестиваля в Центральном доме художника прочитают лекции ученые с мировыми именами - от лингвиста Андрея Зализняка до лауреата Нобелевской премии по физике Дэвида Гросса.

Об участниках и целях "Фестиваля мировых идей", а также ярмарке Non/fiction "Лента.ру" расспросила историка и заместителя главного редактора журнала "Вокруг света" Никиту Соколова.

"Лента.ру": Как возникла идея провести подобный фестиваль? К чему он приурочен?

Никита Соколов
Lenta.ru

Никита Соколов: Идея естественным образом возникла тогда, когда стало понятно, что точная дата юбилея журнала "Вокруг света" (150 лет) совпадает с ярмаркой Non/fiction. Вот тогда стало ясно, что это судьба и грех не использовать такую возможность - отметить юбилей журнала не только выпуском особого номера, но и устроить такое пиршество духа, позвать лучших популяризаторов науки и предъявить их публике. Это, в общем, наша главная гордость - что мы позвали людей действительно первой величины, некоторые из них - наши авторы.

Сколько всего будет прочитано лекций?

Лекции читаются четыре дня, по две в день. Первая будет уже 30-го, причем самая, на мой взгляд, интересная. Но те, кто не дойдут на Non-fiction, смогут ее услышать на нашем сайте - будет трансляция.

Кто выступит первым?

Первым будет выступать очень известный человек, редактор журнала New Yorker, создатель нового типа журналистики Дэвид Ремник. Он будет говорить о том, как новые медиа преобразуют информационное пространство и как в этом пространстве жить и действовать благонамеренному человеку. Я бы сам с удовольствием это послушал, поскольку он человек чрезвычайно своеобразный, способный генерировать невероятные и очень интересные идеи.

Следом за ним выступит Ричард Столлман. Это знаменитый программист, главный поборник "копилефта". Очевидно, что традиционная защита авторских прав с развитием сетевых и вообще электронных средств коммуникации перестает действовать. И Столлман - сейчас один из ведущих в мире сторонников глубокой трансформации системы защиты авторских прав.

В программе Фестиваля есть Зализняк.

Да, на следующий день лекции прочитают Сергей Иванов и Андрей Зализняк, но их, я думаю, не надо вам рекомендовать - российскому читателю эти имена хорошо известны. Один из них блестящий византинист, другой - блестящий лингвист. Сейчас в нашей научной среде это люди первой величины, которые не только делают науку, но и способны внятно о ней говорить, что вообще сочетается редко. Это чрезвычайно редкое качество, которое в западных профессорах и ученых людях специально воспитывается необходимостью выбивать гранты, а в России практически утрачено и остается индивидуальным даром, никаким обучением не достигающимся. Можно быть блестящим ученым и не уметь публике рассказать об этом. Вот Зализняк и Иванов - те редкие исключения, когда действительно настоящий исследователь способен еще ясно и увлекательно рассказать о своих достижениях.

Зализняк, скорее всего, будет развивать атаку на "любительскую лингвистику/этимологию", начатую несколько лет назад серией его статей, с переходом на вред, наносимый оной псевдоученой этимологией историческому знанию. Иванов будет говорить о связи формы передачи информации и типа культуры. По его мнению, переход от книги-свитка к книге-кодексу означал важный культурный переворот, и нечто подобное мы наблюдаем, или по крайней мере вправе ожидать, в ближайшее время в связи с вытеснением бумажной книги электронными устройствами.

Еще 3-го числа будет выступать Брайан Грин, профессор Колумбийского университета, который будет говорить об устройстве космической системы. В паре с ним - ближе к вечеру - лекции прочтет Дэвид Гросс, просто великий физик, он уже расскажет не о галактиках, астрофизике и макрофизике, а, наоборот, об элементарных частицах, о микромире.

Как я понимаю, вам было просто выбирать спикеров, потому что это, действительно, все имена первого ряда.

Выбирать их несложно, потому что персон такой величины, в общем, в мире немного. Они все известны. А вот заманить их в Москву - это была задачка отнюдь не тривиальная, и здесь сильно помогала марка "Вокруг света". Мне приходилось работать в редакциях, надо было рекомендоваться, нужно было говорить: "Здравствуйте, я Никита Соколов, редактор такого-то журнала," - и объяснять, что это за журнал. Вот с "Вокруг света" мне никому не надо объяснять, что это за журнал - его все знают, причем не только в России, но даже когда я разговариваю с коллегами-историками из Англии, Польши - не надо рекомендоваться, они знают.

Насколько сама площадка Non/fiction показалась вашим спикерам интересной? Они сразу согласились выступать именно в таком формате?

Я не вел с ними личные переговоры. По общему правилу, поскольку мы не можем платить за выступление больших гонораров, вот те, кто согласились легко, те и приехали. Но это все люди первой величины.

Как вы думаете, насколько адекватно аудитория Non/fiction сможет оценить выступление таких лекторов?

Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы обеспечить перевод. Эти люди вполне искусные лекторы, и они способны донести даже очень сложные для простого человека идеи. В этом, собственно, их талант и заключается. Насколько я знаю, частным образом, по переписке, по "Живому журналу", эти лекции уже вызывают большой интерес, так что слушатели там будут.

Как вы думаете, могли бы такие лекции существовать и в другом формате, не только в рамках фестиваля на Non/fiction?

Очень может быть. Я знаю людей и несколько редакций, которые вместе с нами это обсуждают, потому что одной редакции поднять подобный проект трудно. Он требует больших организационных и даже материальных ресурсов. Сейчас обсуждалось несколько вариантов - чтобы сделать фестиваль регулярным. Но пока это только проект.

А у вашего фестиваля есть какие-то аналоги?

Мне об этом неизвестно. Но вообще такие лекции становятся популярным сетевым жанром, когда люди смотрят в интернете записанные выступления. Очень распространенное явление сейчас. О том, чтобы такие лекции читали вживую, мне неизвестно. Обычно это все-таки научные конференции, которые не предназначаются для широкой публики.

Чему посвящен юбилейный номер "Вокруг света"?

Юбилейный номер я называю книгой - он совершенно не похож на обычные выпуски по своей конструкции и представляет собой подробную ревизию того, что случилось в мире науки и в социуме, и в других областях жизни, о которых пишет наш журнал, за последние полтораста лет. Такая ревизия прогресса.

У "Вокруг света" в этом году тоже будет отдельный стенд на Non/fiction?

Да, конечно. У нас же издательский дом, который издает не только журнал, но и книжную серию, есть чрезвычайно успешный раздел - это путеводители. Они непрерывно совершенствуются и пользуются устойчивым спросом. Сейчас мы вышли на новый рынок, где лидируем - это путеводители для электронных средств (для Iphon'ов, Ipad'ов, а в перспективе и для Android'ов). Просто гениальная штука: вы забиваете себе эту программу, прибор определяет ваше местонахождение и рассказывает вам, что вы видите по сторонам.

У вас как у человека, все эти годы ходившего на Non/fiction, какое впечатление о ярмарке? Как она изменилась за 10 лет?

По моим наблюдениям, год на год не приходится: бывает богатый год, бывает не очень. Кроме того, это же очень субъективное суждение - у меня личные пристрастия, я смотрю исключительно на историческую литературу.

Как вы оцениваете этот сегмент рынка?

В этом разделе, к сожалению, в последние два года было очень мало нового, есть очень добротные вещи, но нового появляется крайне мало. Те ниши, где должна была бы появляться качественная историческая литература, оккупируются или всякой пропагандой, или прямыми домыслами, или какими-то подделками.

< Назад в рубрику