Обстановка в Цхинвали обострилась. После того, как результаты выборов, на которых побеждала кандидат от оппозиции Алла Джиоева, были отменены, ее сторонники вышли на акцию протеста. Митинг был организован у здания правительства, в котором также размещается и Центризбирком. Были попытки прорвать оцепление - в ответ охрана стала стрелять из автоматов в воздух. Обошлось без пострадавших. Джиоева, в свою очередь, объявила себя избранным президентом и потребовала от властей признать ее победу. Пока что, правда, оппозиция получила в ответ лишь рекомендацию обратиться в Верховный суд (который ранее и отменил выборы).
События в Южной Осетии уже успели назвать "снежной революцией" (хэштэг #снежнаяреволюция появился в твиттере 30 ноября). Пока что, впрочем, "революцией" происходящее можно назвать с натяжкой. Для "майдана" имеются предпосылки (выступление Джиоевой в качестве "избранного президента", значительный по масштабам Цхинвали митинг в несколько тысяч человек). Однако результатов митинг пока не принес, а переходить к силовому противостоянию оппозиция не спешит. Насколько эффективным окажется мирный протест - станет ясно в ближайшее время.
Утро 30 ноября началось с известия о том, что Джиоева считает себя "избранным президентом" и формирует "государственный совет". В эту структуру вошли, в частности, экс-министр обороны Анатолий Баранкевич, шесть бывших кандидатов в президенты (в том числе экс-министр здравоохранения Джемал Джигкаев, замминистра иностранных дел Алан Плиев и командир СОБРа Сослан Тедеты) и еще несколько человек. В штабе Джиоевой пояснили, что госсовет" будет "контролировать работу исполнительных органов власти до инаугурации Джиоевой в качестве президента".
Со стороны власти немедленно последовала реакция (пока что, впрочем, лишь в виде ответных заявлений). В Генеральной прокуратуре Южной Осетии заявили, что действия Джиоевой, претендующей на президентство и создающей якобы государственную структуру, незаконны. Замгенпрокурора Эльдар Кокоев расценил это как попытку осуществления "цветной революции". В то же время в прокуратуре отметили, что возбуждать против Джиоевой уголовное дело пока не собираются.
Сторонники Джиоевой, которых она распустила по домам накануне вечером (29 ноября), с утра начали собираться у ее избирательного штаба. Вскоре митинг переместился на центральную площадь Цхинвали - к зданию, в котором располагаются правительство и Центральная избирательная комиссия. Собравшиеся требовали, чтобы ЦИК огласил окончательные результаты выборов (и подтвердил таким образом, что Алла Джиоева одержала победу).
Поначалу митинг проходил более-менее спокойно. Собравшиеся скандировали "Позор!" и "Алла!". Затем толпа (число митингующих к тому моменту превысило тысячу человек) стала напирать на оцепление - сотрудников силовых структур, блокировавших вход в правительственное здание. В ответ те стали стрелять в воздух. "Толпа пыталась продавить охрану, которая в ответ несколько раз открывала стрельбу в воздух, - рассказывал Алан Цхурбаев в блоге на "Кавказском узле". - Было очень тревожно". По его словам, "стрельба велась боевыми, ветки летели только так".
До столкновений дело не дошло. Сотрудники госохраны согласились пустить Джиоеву и сопровождавшего ее Баранкевича в здание ЦИКа. Оставшиеся на площади люди продолжили митинг. Позднее начальник штаба Джиоевой Михаил Ханикаев сообщил, что стрельба в воздух со стороны охраны время от времени возобновляется и что на площадь стягиваются дополнительные силы ОМОНа. Ханикаев рассказал также, что "побили кого-то из госохраны президента".
Джиоева между тем принесла из ЦИКа радостную новость. После настойчивых требований оппозиции Центризбирком все же согласился выдать итоговый протокол о результатах второго тура выборов. Ранее ЦИК успел опубликовать лишь предварительные результаты (которые, впрочем, свидетельствовали, что Джиоева побеждает с существенным отрывом). Но после того, как в ситуацию вмешался Верховный суд (туда пожаловались сторонники проигрывающего кандидата от власти - главы МЧС Анатолия Бибилова, который, как считается, пользуется поддержкой в российском руководстве), оглашение результатов прекратилось. В итоге суд объявил выборы недействительными, а ЦИК после этого сообщил, что публиковать окончательные результаты этих выборов не будет.
30 ноября итоговый протокол Джиоева все-таки получила. Он подтверждал, что кандидат от оппозиции одержала победу с отрывом в 16 процентов голосов (по предварительным данным, Джиоева набирала 56 процентов голосов, ее соперник - 40 процентов). Новость митингующих порадовала , однако по сути ситуацию не изменила. В ЦИКе напомнили, что выборы, на которых победила Джиоева, признаны недействительными. Что касается итогового протокола, то он, как отметила глава Центризбиркома Белла Плиева, "не имеет юридической силы".
К вечеру журналист Заур Фарниев (создатель тэга #снежнаяреволюция) сообщил в своем твиттере, что на площади были еще попытки смять оцепление, но затем митингующие успокоились. Силовики, по его данным, обещали больше не стрелять. В то же время на площадь, по сведениям Фарниева, "собираются подогнать пожарки с водометами".
Джиоева тем временем обратилась к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой "отреагировать на происходящие в Южной Осетии события с целью установления порядка и стабильности", посетила российское посольство, а также встретилась с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты. Последнему она выдвинула прежние требования: отмена решения Верховного суда и признание итогов выборов.
После встречи с Кокойты Джиоева (ссылаясь на слова Кокойты) заявила, что решение суда об отмене выборов "может быть аннулировано". Однако признала при этом, что никаких гарантий не получила. Сам Кокойты между тем демонстрировал непреклонность. Он заявил, что на уступки по выборам власть не пойдет, и обвинил оппозицию в нарушении закона.
Поздно вечером определенный результат на переговорах между властью и оппозицией все же был достигнут. Джиоева и ее сторонники, изначально требовавшие безоговорочной отмены скандального решения Верховного суда, согласились подать туда жалобу. Когда по этой жалобе будет принято решение, неизвестно.
Рассмотрение жалобы власть теперь, возможно, попытается использовать для того, чтобы тянуть время (в надежде на то, что протестная волна пойдет на спад). На какие уступки может пойти суд (председатель которого, по информации "Русского репортера", является родственником Кокойты), если протесты продолжатся - сказать сложно. Решение об отмене выборов может быть оставлено в силе, однако Джиоевой, возможно, все же позволят баллотироваться в президенты повторно (первоначальное решение суда лишило ее этого права).
От российского руководства, к которому апеллирует Джиоева, отстаивая свою победу, явной помощи она пока не получила. До сих пор Москва почти открыто поддерживала ее соперника Анатолия Бибилова (по информации "Коммерсанта", его кандидатура была согласована в российских властных структурах еще минувшим летом) и после выборов не давала серьезных оснований полагать, что позиция изменилась.
По большому счету и Бибилов, и Джиоева, выступающие с пророссийских позиций, для Москвы приемлемы. Однако в похожей ситуации, сложившейся на выборах 2004 года в Абхазии (где фаворит Москвы Рауль Хаджимба проиграл Сергею Багапшу), с российской стороны на выбравшую "не того" республику было оказано довольно сильное давление (Россия, в частности, приостановила железнодорожное сообщение с Абхазией и запретила ввоз сельхозпродукции из республики). Дело дошло до того, что разбираться с выборами в Сухуми прибыл заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников.
В случае с Южной Осетией до прямого вмешательства России в ситуацию с выборами дело пока не дошло (отмена итогов выборов - фактически спасение фаворита Москвы от поражения - была формально осуществлена южноосетинскими властями). Впрочем, пассивность Москвы играет на руку Бибилову и действующему руководству республики. МИД РФ, к примеру, заявил, что вмешиваться в ситуацию Россия не будет и что южноосетинским политикам следует "уважать принятые в соответствии с законом решения высших органов власти". Заявление получилось весьма туманным. С одной стороны, его можно трактовать как призыв признать решение Верховного суда, отменившего выборы. С другой, присутствует оговорка "принятые в соответствии с законом решения" (а отмену выборов Джиоева и ее соратники считают как раз незаконной). Впрочем, внятной критики по поводу отмены выборов в этом заявлении тоже нет.
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, в свою очередь, заявила, что Россия заинтересована в том, чтобы в Южной Осетии был найден "компромисс". Не ясно, какой "компромисс" может быть найден в ситуации, когда итоги выборов отменены, а лишенная победы Джиоева считает себя "избранным президентом". Хотя, с другой стороны, в Абхазии семь лет назад противостояние на выборах было еще более ожесточенным - но после визита в Сухуми заместителя генпрокурора РФ "компромисс" нашелся (соперники Багапш и Хаджимба согласились сотрудничать и договорились о разделе власти: Багапш получил президентский пост, Хаджимба - должность вице-президента).
Возможно, нечто подобное произойдет и на этот раз. Уже к вечеру 30 ноября в Цхинвали, по информации REGNUM, ждали "человека из Москвы". По слухам, ожидался визит высокопоставленного чиновника из администрации президента РФ. Позднее источник в руководстве республики сообщил, что в Цхинвали прибыл представитель президентской администрации Сергей Винокуров.
К вечеру 30 ноября число митингующих в центре Цхинвали уменьшилось (днем там собрались несколько тысяч человек, к ночи - осталось 700-800). Джиоева предложила своим соратникам разойтись до утра. Однако те, кто остался на площади, заявляют о намерении продолжить акцию. Уже ночью в здании правительства состоялись переговоры между Джиоевой и прибывшим из России чиновником. Выйдя после этого к своим соратникам, экс-кандидат в президенты заявила, что переговоры были "конструктивными", и предложила митингующим разойтись (собраться вновь им предложено в 13:00 у избирательного штаба Джиоевой). После этого остававшиеся на площади люди стали расходиться.