Новости партнеров

Миллиарды из тоннеля

СМИ не могут понять, кто займется освоением средств на строительство московского метро

История финансирования строительства новых веток столичного метро оказалась полна загадок. Сначала сообщалось, что контракты почти на сто миллиардов достались "Мосметрострою", выкупленному некогда самым богатым чиновником России. Потом оказалось, что он компанию продал не самым известным бизнесменам. Также неясно, кто получил еще 160 миллиардов на строительство московской подземки.

О том, что столичная мэрия провела конкурсы на строительство новых линий московского метро, в интервью газете "Ведомости", опубликованном 30 ноября, рассказал руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев. Всего было распределено 257,7 миллиарда рублей. Из них 92,3 миллиарда рублей получит компания "Мосметрострой", имеющая опыт подобной работы более 80 лет. Это не удивительно: "Мосметрострой" является преемником строительного управления, созданного в 1931 году и всегда был основным подрядчиком столичного метрополитена.

К ноябрю 2011 года эта некогда государственная компания уже четко ассоциировалась с фамилией бывшего чиновника Министерства регионального развития РФ Владимира Когана, который, опять же, по сообщениям СМИ, приобрел "Мосметрострой" в декабре 2010 года. Конечно, он сделал это не сам – по законодательству госслужащий не может владеть фирмой. Некая компания "Центрострой", близкая Когану, купила предприятие за него.

Но 1 декабря газета "Ведомости" сообщила, что Коган еще 14 ноября продал "Мосметрострой" менеджменту компании. Источники рассказали изданию, что экс-чиновнику смогли предложить цену, намного превышающую затраты на покупку. Кроме того, Владимира Когана якобы не устроила рентабельность его нового бизнеса, хотя среди участников рынка строительство метрополитена считается одним из самых прибыльных занятий.

Но удивляться тому, что Коган не пробыл и года хозяином столь перспективного предприятия (мэрия собирается выделять на строительство метро по 50 миллиардов рублей в год), не стоит. С самого начала история с куплей-продажей главного подрядчика московской подземки, также как и фигура самого Когана, были окутаны "информационным туманом".

Попробуй купи

"Мосметрострой" достался "Центрострою" в ходе аукциона 23 декабря 2010 года за 7,6 миллиарда рублей. Сам Владимир Коган получил рычаги управления в компании "Мосметрострой" в 2010 году, когда занял пост председателя совета директоров тогда еще государственной компании. Примерно в то же время "Мосметрострой" решили приватизировать.

Процедура аукциона, как и цена, по которой был куплен "Мосметрострой", вызывали нарекания как у участников, так и у сторонних экспертов. Две крупные компании, заранее внесшие задаток в 220 миллионов рублей - E4 и НПО "Мостовик" - вообще не были допущены к торгам. В своих пресс-релизах компании заявили, что не попали на аукцион из-за того, что на пункте пропуска на них не были выписаны заявки. В СМИ появлялись сообщения, что торги начинались в 9:15, а регистрация участников – в 9:00.

На обвинения компаний в Росимуществе сказали, что готовы ответить на все их доводы в суде. Уже в феврале 2011 года суд наложил запрет на передачу акций "Мосметростроя" структуре Когана по иску НПО "Мостовик". Но последний отозвал через месяц свой иск по неизвестной причине.

Как рассказал "Коммерсанту" представитель одной из компаний, оценивавших "Мосметрострой", реальная стоимость должна была составить не менее 30 миллиардов рублей с учетом скидки за непубличность (около 40 процентов), и не менее 50 миллиардов - без учета дисконта. При этом в оценке не были учтены предполагаемые дорогостоящие контракты, запланированные на 2011-2014 годы, которые и начал забирать "Мосметрострой".

Попробуй построй

Сказать о том, что до покупки "Мосметростроя" с деятельностью Владимира Когана было все понятно, тоже нельзя. За те семь лет, которые он проработал на государственной службе, его имя чаще всего ассоциировалось с одним объектом – петербургской дамбой, которая должна была защитить город от наводнений.

Выход распоряжения правительства о продолжении работ на дамбе, строительство которой в 2004 году остановилось, практически совпал с назначением Когана куратором строительства. Сам чиновник говорил, что считает превращение недостроя в полезное для города сооружение своей задачей. По словам Когана, для этого требовалось применять современные технологии, также был создан новый проект сооружения. Первоначальная стоимость дамбы, согласно распоряжению правительства 2005 года, составляла 55 миллиардов рублей. В течение нескольких лет цена объекта выросла более чем в два раза - до 109 миллиардов.

Счетная палата РФ в ходе проверки в 2010 году выявила ряд нарушений, которые повлияли на стоимость строительства. Так, было установлено, что без проведения конкурса были заключены соглашения, увеличившие стоимость строительства на 26,7 миллиарда рублей. Несмотря на высокую стоимость, претензии Счетной палаты касались и качества работ - ведомство выявило ряд технических отклонений и нарушений. Примечательно, что участники рынка утверждали, что объект можно было построить на 10-15 процентов (около 10-15 миллиардов рублей) дешевле, чем за него заплатил бюджет.

Примечательно, что Коган уволился из Минэкономразвития в августе 2011 года – сразу как была сдана дамба. СМИ гадали, связано ли его увольнение с окончанием строительства "полезного для города объекта", или нет.

Попробуй узнай

Какие компании выиграли конкурсы на освоение еще 165,4 миллиарда рублей, не сообщается. Об этом молчат сайты и московской мэрии, и государственного предприятия (ГУП) "Московский метрополитен", которое является непосредственным заказчиком строительства. На сайте государственных закупок не опубликована информация о заказах этого ГУП. Заказчика "Московский метрополитен" единая система госзакупок в реестре также не находит.

С одной стороны, ГУПы, несмотря на то, что принадлежат государству, и не обязаны размещать госконтракты на сайте zakupki.gov.ru. Но при этом руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев в июне 2011 года заявлял газете "Московская перспектива", что строительство метро осуществляется в соответствии с требованиями федерального закона о госзакупках - 94-ФЗ. Правда, он говорил в основном о тех контрактах, заказчиками которых выступило его управление, а не "Московский метрополитен".

Примечательно, что в течение 2011 активно обсуждалось участие иностранных компаний в строительстве столичного метрополитена. Так, в мае газета "Ведомости" писала, что немецкая Siemens и корейская Hyundai предложили правительству Москвы отдать им участки метро в концессию: мировые гиганты готовы были строить новые линии, проектировать их и поставлять подвижной состав. А в августе стало известно, что в московском метро решила поработать французская Vinci, которая строила метро в Лионе, Париже, Будапеште и других городах. О том, достались ли иностранцам какие-то участки в Москве, пока ничего не сообщается.

Объяснений тому, почему Коган продал столь значимое предприятие, как "Мосметрострой", можно найти много. Так, он мог отдать компанию другим близким ему бизнесменам, чтобы не появляться "в кадре" самому. Кроме того, на него могли оказывать давление с требованиями отдать доходный актив.

Не исключено, что Коган вообще никогда не покупал "Мосметрострой", поскольку официальных комментариев по этому поводу не было ни от одной из сторон, включая самого экс-чиновника. Единственное, что можно сказать наверняка - история миллиардов, которые будут потрачены на строительство московского метрополитена, так обросла слухами, что разобраться в ней будет очень сложно.

Экономика00:0214 августа

Построят всех

Россия возвращает советское будущее. Это будет очень дорого
Экономика12:05 8 августа

Платье из сундучка

Предпринимательница из Архангельска сменила офисную работу на творческую
Экономика07:03Сегодня

В тени не стоять

Налоговики вплотную занялись «серыми» грузоперевозками