Ровно за месяц до наступления 2012 года президент России Дмитрий Медведев подписал бюджет. Страна, несмотря на высокие цены на нефть, будет жить с превышением расходов над доходами. Именно эти расходы стали главной причиной конфликта Медведева с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, который прямо заявил, что не согласен с резким увеличением трат на оборону.
Российские власти приняли бюджет с солидным временным запасом. Это может объясняться как тем, что правительственный документ практически не вызвал острых дискуссий в Госдуме, Совете Федерации, а также нареканий со стороны президента, так и тем, что чиновники, похоже, не считают финансовый документ финальным: в последние годы бюджеты регулярно меняются уже по ходу отчетного периода.
У оппозиции в Госдуме не было никаких рычагов для того, чтобы обратить внимание на недостатки бюджета: в первом чтении и КПРФ, и "Справедливая Россия", и ЛДПР голосовали против принятия законопроекта, однако он все равно был принят при подавляющем большинстве голосов — 314 против 87. К третьему чтению ситуация изменилась не сильно: 300 против 78 человек.
Главным противником бюджета в текущей редакции выступил министр финансов Алексей Кудрин, который и раньше всегда был недоволен увеличением государственных расходов. Однако на этот раз он позволил себе то, чего не позволял раньше: публично раскритиковал президента Дмитрия Медведева за его бюджетные инициативы. Президент, как известно, такого демарша не вынес и потребовал отставки Кудрина.
Главный экономист правительства Владимира Путина ушел в отставку за несколько дней до того, как Госдума приняла бюджет в первом чтении. Казалось бы, депутаты должны были бы обратить внимание на критику Кудрина, однако они ее просто не заметили: "Единая Россия" всегда недолюбливала неуступчивого министра финансов — как, впрочем, и оппозиция.
Бюджет России на 2012 год обычно принято рассматривать в комплексе с проектировками на 2013-2014 годы: финансовый документ в России принимается на три года, а уже потом корректируется в зависимости от конъюнктуры. Однако для того, чтобы правильно оценить финансовый документ, необходимо взглянуть и на ситуацию с бюджетом в текущем, 2011-м году.
В конце 2010 года Дмитрий Медведев подписал бюджет, в котором предполагалось, что в текущем году дефицит составит 3,6 процента ВВП (1,8 триллиона рублей) при доходах в 8,8 триллиона рублей. Однако на деле отметка в девять триллионов была пройдена по итогам трех кварталов, а всего за год бюджет получит больше 11 триллионов.
Таким образом, доходов бюджета России хватило бы для того, чтобы закончить год с уверенным профицитом — 1,8 триллиона пошло бы на финансирование дефицита, плюс к тому осталось бы еще около полумиллиарда рублей. Тем не менее, по последним оценкам Минфина, профицит составит только 0,3 процента ВВП (до 150 миллиардов рублей). Остальные доходы съели дополнительные, не учтенные в 2010 году траты.
Причиной перевыполнения плана по доходам стали цены на нефть: из-за ситуации на Ближнем Востоке они уже в начале года поднялись выше отметки в 100 долларов за баррель и так и держатся там до сих пор. Удивительно, что на стоимости углеводородов не сказались ни долговой кризис в Европе, ни снижение кредитного рейтинга США — в общем, ничего из того, что обычно расценивается инвесторами как потенциальная угроза мировому экономическому росту (и, следовательно, - спросу на сырье).
В итоге в некоторые периоды 2011 года среднемесячная цена на нефть Urals била исторические рекорды, которые были установлены в 2008 году до кризиса. Да и в целом за 12 месяцев, видимо, будет установлен исторический рекорд: в 2008 году нефть, конечно, поднималась и выше 140 долларов, но зато к концу года и подешевела в несколько раз. В 2011 году же углеводороды держатся на стабильно высоком уровне.
Видимо, вдохновившись такой устойчивостью нефти к кризису, на этот раз власти сверстали бюджет, исходя из расчета цен на нефть в 100 долларов за баррель. Правда, теперь профицита не вышло: в бюджете говорится, что расходы превысят доходы на полтора процента ВВП (880 миллиардов рублей). В 2013-м и 2014 годах также ожидается дефицит (1,6 процента и 0,7 процента ВВП соответственно).
По сравнению с 2011 годом сильно поменялись не только цифры по доходам и расходам, но и структура этих расходов. Отчасти пересмотр связан с тем же дефицитом бюджета: из-за заимствований, например, обслуживание их каждый год будет обходиться дороже.
С другой стороны, нельзя не заметить "предвыборности" бюджета на 2012 год: накануне парламентских и президентских выборов власти заметно увеличили социальные расходы. В аудиторской компании ФБК, которая часто критикует чиновников за современную экономическую политику, еще в октябре отмечали, что расходы на образование и здравоохранение достигают своего максимума в 2012 году, а потом резко снижаются. Так, по статье образование в 2012 году расходы составят 4,6 процента от общих, а в 2014-м — уже 3,3 процента.
С другой стороны, разного рода военные и оборонные расходы к 2014 году составят 40,1 процента от общего объема, хотя еще в 2009 году находились на уровне 22,7 процента. По планам правительства, на эти деньги будет проведена и модернизация армии, и повышены зарплаты военным и полиции — в общем, расходы будут распределяться не только по "закрытым" статьям.
Кстати, "закрытые" статьи — еще один повод для критики бюджета. В институте Гайдара в ноябре посчитали, что если в начале 2000-х годов доля секретных расходов в стране составляла 9-10 процентов, то в 2011-2012 годах поднялась выше 12 процентов. Казалось бы, не очень много, но ведь речь идет о десятках и сотнях миллиардов рублей.
Дефицит бюджета на протяжении нескольких лет подряд, который не могут покрыть даже высокие цены на нефть, неизбежно заставит власти искать новые источники доходов и, следовательно, проводить непопулярные реформы. Неслучайно именно в 2011 году всерьез начали обсуждаться и повышение пенсионного возраста (это должно уменьшить дефицит Пенсионного фонда и принести в бюджет дополнительные деньги от налогов пожилых граждан), и увеличение ставок подоходного налога, и подъем налогов на бизнес. Чиновники в предвыборный год пытались эти дискуссии погасить, но очевидно, что какие-то вещи предстоит предпринимать уже в следующие три года — то есть в то время, на которое рассчитано действие подписанного президентом 1 декабря бюджета.
И последнее. Между парламентскими и президентскими выборами пройдет три месяца. За это время мировая конъюнктура может серьезно измениться — если в Европе все же начнется распад еврозоны, цены на нефть могут упасть. В таком случае правительству, которое будет доживать в этом составе последние месяцы, и Госдуме, которая только-только начнет работу, придется в экстренном порядке менять параметры бюджета, причем делать это на фоне выборной гонки. Теоретически это может стать очень опасным моментом для экономики — политические популистские решения редко уживаются со стабильностью финансовой системы.