Бывший СССР
23:35, 6 декабря 2011

Некуда бежать Сторонников Джиоевой задерживают в Южной Осетии и России

Противники Аллы Джиоевой преодолели замешательство, вызванное "майданом" в Цхинвали, и перешли в контрнаступление. 6 декабря Верховный суд Южной Осетии подтвердил свое решение об отмене итогов выборов (отклонив поступившую от оппозиции жалобу). В тот же день стало известно о задержаниях сторонников Джиоевой - как в Южной Осетии, так и в Северной. Сама Джиоева, ранее требовавшая безоговорочного признания ее победы, допустила, что ей и ее соратникам придется просить "политическое убежище в России". Впрочем, задержания в Северной Осетии свидетельствуют, что спокойная жизнь в России южноосетинским оппозиционерам не гарантирована.

Утро 6 декабря началось с известия о том, что на квартиру генерального прокурора Южной Осетии Таймураза Хугаева совершено нападение - ее обстреляли из гранатомета. Обошлось без пострадавших, возбуждено уголовное дело по статьям "Покушение на убийство" и "Покушение на жизнь государственного деятеля". Официально обвинения по этому делу пока не предъявлены, однако власти уже связали произошедшее с выступлениями оппозиции.

"Я не ожидал, что так скоро наши оппоненты перейдут к горячим действиям. Сразу после выборов у нас была информация от наших спецслужб о готовящейся ликвидации меня", - заявил Хугаев. По его словам, покушение было направлено на то, чтобы дестабилизировать обстановку в республике. "Это на руку тем, кто всеми правдами и неправдами намерен реализовать свои политические амбиции. Это выгодно тем, кто на центральной площади Цхинвала гарантировал нам большую кровь", - добавил генпрокурор. Примерно с таким же заявлением выступил и действующий президент Южной Осетии Эдуард Кокойты.

Алла Джиоева и ее соратники ранее требовали отставки Хугаева (который, кстати, является родственником президента). В связи с покушением оппозиция немедленно выступила с ответными обвинениями, заявив, что речь идет о провокации властей. "Они ведь давно хотят спровоцировать ситуацию для того, чтобы ввести чрезвычайное положение и, таким образом, продлить свои полномочия", - заявила Джиоева в интервью "Русской службе новостей"

Тем временем стали поступать сообщения о задержаниях сторонников Джиоевой по другим обвинениям. В Цхинвали, в частности, были задержаны два человека по обвинению в незаконном хранении оружия. В прокуратуре заявили, что эти люди участвовали в акциях в поддержку Джиоевой и что у них были изъяты автоматическое оружие и боеприпасы.

МВД Северной Осетии, в свою очередь, сообщило о задержании трех уроженцев Южной Осетии: Сослана Кокоева - редактора оппозиционного сайта uasamonga.ru (его обвиняют в хранении наркотиков), а также неких Роберта Табуева по кличке Таш-Баш (пойманного в аэропорту с героином) и Таймураза Гаглоева по кличке Рыжий Темо (его подозревают в убийстве). РИА Новости, ссылаясь на сторонницу южноосетинской оппозиции Элину Марзоеву, сообщило, что все трое задержанных являются доверенными лицами Джиоевой. "Это те люди, на которых здесь все держалось. Мы уверены, что все обвинения сфабрикованы и эти люди задержаны по политическим мотивам", - сказала Марзоева.

Неофициально информация о задержании нескольких сторонников Джиоевой появилась уже в конце минувшей недели. Сторонник экс-кандидата Анатолий Баранкевич (бывший министр обороны Южной Осетии), комментируя происходящее, утверждал, что оппозиционерам подбрасывают оружие и наркотики. Сама Джиоева охарактеризовала происходящее как "репрессии".

Переговоры

Митинг в центре Цхинвали, организованный Джиоевой и ее сторонниками, быстрых результатов не принес. Первый эффект от "майдана" прошел, ряды митингующих поредели. Возникла патовая ситуация: ни власть (настаивающая на проведении повторных выборов), ни оппозиция (требующая признать результаты выборов, на которых Джиоева победила фаворита Москвы Анатолия Бибилова) уступать не хотят. Однако и обострять ситуацию (разгонять митингующих или - соответственно - штурмовать дом правительства) ни одна из сторон не спешит.

Сдерживающее влияние на ситуацию, как можно предположить, оказало присутствие гостя из Москвы - представителя администрации президента РФ Сергея Винокурова. О том, что он прибыл в Южную Осетию, стало известно вечером 30 ноября. В последовавшие дни чиновник, как сообщали в южноосетинской оппозиции, проводил с Джиоевой и ее сторонниками некие переговоры. Встречи проходили в закрытом режиме, так что о ходе переговоров поступала лишь отрывочная информация. Сам Винокуров заявил, что выступает в качестве посредника между штабом Джиоевой и действующим руководством Южной Осетии. "Моя роль, как посредника, снять напряженность и посадить стороны за стол переговоров", - сказал он.

В оппозиции поначалу приезду "человека из Москвы" радовались (вспоминая, вероятно, что в похожей ситуации в Абхазии в 2004 году, когда фаворит Москвы Рауль Хаджимба проиграл Сергею Багапшу, а разбираться с выборами в республику прибыл замгенпрокурора РФ Владимир Колесников, - переговоры завершились все же в пользу Багапша: его победа была признана, Хаджимбе пришлось довольствоваться должностью вице-президента).

Однако, не получив на переговорах желаемой поддержки Москвы, Джиоева и ее сторонники стали все громче выражать свое недовольство. "Какой смысл в таких переговорах, - раздраженно заявила экс-кандидат в минувшую пятницу, - когда та сторона [очевидно, имелись в виду власти Южной Осетии - "Лента.ру"] стоит на своем, ни в чем не хочет уступать? Когда мне говорят в открытую, что я не соответствую уровню главы государства, и при этом когда прослойка российских чиновников пытается совместно с действующими властями Южной Осетии навязать нам якобы имевшие место быть массовые фальсификации [нарушениями сторонников Джиоевой была официально обоснована отмена итогов выборов], то мне это обидно слышать".

Сторонники Аллы Джиоевой на центральной площади Цхинвали. Фото РИА Новости, Валерий Мельников.
Открыть фотогалерею "Цхинвальский 'майдан'"
Lenta.ru

"Переговоры ни к чему хорошему не приводят, только к дестабилизации, - вторил соратник Джиоевой, экс-министр обороны Анатолий Баранкевич. - Дальнейшее общение с ним [Винокуровым] я считаю бессмысленным". В интервью "Газете.Ru" он заявил, что российский чиновник лоббирует позицию действующего руководства Южной Осетии, направленную на то, чтобы не пустить Джиоеву во власть. Винокуров, по словам Баранкевича, поддержал решение Верховного суда Южной Осетии, в соответствии с которым в республике планируется провести повторные выборы.

В итоге Джиоева призвала Россию вообще сменить переговорщика. 5 декабря она заявила, что считает прошедшие переговоры "абсолютно безрезультативными" и что в Цхинвали, по ее мнению, вместо Винокурова следует направить кого-нибудь другого - человека, который, как выразилась экс-кандидат в президенты, "объективно доложит российским властям о ситуации в Южной Осетии".

Официальная позиция Москвы тем временем не изменилась. Как и прежде, российские власти заявляли, что вмешиваться в политический конфликт в Южной Осетии не собираются. На днях эту позицию подтвердил президент РФ Дмитрий Медведев, заявив, что "о том, как управлять своей страной, они [в Южной Осетии] должны договориться сами”. При этом он отметил, что представители российской стороны могут выступить в качестве посредников.

О степени влияния России на происходящее в Южной Осетии (в том числе и скандал с отменой выборов, на которых проигрывал Бибилов) высказываются различные мнения. Оппозиция, однако, в любом случае рассчитывала на большее, чем просто "посредничество". В ситуации, когда существенной поддержки Джиоева и ее соратники не получили, а сами на силовой захват власти не пошли, стало складываться впечатление, что оппозиция не слишком хорошо представляет, что делать дальше.

Просьбы и угрозы

Чуть ли не каждый день властям Южной Осетии выдвигались "ультиматумы" (требования признать победу Джиоевой на выборах) - срок ультиматумов истекал, а ситуация не менялась. Зачем-то было принято обращение к международному сообществу (ООН, Европарламенту, руководству некоторых стран) с просьбой "немедленно вмешаться в происходящее с целью стабилизации обстановки и восстановления конституционного порядка". Хотя для международного сообщества (которое в большинстве своем независимость Южной Осетии не признает) происходящее вообще-то является спором российских граждан на де-юре грузинской территории. О каком "вмешательстве" тут может идти речь?

Затем последовала угроза бойкотировать выборы в Госдуму РФ на территории Южной Осетии (абсолютное большинство жителей которой, как известно, имеют российское гражданство). Впрочем, от этой угрозы оппозиционеры быстро отказались. Среди прочего они, очевидно, поняли, какой шикарный подарок они чуть не сделали действующему президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты - который получил бы возможность представить оппозицию как антироссийскую силу (при этом противопоставив ей себя в качестве сторонника Москвы).

Джиоева, выражая готовность отстаивать свою победу, объявила себя "избранным президентом" и анонсировала "инаугурацию". Назначены даже дата этого мероприятия (10 декабря) и место (центральная площадь Цхинвали).

Однако 6 декабря, когда Верховный суд отказался пересмотреть решение об отмене выборов, экс-кандидат в президенты допустила, что ей, возможно, придется просить политическое убежище за рубежом. Затем появилась информация, что в качестве страны обращения рассматривается Россия. Как сообщило, в частности, агентство "Рес", Джиоева отметила, что на заседании "госсовета" (структуры, которую оппозиция создала после выборов, претендуя на "контроль за органами власти") "может идти речь о требовании у России политического убежища для меня, моих сторонников и избирателей".

Позднее, правда, экс-кандидат заявила, что ее слова об убежище "вырвали из контекста". "Я еще раз обратилась к президенту и премьер-министру России с просьбой о признании итогов прошедших в республике 27 ноября выборов. И я сказала, что только как крайнюю меру рассматриваю возможность обращения с просьбой к российским властям о политическом убежище", - отметила она. В посольстве РФ в Южной Осетии между тем отметили, что требование об "убежище в России" в применении к Джиоевой является бессмысленным (поскольку она имеет российское гражданство).

P.S.

6 декабря появилась информация, что граница Южной Осетии с Россией закрыта. Источник в правоохранительных органах ЮО заявил "Интерфаксу", что это сделано "в связи с политической обстановкой в республике и для предотвращения любого рода провокаций". Правда, почти сразу же последовали опровержения: в КГБ Южной Осетии заявили, что движение по Транскавказской магистрали, соединяющей Южную Осетию с Северной, действительно прекращено - но не по политическим соображениям, а "в связи с угрозой схода лавин".

По сведениям "Коммерсанта", движение по Транскаму за последние дни перекрывалось уже неоднократно. "Официально - из-за опасности схода лавин, - отмечает издание, - но все понимают: власти боятся, что из Владикавказа потянется поток людей в поддержку протеста: в Северной Осетии тоже каждый день проходят акции [в поддержку Джиоевой]".

Из Москвы южноосетинская оппозиция тем временем получила очередной совет смириться с назначением повторных выборов. Рекомендацию озвучил глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев (который незадолго до выборов в ЮО присутствовал на митинге в поддержку Бибилова и зачитывал там обращение от главы правительства РФ Владимира Путина). "Я уверен, - заявил он, - что все те, кто сейчас болеет за Южную Осетию... должны с этим решением согласиться и начать подготовку к мартовским выборам".

< Назад в рубрику