Новости партнеров

Пересадить на вертолеты

В 2012 году Москва потратит на транспортную систему 340 миллиардов рублей

Московская городская дума утвердила бюджет города на 2012-2014 годы, значительная часть которого будет направлена на реализацию программы развития транспортной системы города. В следующем году на ее выполнение планируется потратить почти 340 миллиардов рублей, что на 11,6 миллиарда рублей больше, чем планировалось ранее. "Лента.ру"решила разобраться, сколько и на какие цели будет потрачено средств из бюджета столицы.

Транспортная программа, подготовленная московским правительством, рассчитана на период с 2012 по 2016 год, хотя реализовывать ее начали еще в середине 2011 года. Проект разделен на несколько направлений - развитие улично-дорожной сети, возведение парковок, создание Интеллектуальной транспортной системы (ИТС), модернизация общественного транспорта (наземного и железнодорожного транспорта, метро), создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и введение ограничений в сфере грузового транспорта.

Наиболее затратной частью программы станет развитие улично-дорожной сети, которая предполагает ремонт существующих и строительство новых дорог, а также масштабную реконструкцию 19 вылетных магистралей. В следующем году на эти цели направят около 167 миллиардов рублей - почти половину выделенного бюджета. В частности, эти средства позволят отремонтировать 17 миллионов квадратных метров дорог и тротуаров.

В 2012 году власти планируют принять в эксплуатацию две новые дороги - Алабяно-Балтийский тоннель, а также развязку на пересечении 3-го Нижнелихоборского проезда с Дмитровским шоссе. В рамках проекта по реконструкции вылетных магистралей в следующем году полностью будут готовы только три трассы - Волоколамское шоссе, Профсоюзная улица и Ленинский проспект. Все они получат новые развязки на пересечении с МКАД, боковые проезды, внеуличные подземные переходы и заездные "карманы" для общественного транспорта.

Одним из главных пунктов программы станет организация парковочных мест, на которую планируется потратить 10,5 миллиарда рублей. Они будут направлены, в основном, для строительства подземного паркинга. К созданию многоуровневых наземных стоянок, а также "народных гаражей" планируется привлечь внебюджетные средства. Частные компании будут заманивать возможностью строительства не только самих стоянок, но и торговых центров или офисов. Сколько же новых машиномест появится в городе в следующем году, власти решили не уточнять. Всего за пять лет в Москве будет организовано 1,5 миллиона новых парковочных мест.

В 2012 году продолжится проект создания Интеллектуальной транспортной системы. Она станет продолжением провалившейся программы "Старт", которая была запущена при лужковском правительстве. В ее рамках на МКАД и ТТК появились электронные табло, которые должны были информировать водителей о загруженности дорог и путях объезда. На деле щиты стали показывать исключительно предупреждения о погодных условиях и рекомендуемой скорости движения.

ИТС должна исправить ситуацию: теперь табло, число которых к 2016 году достигнет 47 штук, будут информировать водителей о дорожной ситуации на дорогах различных районов, а также советовать, как лучше объезжать заторы. Для этого на общественный транспорт будут устанавливать ГЛОНАСС-навигаторы, которые станут собирать информацию о дорожной обстановке и передавать в единый диспетчерский пункт. Первые табло нового формата заработали на Ленинском проспекте уже в 2011 году.

Система также позволит перевести светофоры на автоматический режим работы. "Умные" устройства будут анализировать ситуацию на перекрестке, а также распознавать пешеходов, которые хотят перейти дорогу. На создание ИТС в следующем году планируется потратить 9,6 миллиарда рублей, тогда как к 2016 году инвестиции в проект перевалят за 25 миллиардов рублей.

В сфере наземного городского транспорта Москва продолжит организовывать выделенные полосы для автобусов и троллейбусов. При этом масштабы программы сократятся - благодаря тому, что разметку для ряда полос, которые появятся в 2012 году, уже нанесли в 2011 году. В итоге, к концу следующего года общественный транспорт сможет передвигаться по 221 километру "своих" полос - это плюс 57 километров по сравнению с нынешним годом.

Развитие общественного наземного транспорта предполагает закупку новых транспортных средств, а также модернизацию автобусных, троллейбусных и трамвайных парков. Всего в 2012 году на это потратят почти 27 миллиардов рублей.

Для того чтобы москвичи и жители ближнего Подмосковья могли оценить старания властей в сфере общественного транспорта, в городе планируется строить транспортно-пересадочные узлы и автовокзалы. Они должны стать пунктами, в которых водители смогут оставлять свои машины и отправляться в центр города на метро или автобусе.

В 2012 году ни одного нового ТПУ в Москве не появится, однако их организация начнется у станций метро "Ясенево", "Водный стадион", "Полежаевская", "Бульвар Дмитрия Донского", а также в Новокосино и на Пятницком шоссе. Их планируется открыть в 2013 году. А в следующем году на начало работ будет потрачено 2,5 миллиарда рублей.

Также в следующем году мэрия планирует развивать "новые виды транспорта". Среди них будут экзотические для большинства россиян вертолеты. Как поясняется в программе, они будут предназначаться вовсе не для чиновников, а для спасателей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Москвичам же предложат пересесть на велосипеды - для этого для них организуют 17 километров спецдорожек. Затраты на новые виды транспорта оцениваются в 30 миллионов.

В конечном итоге все перечисленные меры направлены на то, чтобы сделать жизнь водителей проще. Например, чтобы время от дома до работы у них занимало на 15-20 процентов меньше, чем сейчас. Хотя главной задачей для правительства станет отказ водителей от поездок на личных автомобилях. За пять лет число пассажиров общественного транспорта должно увеличиться на миллион человек. Для этого троллейбусы и автобусы сделают быстрее и комфортнее. Однако в следующем году мы еще вряд ли заметим существенные изменения.