Vertu, производитель самых одиозных в мире мобильных телефонов, может сменить владельца. По сообщениям СМИ, Nokia, материнская компания Vertu, начала подготовку к процедуре продажи. В числе потенциальных покупателей называют частных инвесторов или же владельцев других люксовых брендов. Сейчас цены на телефоны Vertu колеблются в диапазоне от пяти до нескольких сотен тысяч долларов.
Компания Vertu была создана в 1998 году, когда мобильные телефоны уже перестали быть редкой диковиной и стали доходить до массового пользователя, но некоторый элемент "статусности" по-прежнему сохраняли. Удивить потребителя техническим оснащением тогда было довольно сложно. Все доступные на рынке аппараты умели приблизительно одно и то же: звонить, отправлять эсэмэски, служить будильником и органайзером и запускать нехитрые игры типа "змейки"; самые продвинутые могли выходить в интернет через примитивный браузер.
Финский производитель Nokia, дела у которого шли в гору, выпускал как недорогие аппараты для рядовых пользователей, так и навороченные устройства для бизнесменов. Попутно компания решила замахнуться на "третьего зайца" - небольшую прослойку богатых клиентов, которым был нужен не просто телефон, а аппарат "не как у всех". Поскольку функциональные примочки наподобие браузера были востребованы в основном у бизнес-пользователей, ставку было решено сделать на материалы корпуса и внешний вид телефона.
Рассуждения Nokia представляются вполне логичными: если наручные часы за 20 долларов и за 20 тысяч долларов выполняют одну и ту же функцию с единственной разницей - первые сделаны из пластика, а вторые из золота, то почему нельзя так же поступить и с другим предметом, который всегда носят при себе - телефоном? И финский производитель решил выпускать аппараты, которые стали бы своего рода "Ролексом" на рынке мобильных устройств.
Чтобы отделить элитные телефоны от других линеек, была создана отдельная компания Vertu. От родителя Nokia ее отличало не только название, но и местоположение - если штаб-квартира Nokia располагается в Финляндии, то базой Vertu стал городок Черч-Крукхэм на юге Англии. Рулить "дизайнерской" частью проекта поставили выходца из Италии Фрэнка Нуово (Frank Nuovo). Он, судя по всему, был тем еще снобом - по легенде, концепция Vertu пришла ему в голову, когда он ехал на машине и внезапно осознал, что в его "люксовый" образ "не вписывается" только мобильник.
От основания компании до выпуска первого телефона Vertu Signature прошло более трех лет. За это время философию аппаратов отточили до мельчайших деталей. В отделке корпуса - кожа (например, крокодила или питона), сапфировое стекло (покрывает экран и кнопки) и металл, зачастую драгоценный. Сборка - только вручную специально обученными мастерами (Vertu даже избегала именовать свое предприятие "заводом", предпочитая использовать слово "мастерская"). Рингтон для аппаратов Vertu записал ни много ни мало Лондонский симфонический оркестр.
Цена на телефоны Vertu соответствовала всему вышесказанному и составляла от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Самым дорогим аппаратом принято считать штучный Signature Cobra, совместный проект Vertu и французского ювелирного дома Boucheron. Цена на него превышала 310 тысяч долларов. От отраслевых СМИ, слегка обалдевших от нестандартного внешнего вида телефона и обилия золота, бриллиантов и рубинов в отделке, Signature Cobra заслужил прозвище "самый уродливый в мире телефон". Цены на серийные модели линейки Signature составляют в среднем 16,5 тысячи долларов, хотя в отдельных случаях могут достигать 80 тысяч долларов.
Понятно, что просто продавать кусок золота с телефонной начинкой было бы слишком прямолинейно, поэтому Vertu изобрела себе еще одну "фишку" - сервис личных помощников Vertu Concierge. Сбоку у каждого аппарата находится кнопка для связи с оператором, круглые сутки готовым выполнить любые пожелания клиента. Как правило, это заказ билета на самолет, вызов такси или бронирование столика в ресторане, но на сайте Vertu можно найти и рассказы о более необычных требованиях.
Так, одна взбалмошная дамочка захотела срочно заиметь дизайнерские туфли, на которые была очередь в несколько недель. Другой клиент пожелал, чтобы на свадьбе его друзей выступил живой слон. Третий спросил у оператора, что лучше подарить в подарок другу - любителю шахмат. Театр абсурда? Да, но утверждается, что со всеми этими заказами сотрудники Vertu Concierge справились: дамочке достали туфли за сутки, брачующимся выписали слона, а шахматисту организовали сеанс игры с гроссмейстером. Расплачивались за удовольствие, конечно, заказчики, но дело-то было не в деньгах, а в организации.
Телефоны Vertu продаются в 60 странах. Во всех обзорах указывается, что в число самых преданных клиентов компании входят шейхи из стран Персидского залива, китайцы и граждане России. По данным Bloomberg, за последние десять лет Vertu реализовала порядка 300 тысяч аппаратов. Доходы компании не раскрываются, но неофициальные источники указывают, что они составляют от 268 миллионов до 402 миллионов долларов в год. Тем не менее, Nokia приняла решение о продаже люксовой "дочки". 7 декабря газета The Financial Times сообщила, что финский производитель нанял банк Goldman Sachs для подготовки к предстоящей сделке.
Почему Nokia решила избавиться от Vertu? Главной причиной, пожалуй, можно назвать технический прогресс. После восьми лет пребывания на рынке аппараты Vertu по возможностям оставались примерно на уровне 2002 года. Они были "обычными" мобильными телефонами без всяких дополнительных примочек, в то время как по миру уже вовсю шагали iPhone и Android. Диссонанс между ценой и функционалом Vertu порождал сотни ехидных комментариев в СМИ.
И Nokia решила прислушаться к мнению общественности. В 2010 году был представлен первый смартфон Vertu - модель Constellation Quest с QWERTY-клавиатурой. Он работал на традиционной "нокиевской" платформе Symbian. По меркам Vertu, он был предельно доступным аппаратом - цена на него начиналась от 8 тысяч долларов. В 2011 году вышел Constellation T - первый смартфон компании с сенсорным экраном. Но Nokia попыталась вскочить на подножку уходящего поезда слишком поздно. У поклонников Vertu аппараты Constellation, как ни странно, не вызвали никаких эмоций, кроме раздражения. Их расценили как дискредитацию марки, сочтя, что Nokia погналась за модой в ущерб традиционной простоте. В невысокой в сравнении с другими аппаратами цене увидели попытку "заигрывания" с масс-маркетом, чего за Vertu тоже отродясь не водилось.
Nokia оказалась в положении Буриданова осла. Вернуться к выпуску "обычных" аппаратов означало бы признать свою ошибку и подвергнуться насмешкам, продолжить делать смартфоны - риск потерять аудиторию. Наиболее очевидным решением в этой ситуации, действительно, представляется продажа компании. С покупателем, по сообщению той же The Financial Times, пока не определились, но предполагается, что им могут стать либо частные инвесторы, либо владельцы других престижных марок.
Помимо необходимости поддержать имидж, Nokia, вероятно, движет еще одно соображение. На операционной системе Symbian, которую используют аппараты Constellation, компания, по сути, поставила крест, выбрав в качестве основной платформы свеженькую Windows Phone 7. Модерновая "операционка" Microsoft с "живыми плитками", твиттером и фейсбуком и прочими радостями жизни на обрамленном золотом и бриллиантами экране Vertu явно была бы не к месту.