16 декабря в казахстанском городе Жанаозене, где уже более полугода бастуют местные нефтяники, произошли массовые беспорядки. Полиция вступила в столкновение с бастующими, началась стрельба. Только по официальным данным, озвученным к вечеру прокуратурой, погибли по меньшей мере десять человек. В ходе беспорядков были сожжены несколько зданий (в том числе здание городской администрации). Неофициальные источники утверждают, что счет погибших и пострадавших идет на десятки. На въездах в город выставлены блок-посты, в самом Жанаозене была заблокирована мобильная связь.
Жанаозен расположен на юго-западе Казахстана, в богатой нефтью Мангистауской области. От нефтяной отрасли, по оценке "Радио Азаттык" (местной службы "Радио Свобода"), так или иначе зависят большинство горожан (те, кто работает в этой сфере, и члены их семей). В целом, однако, на благосостоянии Жанаозена успешная добыча энергоресурсов сказывается мало. Для жизни в городе, как отмечает радиостанция, характерны высокие цены, скудная инфраструктура, перебои в подаче воды и электроэнергии. "Все нефтедоллары уходят в Астану и Алматы, - жалуются горожане. - Мы вот живем в этой разрухе".
Забастовку нефтяники Мангистауской области начали еще в мае. Забастовали работники компании "Каражанбасмунай" в областном центре Актау и сотрудники "Озенмунайгаз" в Жанаозене. Основное требование касалось повышения зарплат. В Жанаозене, в частности, участники акции требовали, чтобы при оплате их труда учитывались повышающие коэффициенты. Кроме того, было выдвинуто требование об отставке директора предприятия.
Часть бастующих работодатель просто уволил - "за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины". Компания РД КМГ, филиалом которой является "Озенмунайгаз", отмечала, что численность персонала будет восстановлена за счет возвращения бастующих на рабочие места или набора новых сотрудников.
Несмотря на это, забастовка в Жанаозене продолжалась. Бастующие ежедневно собирались на площади перед городской администрацией. При этом в акциях принимали участие и те, кто был уволен (то есть формально они бастующими не являлись, а требовали восстановления на работе). Со стороны власти были попытки разогнать бастующих. Впрочем, до столкновений "стенка на стенку" дело не доходило.
В конце ноября уволенные из "Озенмунайгаза" сотрудники провели переговоры с бывшим работодателем и властями. Существенных результатов эта встреча не принесла: принять обратно бывших сотрудников, по информации "Радио Азаттык", компания отказалась.
Между тем за несколько дней до Дня независимости, который отмечается в Казахстане 16 декабря, поступила информация, из которой следовало, что ситуация может обостриться. В Мангистауской области, как сообщила оппозиционная газета "Республика", стали распространяться листовки с призывом к горожанам "выйти на улицы 16 декабря". При этом предлагалось не только поддержать требования нефтяников, но и выступить с требованием отставки президента Казахстана. В списке требований также фигурировали "наказание чиновников и работодателей, действия которых привели к разжиганию социальной розни" и "возврат народу предприятий добывающего сектора".
"16 декабря поднимем на борьбу за свои права весь народ Казахстана!" - говорилось в одной из листовок. Обращение было составлено от имени некоей "инициативной группы жителей Мангыстауской области".
По поводу того, кто в итоге спровоцировал столкновения 16 декабря, - то ли бастующие, то ли власти (не пожелавшие, к примеру, перерастания забастовки в акцию с требованием отставки президента и поэтому нуждавшиеся в поводе для разгона), то ли желающие "поднять народ на борьбу" здесь и сейчас (уже появилась версия, что в Казахстане пытаются дестабилизировать обстановку некие враждебные силы из-за рубежа), - пока можно только гадать.
Власти, впрочем, по меньшей мере способствовали обострению обстановки, когда решили провести праздничные мероприятия (по случаю Дня независимости) на площади, где собрались бастующие. "Власти заставили детей и молодежь пройти с флажками по площади - пройти именно там, где стоят рабочие, - писала "Республика". - Нефтяники их [участников шествия] остановили, и сразу же на них [бастующих] набросились полицейские. Так произошло первое столкновение. Дети и молодежь разбежались".
По словам казахстанского оппозиционера Владимира Козлова, провоцирующую роль сыграла сама организация праздничных мероприятий. "Администрация города решила на площади провести праздник, - объясняет он. – Поставили аппаратуру и т.д. Но бастующие посчитали это издевкой, потому что им не до праздников. У них соответствующее настроение после семи месяцев забастовки, они затруднены в средствах. Рабочие возмутились". "На этой площади нефтяники обычно сидят - там проходит забастовка, - подтверждает оператор видеопортала Стан.kz, побывавший на месте происшествия. - Тут стали устанавливать юрты [элементы праздничного оформления], елку, нефтяникам это не понравилось. Толпа понеслась все сметать. Разъяренные люди внезапно побежали к сцене. Стали разбивать колонки, усилители, приготовленные для праздника".
Еще одну версию опубликовала газета "Время". По ее данным, беспорядки спровоцировало то, что в толпу бастующих на полном ходу врезалась полицейская машина (о погибших или пострадавших в результате этого происшествия издание не сообщило). В ответ участники акции, по утверждению источника, подожгли автомобиль, а также припаркованный рядом полицейский автобус, праздничную сцену и новогоднюю елку. Были подожжены также несколько зданий.
В городской администрации (акимате) заявили, что толпа, противостоявшая сотрудникам силовых структур, была вооружена палками, обрезками труб и бутылками с зажигательной смесью. Активистка казахстанского "Народного фронта" Айжангуль Амирова в интервью газете "Республика" подтвердила, что на площади действительно были молодые люди с "коктейлями Молотова" (как выразилась Амирова - "парни с бутылками, из которых что-то торчало, стали вокруг поджигать"). Однако, по ее утверждению, это были не участники забастовки, а некие неизвестные провокаторы.
Полиция, пытаясь рассеять толпу, применила слезоточивый газ. К площади стали стягиваться подразделения спецназа. По словам правозащитника Галыма Агелеуова, силовики, противостоявшие толпе, сначала стреляли в воздух, затем - по ногам, а после этого уже открыли огонь на поражение.
В Генеральной прокуратуре Казахстана утверждают, что участники беспорядков, в свою очередь, были вооружены холодным и огнестрельным оружием.
В течение дня 16 декабря о происходящем в Жанаозене поступала крайне противоречивая информация. Некоторые местные сайты, сообщавшие о ситуации, вскоре перестали открываться (агентство "Новости-Казахстан" - партнер РИА Новости - сообщило, что в Казахстане заблокирован ряд информационных ресурсов, а также твиттер). В городе, по информации газеты "Время", была заблокирована мобильная связь, на выездах выставлены полицейские блок-посты. Телеканал "К+" сообщил, что в город введены внутренние войска, а над областным центром Актау (где 16 декабря проходила акция солидарности с нефтяниками Жанаозена) замечены вертолеты.
Источник агентства "Фергана" в Казахстане сообщил, что "всю связь с городом обрубили, информация о вводе военных подтверждается". Он добавил, что пока все выглядит как "казахский Андижан".
Власти о происходящем сообщали крайне скупо. На этом фоне в Сети распространялись самые разные слухи. Одним из главных источников "горячих" новостей по этой теме (подававшихся зачастую без каких-либо ссылок на ньюсмейкеров) стал ресурс "Социалистическое сопротивление Казахстана". Он утверждал, что в городе убиты более 70 нефтяников (ранены - более 500), что в области в знак солидарности с нефтяниками Жанаозена началась всеобщая забастовка, что сам Жанаозен "охвачен восстанием" и что туда "вводят полторы тысячи морских пехотинцев".
К концу дня 16 декабря Генеральная прокуратура Казахстана выступила с заявлением по поводу событий в Жанаозене. Она подтвердила, что в ходе беспорядков погибли десять человек. Число раненых названо не было (в прокуратуре заявили лишь, что среди пострадавших оказались в том числе и сотрудники полиции). Результатами беспорядков стали сгоревшие автомобили, разграбленные банкоматы, сожженные здания городской администрации, филиала компании "Озенмунайгаз" и находившейся поблизости гостиницы.
В связи с событиями в Жанаозене возбуждены уголовные дела. В город вылетела следственно-оперативная группа во главе с министром внутренних дел республики - "для принятия мер по пресечению преступных действий, выявлению и наказанию организаторов беспорядков, восстановлению общественной безопасности".
При этом в прокуратуре не уточнили, кто принимал участие в беспорядках и кого власти считают организаторами (там заявили лишь, что в беспорядках участвовала некая "хулиганствующая группа").
Вечером участница забастовки, до которой удалось дозвониться корреспонденту "Радио Азаттык", рассказала, что людей на площади не осталось. "Многие люди пострадали, есть и погибшие", - отметила она. В Жанаозенской центральной городской больнице, как отмечает Reuters, назвать число пострадавших отказались.