Что самое важное при создании мобильной ОС? Почему в Windows Phone 7 нет иконок? Почему интерфейс новых Windows называется Metro? На эти и другие вопросы ответила Меган Донахью, глава группы разработчиков интерфейса операционной системы Windows Phone 7, которая в 2010 году пришла на смену Windows Mobile.
"Лента.ру": Почему интерфейс операционной системы Windows Phone 7 носит название Metro?
Меган Донахью: Думаю, потому, что отправной точкой при создании интерфейса Metro стали транспортные схемы - те самые, которые можно найти на вокзалах и в аэропортах. Их задача - быстро и доходчиво объяснить людям, в какую сторону идти или где находится тот или иной объект. Эта информация подается очень ясным, четким, лаконичным и понятным образом - понятным всем людям, независимо от национальности и языка.
Конечно, влияние на концепцию Metro оказала не только графика на транспорте. Мы призвали на помощь движение и анимацию, в чем-то мы руководствовались принципами швейцарской школы графического дизайна, другими формами искусства. Однако в названии Metro нашла отражение именно тема транспорта.
Metro часто называют "typography-based language" - дизайнерским языком, в основе которого лежит типографика. Что здесь имеется в виду?
Если ваша задача - сделать жизнеспособный интерфейс, вы должны отдавать себе отчет в том, что текст - это важная составляющая страницы. Не надо усложнять его разнообразными заливками-градиентами, использовать причудливые шрифты или прочие украшательства, как это часто бывает. Текст прекрасен сам по себе. На него можно смотреть. С ним можно взаимодействовать.
Отмечу, что очень важно соблюсти баланс страницы, своего рода соотношение между фоном и элементами - тогда, взглянув на нее, пользователь легко поймет, что нужно сделать, куда нужно нажать, чтобы получить желаемый результат. Чем меньше лишних действий приходится предпринимать, тем лучше.
В Windows всегда были иконки, начиная с самых первых версий. Почему в Windows Phone 7 вы решили от них отказаться?
Хороший интерфейс должен отражать понятия, близкие и понятные человеку - только тогда с операционной системой будет легко и приятно работать. Можно сказать, что идея иконок зародилась в аналоговом мире. Иконки помогали представить "операционку" и ее возможности в "удобоваримой", доступной для пользователя форме.
Возьмем понятие "рабочий стол" (desktop) - почему он так называется? Потому что рабочий стол - это то, чем человек ежедневно пользуется в своем офисе. Он за ним работает. В те времена, когда вводилось это понятие, персональный компьютер был новинкой, в нем все казалось странным и незнакомым, поэтому приходилось прибегать к таким метафорам. Иначе было бы непонятно.
А как сейчас, в наше время? Люди привыкли к цифровым формам. Современные дети чуть ли не с рождения знают, что такое сенсорный интерфейс. Для них это просто и естественно. Нет больше необходимости передавать цифровые понятия через объекты реального мира. Зачем выражаться иносказательно, если можно все высказать напрямую?
Сейчас пользователь знаком с интерфейсом Metro в основном по мобильной Windows Phone 7, но в будущем он станет частью "десктопной" операционной системы Windows 8. Как Metro будет чувствовать себя на больших экранах?
Да, мы создавали Windows Phone именно для мобильных пользователей, но, безусловно, ее элементы можно адаптировать под большие экраны. Два интерфейса могут быть родственниками, братьями или сестрами - но им не обязательно быть близнецами.
Я считаю, что самое главное - помнить, что каждый интерфейс создается под нужды конкретной категории пользователей. Нужды пользователей настольных компьютеров отличаются от нужд пользователей мобильных устройств, а нужды пользователей мобильных устройств отличаются от нужд поклонников игровых консолей. Если забудете об этом, действительно удачного интерфейса вам не создать.
Расскажите в двух словах о концепции Metro.
В интерфейсах внешняя красота должна сочетаться с доступностью и удобством использования. Если для решения одной задачи пользователю нужно предпринять много-много шагов, то такая операционная система малопонятна и неудобна.
Если вести речь о визуальной части, то один из основных принципов Metro - это простота: содержимое выстраивается "по решетке", соблюдается баланс между белым фоном и элементами страниц. Оживить интерфейс помогает анимация - "живые плитки" или, например, эффекты, сопровождающие переключение между приложениями. Это выглядит забавно и, можно сказать, придает телефону индивидуальность. Возвращаясь к типографике, скажу, что для Metro был создан специальный шрифт на основе разработанного для Microsoft шрифта Segoe. Иначе говоря, Segoe слегка изменили, чтобы он лучше смотрелся на экранах мобильных телефонов.
Технический прогресс тоже сыграл нам на руку - перед нами больше не стоят ограничения наподобие невысокого разрешения экрана или маломощного процессора. У нас теперь гораздо больше свободы.
Сколько человек входят в команду?
У нас порядка шестидесяти дизайнеров, а в общей сложности над Windows Phone работают более трехсот человек - это включая разработчиков, тестировщиков, менеджеров проектов. И, конечно, мы тесно сотрудничаем со специалистами научно-исследовательских центров корпорации - Microsoft Research.
Как давно вы работаете над Metro?
Если говорить официально, то с начала 2009 года. Руководство велело нам прекратить работу над предыдущими версиями мобильной Windows - я имею в виду Windows Mobile - и сосредоточиться на чем-то новом. Тогда же в нашу команду влились люди, которые раньше работали над другими продуктами Microsoft - над клиентом Zune HD, над старой версией Windows Media Center. Какие-то наработки они принесли с собой, но вообще-то мы начали с чистого листа. Мы тесно сотрудничали с инженерами - в конце концов, именно они воплощают наши идеи в программах.