Уходящий год в России оказался богат на культурные события, в первую очередь, благодаря сотрудничеству с двумя странами – Италией и Испанией. В феврале 2011-го президент России Дмитрий Медведев, встретившись сначала с Сильвио Берлускони, а затем с королем Хуаном Карлосом I, дал официально старт "перекрестному" году с итальянцами и испанцами, который превзошел все ожидания и оказался на редкость продуктивным.
Несмотря на то, что большинство мероприятий, состоявшихся в рамках этого "параллельного" года (всего их было более 700), имеют исключительное значение для российского зрителя, остановиться хотелось бы прежде всего на "высоком" итальянском искусстве, которое удалось привезти в Россию. При этом все же не стоит забывать, что "перекрестный" год традиционно захватывает все области в сфере культуры - от оперы до кино, фотографии и литературы.
Официально год России и Италии завершился 20 декабря на сцене Большого театра - балетом миланского Ла Скала, первого зарубежного театра, который ГАБТ принял на своей исторической сцене после реконструкции. Гастроли Ла Скала, впервые приехавшего на гастроли в Москву в 1964 году, проходили в столице в два этапа. Сначала в ноябре представление давала прославленная миланская опера - в Большом под руководством Даниэля Баренбойма играли "Реквием" Верди, а в декабре Москву посетила уже только балетная труппа.
Вторая половина гастролей началась 15 декабря с редкого балета "Эксельсиор" Луиджи Манцотти, одной из старейших итальянских постановок, впервые представленной в 1881 году. Балет, посвященный борьбе научного прогресса и суеверий, эволюции и "темной алхимии", строго говоря, является краеугольной постановкой для итальянского национального балета, которая сравнима по значимости с "Лебединым озером" или "Спящей красавицей" для русской сцены, с тем лишь нюансом, что жанр "Эксельсиора" - научно-популярный, что для балета большая редкость.
Вторая версия "Эксельсиора" была представлена в Ла Скала в 1967 году в хореографии Уго Дель Ара, последний раз на сцене миланского театра балет шел в 2001 году, и специально для гастролей в Москве его решили восстановить - в чем, собственно, и заключается главная ценность выступления итальянцев. "Оживлением" занимался главный балетмейстер Ла Скала Махар Вазиев. Вторым же подарком оказался "Сон в летнюю ночь" Баланчина (1962), одна из лучших постановок выдающегося хореографа XX века, стоявшего у истоков зарождения всего американского балетного искусства.
Несмотря на то, что формально "перекрестный" год Италии и России уже закрыт, в действительности он еще продолжается. Более того, традиционно самое ценное организаторы предпочитают приберегать для финальной стадии, которая может растянуться на несколько дополнительных месяцев. Главным образом, это касается выставок.
Живопись, графика, рисунок практически всегда занимают в программе культурного сотрудничества ключевое положение - в нынешнем году жителям России без преувеличения выпала уникальная возможность увидеть шедевры итальянских художников первого ряда, чьи имена представляют собой опорные точки в истории мирового искусства. Исключительность нынешнего этапа русско-итальянского сотрудничества объясняется тем фактом, что большинство работ великих мастеров попали в Москву и другие российские города впервые; более того, некоторые российские музеи также достали из своих запасников итальянцев, чьи произведения до этого не выставлялись.
В 2011 году в России можно было увидеть портреты Лоренцо Лотто из миланской пинакотеки Брера, гравюры Франческо Пиранези, сына выдающегося гравера Джованни Пиранези, шедевры Антонелло да Мессины, одного из крупнейших живописцев Кватроченто, "Грозу" Джорджоне, другого великого мастера Возрождения, "Даму с единорогом" Рафаэля, которую потом сменила картина Боттичелли "Паллада и Кентавр" из флорентийской Галереи Уффици, и наконец полотна Караваджо и работы Джотто.
Выставки последних двух живописцев сейчас проходят в Москве - Караваджо выставлен в ГМИИ, Джотто - в ГТГ. Что касается Караваджо, то это беспрецедентный случай, когда столь большое количество работ этого барочного художника, применившего и развившего в живописи светотень ("кьяроскуро"), которую впоследствии "довели до ума" Рембрандт и Веласкес, вывезли из Италии. Выставка Караваджо в Пушкинском музее готовилась несколько лет, была санкционирована "сверху", и, по некоторым данным, изначально речь шла о даже еще большем количестве работ. Тем не менее, в итоге из итальянских музеев и церквей удалось вывезти 11 картин, которые прибывали в столицу по очереди. Тем не менее, и этого хватило, чтобы установить рекорд.
Именно выставку Караваджо в текущем "перекрестном" году стоит считать кульминационным событием - здесь сказывается и величина художника, и уровень привезенных работ, в числе которых есть наиболее значительные произведения Караваджо - от двух "Иоаннов Крестителей" до "Мальчика с корзиной фруктов" и алтарного полотна "Положение во гроб", на время покинувшего Ватикан.
Соревноваться с Караваджо и Пушкинским, в этом году показавшим не одну исключительную экспозицию, наверное, не может никто. Однако Третьяковке удалось обменяться с итальянцами редчайшими экземплярами иконописи, что также является уникальным культурным событием в жизни двух стран. В Москву были доставлены два произведения великого итальянского художника Джотто - икона "Мадонна с младенцем" (1299) из флорентийской церкви Сан-Джорджо алла Коста, относящаяся к раннему периоду творчества мастера; а также двусторонний полиптих из церкви Санта-Репарата с десятью образами - по пять на каждой стороне.
Полиптих, написанный в 1305 году, был атрибутирован Джотто не так давно. На нем изображены наиболее почитаемые во Флоренции святые - Мария Магдалина, Иоанн Предтеча, Мария Египетская. В обмен во Флоренцию из ГТГ отправились выдающиеся образцы русской иконы двух крупнейших мастеров - "Вознесение" Андрея Рублева (1408) и "Распятие" Дионисия (1500), а также еще одна икона псковской школы конца XIII столетия "Богоматерь Одигитрия".
Директор ГТГ Ирина Лебедева рассказала, что замысел выставки, которая носит название "Во Христе", заключается, с одной стороны, в демонстрации общей византийской традиции, а с другой – различии тех путей, по которым развивались европейское и русское искусство. В этом смысле фигура Джотто, художника, обозначившего переход к эпохе Возрождения и по сути положившего начало традиционному живописному искусству, является ключевой. Именно икона Джотто перестает быть иконой в традиционном понимании и уже становится картиной, в которой появляются новое пространство и эмоциональный облик.
Безусловно, главная ценность данной экспозиции заключается в том, что обычно такого рода вещи никогда не покидают пределы своей страны.
Сотрудничество российской и итальянской сторон оказалось в высшей мере плодотворным, чему, конечно, способствовало внимание первых лиц государств. Понятно, что без прямых указаний президентов ни Рублев, ни Джотто никуда бы не уехали, а коллекция импрессионистов из ГМИИ не отправилась бы в Италию. Однако такая форма "культурного" диалога представляется настолько важной и необходимой, что в действительности причины его не так уж и важны. Обе страны подчеркивают, что их связи окрепли, а главное, несмотря на формальное завершение "перекрестного" года, будут продолжаться - так, уже известно, что Ла Скала приедет в Москву и в сентябре 2012 года, на этот раз с оперой "Дон Жуан".
Между тем ценителей искусства ожидает не менее интересный "перекрестный" год России и Германии, а затем России и Голландии. И если Москве удастся продолжить начатую традицию, то у нас появится шанс увидеть даже "Девушку с жемчужной сережкой".