То, что на федеральных телеканалах все последние годы существует политическая цензура, ни для кого не секрет (не далее чем год назад руководителям "трех главных кнопок" на это с укоризной указывал президент Дмитрий Медведев). Но если на Первом и "России" редакционная политика выстроена настолько незыблемо, что ее могут поколебать разве что многотысячные митинги в центре Москвы, то НТВ по старой памяти больше склонен к либерализму, что порой вызывает жесткую реакцию его же собственного руководства. Именно скандалы последнего года на этом телеканале, регулярно "утекающие" с НТВ, свидетельствуют о борьбе за право сообщать актуальную информацию, которая развернулась между властью и журналистами.
Умалчивать о том, что на улицы Москвы и других городов России неделя за неделей выходят тысячи людей, недовольных результатами выборов в Госдуму, федеральные каналы сочли невозможным. Получив сполна критики в интернете за то, что они фактически проигнорировали или исказили характер протестных акций на Чистых прудах и Триумфальной, к митингу на Болотной телевизионщики уже подготовились. Акциям протеста были посвящены отдельные сюжеты: почти ни в одном из них не упоминалось о лозунгах "Россия без Путина", зато говорилось о недовольстве фальсификациями и главой Центризбиркома Владимиром Чуровым. После митинга на проспекте Сахарова очередное послабление сверху было налицо: Первый канал упомянул о негативной оценке деятельности Владимира Путина со стороны протестующих, "Россия" назвала акцию "первым в современной России митингом, носившим антипутинский характер", а НТВ рассказал о конкретном лозунге - не переизбирать Путина президентом.
За всем этим постепенным движением к возможности говорить более свободно, за соревнованием в том, кто назовет более объективные данные о количестве пришедших на митинг, телеканалы, тем не менее, оставляли без внимания важную составляющую митинга: что, собственно, за люди выходили на Чистые, Болотную и Сахарова. Получилась удивительная вещь: о том, что несколько десятков тысяч человек вышли протестовать против Путина и сфальсифицированных выборов, говорить стало можно, а о том, что эти десятки тысяч - адекватные и приличные люди, средний класс России, говорить по-прежнему нельзя.
Именно о социальной принадлежности митингующих и должен был рассказать специальный выпуск передачи "Профессия: репортер", который готовился к выходу на НТВ, но в последний момент оказался запрещен к показу. В сюжете под названием "Белая гвардия" подробно излагались истории конкретных людей, которые в эти декабрьские дни впервые вышли на уличные акции протеста. Телеканал НТВ, на котором многие уже привыкли видеть бесконечную "желтуху" и "заказуху", вдруг словно забыл и об агрессивных оппозиционерах, толкающих людей на открытое сопротивление властям, и о подкупе митингующих Госдепом США, и об аморальной жизни организаторов митинга. Напротив, авторы программы пытались опровергнуть все эти привычные для российского телевидения шаблоны, почти восторженно называя участников митинга "лучшими людьми страны".
В передаче также объяснялись и причины, заставившие людей выходить на митинг 24-го числа. Преуспевающие бизнесмены рассказывали, как случайно оказались в автозаках и КПЗ, где обнаружили весь "цвет интеллигенции"; школьники объясняли, что поняли, зачем надо идти на митинг, после того как их заставили писать контрольную с реверансами в адрес "Единой России"; некоторые "сетевые хомячки" пришли к протестам из-за своей активной гражданской позиции; бомонд же, по мнению авторов передачи, просто "наелся сытой жизни и хочет попробовать политических свобод".
Для тех, кто регулярно читает интернет-прессу или просто ленту новостей в Facebook, все эти истории давно не являются откровением. Но журналисты НТВ в 25-минутном фильме попытались описать реальный характер происходящего тем, кто получает информацию о митингах только с экранов телевизоров. Рассказать им, что митинг на проспекте Сахарова был организован на деньги добровольцев, а не за счет иностранного капитала; что со сцены выступают не только давно уже подрастерявшие доверие граждан оппозиционные политики, но и просто "уважаемые люди", "кумиры интеллигенции", и что приходят их слушать не требующие крови и революции бунтари, а спокойные люди с "красивыми лицами" и "умными лозунгами".
Рассказ о "новых декабристах", вышедших на митинги - это самый недавний и, вероятно, последний в этом году запрещенный к показу на НТВ сюжет. Передачи на НТВ снимали с эфира и в другие годы, но в этом году, особенно ближе к его концу, частота запрета сюжетов резко возросла - отражая, по сути, возросший градус недовольства в обществе.
Сразу после выборов 4-го декабря журналисты программы "Центральное телевидение" стали готовить сюжет о фальсификациях на избирательных участках и спровоцированных ими акциях протеста. Интервью для готовящегося сюжета дали и корреспонденты "Ленты.ру": о предотвращенной несколькими журналистами попытке вброса голосов за "Единую Россию" и о задержаниях на Триумфальной площади. В вышедшей на следующий день после Болотной площади передаче синхрон с рассказом о Триумфальной так и не появился, а сюжет про раскрытые фальсификации на выборах был вырезан совсем. Кроме того, как сообщили корреспондентам "Ленты.ру" сотрудники НТВ, из почти часового выпуска, который планировалось весь посвятить выборам и протестам, сделали 20-минутный сюжет, а оставшееся время отдали под другие темы.
Неделей позже из эфира НТВ полностью исчезло ток-шоу "Последнее слово", посвященное акциям протеста. В обсуждении митингов принимали участие, в том числе, активист "Солидарности" Павел Елизаров, пресс-секретарь "Левого фронта" Анастасия Удальцова, член "Справедливой России" Дмитрий Гудков и даже задержанный оппозиционер Илья Яшин, который общался с остальными из спецприемника. Запись этого ток-шоу, в отличие от других запрещенных передач, не появилась даже в интернете.
Впрочем, обстановка на НТВ стала сгущаться еще до выборов. Немало шуму наделала история с запретом на телеканале всех сюжетов об "интервью", которое Ксения Собчак попыталась взять у главы Росмолодежи Василия Якеменко в ресторане "Марио". Собчак сначала пригласили рассказать о ее провокационном ролике в эфире "НТВшников", а затем в передаче "Нереальная политика". Впоследствии обе передачи запретили выпускать в эфир. Вместе с выпусками про знаменитых теперь "устриц Белон" под запрет попал и куда более безобидный сюжет про приезд Дмитрия Медведева на журфак МГУ и про связанные с ним протесты студентов.
Вероятно, запрет этих выпусков на НТВ прошел бы тихо и незаметно (как было во многих других случаях), если бы в истории не была замешана Ксения Собчак - именно с ее стороны доносились самые громкие возгласы о цензуре на телеканале. Скандал привел даже к изменениям в программе передач: ведущая "Нереальной политики" Тина Канделаки рассказала, что еще до всей этой истории решила уйти с НТВ, а ее коллега Андрей Колесников заявил, что и вовсе закрывает передачу из-за запрета двух выпусков. Впоследствии Канделаки выложила оба не вышедших на телевидении сюжета в своем блоге.
Если эти выпуски так или иначе касались ставших особенно актуальными в период выборов вопросов о престиже власти и усиливающемся протестном движении, то две других передачи, подвергшиеся цензуре на НТВ, рассказывали не о новых тенденциях, а о старых больных точках: о Чечне и о деле Михаила Ходорковского.
В мае, впервые за несколько лет, НТВ показал сюжет о Ходорковском в воскресный прайм-тайм. Ведущий Вадим Такменев так объяснял столь неожиданный для федерального канала ход: "Отношение к тому, чье имя сейчас не произносится, уже меняется". Незадолго до выхода передачи в эфир стало известно, однако, что одну ее часть все же вырезали. Бывший сокамерник Ходорковского Александр Кучма рассказал "Газете.ру", что специально для этого выпуска дал НТВ интервью. Кучма рассказал тележурналистам, как некие люди в штатском угрозами вынудили его совершить покушение на Ходорковского, а руководство колонии вслед за этим заставило его дать ложные показания. По словам самого Кучмы, это интервью вызвало переполох на телеканале и было вырезано из сюжета.
С выпуском "Центрального телевидения" о Чечне в октябре произошла не менее интересная история. В сюжете под названием "Исламский след" рассказывалось о похищениях и пытках людей, которые организовывала в своих интересах чеченская милиция. В передаче также описывалась деятельность правозащитников, вступавшихся за ее жертв. Сюжет успел выйти на Дальнем Востоке и в Сибири, но не дошел до европейской части России. Пресс-служба НТВ позже объяснила, что передачу было решено "отправить на доработку". По данным "Газеты.ру", между тем, сюжет был снят по личному распоряжению гендиректора НТВ Владимира Кулистикова. Тем не менее, запись успела появиться в интернете.
По сюжетам, которые в этом году сокращало или полностью вырезало руководство НТВ, можно проследить одну интересную тенденцию: телеканал, похоже, все явственнее начинает разрываться между той линией, которую заняло его руководство после 2001 года, и тем, о чем хотят снимать сюжеты отдельные его сотрудники. Говорить, что НТВ по-прежнему остается оплотом только криминальных сериалов и скандальных заказных передач, сейчас было бы неправильно. Но, тем не менее, несмотря на некоторые попытки объективного и полноценного освещения по-настоящему актуальных и важных событий, сказать, что телеканал напоминал бы НТВ времен Листьева, Киселева и Парфенова, тоже пока нельзя. Собственно, то же относится и к остальным федеральным телеканалам: молчать о том, что происходит в стране, их журналисты уже не хотят или не могут, рассказывать же о самых проблемных аспектах им по-прежнему не дают.