Россия
20:16, 26 декабря 2011

Условный прапорщик Вадима Бойко наказали за подрыв авторитета власти

В одном из петербургских районных судов вынесли приговор бывшему милиционеру за избиение участника оппозиционной акции. Процесс по делу Вадима Бойко, получившего прозвище "жемчужный прапорщик", длился почти год и завершился условным наказанием, тогда как прокуратура настаивала на реальном лишении свободы. Обе стороны процесса остались недовольны приговором.

Инцидент, послужившей основой для уголовного дела, произошел 31 июля 2010 года во время несанкционированной акции за соблюдение властями 31-й статьи российской конституции, которая гарантирует гражданам свободу шествий и собраний. В ходе разгона демонстрантов один из милиционеров в звании прапорщика назвал протестующих "хорьками", а одного из них оттаскал за волосы и огрел дубинкой по голове.

В принципе описанная выше ситуация типична для несанкционированных митингов оппозиции, но в Москве попытки судиться с властями за помятые ребра, а иногда и за сломанные конечности пока ничем хорошим для потерпевших не завершились. Однако в случае с "жемчужным прапорщиком" дело получило нешуточную огласку, так как эпизод с избиением оказался заснят на видеокамеру, а ролик попал в интернет (его "герой" появляется в кадре со своей знаменитой фразой на 05:45).

Следственному комитету потребовался почти месяц, чтобы завести уголовное дело о превышении полномочий. Еще больший срок отвело себе на служебную проверку питерское полицейское (во время описываемых событий еще милицейское) управление. При этом имя самого виновника никак не удавалось установить. Несмотря на имеющуюся видеозапись происшествия, милиционера, которого сетевая общественность назвала "жемчужным прапорщиком" из-за характерного украшения на руке, удалось опознать лишь потерпевшему Дмитрию Семенову во время проведения соответствующей процедуры. Несдержанным на язык и руку представителем закона оказался Вадим Бойко - разведенный отец двоих детей.

Вадим Бойко на фрагменте видеозаписи митинга 31 июля 2010 года. Кадр с сайта nevex.tv
Lenta.ru

После того как следователи наконец нашли фигуранта для возбужденного уголовного дела, о проведенной проверке отчиталось и ГУВД Петербурга. В милицейском главке так и не выявили нарушения в действиях своих сотрудников при разгоне акции несогласных, а поведение Бойко назвали соответствующим уставу и должностным инструкциям. Проверка была завершена 2 сентября, а днем раньше сообщение о ее результатах было направлено блогеру Алексею Навальному в ответ на его запрос. В этом документе говорилось, что у прапорщика обнаружили недостаток такта в обращении с согражданами, за что он был строго дисциплинарно наказан.

Между тем в СК настаивали, что прапорщик схватил потерпевшего за волосы и ударил его по голове резиновой дубинкой, находясь при исполнении служебных обязанностей и не имея оснований для подобного применения силы. То есть в ГУВД упорно не хотели признавать в действиях своего сотрудника уголовного состава. И если матерные выражения в адрес митингующих еще можно было бы квалифицировать как невежливость и нетактичность, то удар дубинкой в лицо - это все-таки нечто большее.

Несмотря на наличие уголовного дела, Бойко так и не уволили из правоохранительных органов. В августе 2011 года он сам рассказал журналистам в перерыве одного из судебных заседаний, что вышел на пенсию и больше не является действующим милиционером.

Процесс и подготовка к нему проходили непросто и сопровождались рядом странных обстоятельств. Таинственному нападению подвергались то сам обвиняемый, то его адвокат. Кроме того, заседания переносились из-за плохого самочувствия Бойко. "Жемчужный прапорщик" так и не признал свою вину. Он то говорил, что потерпевшего избили его сослуживцы, то объяснял, что, называя демонстрантов "хорьками", он имел в виду вовсе не собравшихся у Гостиного двора людей. Что же касается видеозаписи эпизода, в ходе которого Бойко бил Дмитриева дубинкой по голове, то и тут, несмотря на однозначность ситуации, обвиняемый и его защита требовали провести дополнительную экспертизу записи.

Между тем следствию и прокуратуре, которые в данном случае были на редкость единодушны, вина подсудимого была очевидна, в связи с чем гособвинитель и потребовал для него достаточно сурового наказания в виде четырех лет колонии, пояснив, что милиционер своими действиями "подорвал авторитет власти". В итоге суд все же учел при вынесении решения смягчающие обстоятельства - 17 лет безупречной службы и находящуюся на его обеспечении мать-инвалида и несовершеннолетнюю дочь. Бойко был приговорен к трем с половиной годам условного срока.

Таким исходом суда остались недовольны обе стороны. Потерпевший продолжает настаивать на реальном лишении свободы для своего обидчика, а обвиняемый - на полном и безусловном оправдании.

Решение, принятое Куйбышевским районным судом Петербурга, вряд ли можно назвать в полном смысле слова соломоновым, как его уже успели окрестить в новостных выпусках. С одной стороны, учитывая, что здоровью потерпевшего не был нанесен вред, лишение свободы было бы чрезмерным наказанием, особенно с учетом последних юридических нововведений президента Дмитрия Медведева, направленных на гуманизацию российской пенитенциарной системы.

С другой стороны, люди, которые выходят отстаивать свои гражданские права, пусть и с нарушением всего лишь административного законодательства, то есть без всякого применения насилия, получают многие сутки ареста как закоренелые дебоширы и хулиганы. К тому же перед глазами у многих находится пример Дмитрия Путенихина, которого арестовали за то, что он плеснул водой в прокурора после оглашения приговора по делу о беспорядках на Манежной. Сначала активисту вменяли "угрозы представителю правосудия", однако затем ему сменили статью на менее тяжкую - "оскорбление". Тем не менее, Путенихин продолжает оставаться под стражей уже почти два месяца - с 28 октября. Есть надежда, что в связи со смягчением обвинения его освободят к Новому году.

Все это говорится к тому, что Бойко, оскорбивший Дмитриева действием, а остальных собравшихся - словом, не провел за решеткой и нескольких часов. Но вряд ли водворение "жемчужного прапорщика" под стражу послужит его бывшим коллегам уроком. Они посчитают это показательной поркой с политическим уклоном - этакой костью, брошенной властью оппозиции. А вот штраф за моральный ущерб и общественно полезные работы, возможно, были бы вполне адекватным наказанием в назидание тем, кто считает своих сограждан, не облеченных властью, нечистыми животными.

< Назад в рубрику