Наука и техника
19:00, 28 декабря 2011

По правилам Бусидо Японским компаниям разрешили заняться военным экспортом

Правительство Японии впервые за 44 года пересмотрело законодательный запрет на военный экспорт, значительно ослабив его действие. Теперь японские компании смогут принимать участие в международных программах разработки военной техники и продавать за рубеж собственную продукцию. Речь идет о создании европейской части американской системы противоракетной обороны и разработке истребителя F-35 Lightning II, в угоду которым и было ослаблено действие многолетнего экспортного эмбарго.

Запрет на военный экспорт, состоящий из трех правил, действовал в Японии с 1967 года. Три правила заключались в следующем: японские оборонные предприятия не имели права продавать военную продукцию странам с коммунистическим режимом, участвующим в международных вооруженных конфликтах государствам и странам, в отношении которых действуют санкции ООН. В 1976 году три правила стали одним - правительство Японии полностью запретило какой-либо военный экспорт. Правда, исключения все же были сделаны. В частности, японские предприятия могли продавать США ракетные двигатели и участвовать в разработке противоракет.

Из-за запрета, к слову, в 2010 году совместная американо-японская разработка противоракеты SM-3 Block IIA зашла в тупик, а сама программа оказалась на грани закрытия. Япония должна была поставлять для SM-3 ракетные двигатели, а также разработать программное обеспечение, значительно улучшающее работу корабельной системы противоракетной обороны Aegis, в состав которой и планируется включить SM-3. Камнем преткновения стало намерение США экспортировать противоракеты в Европу для создания там ЕвроПРО. Япония высказалась резко против таких планов, потребовав от Вашингтона согласования любых сделок по поставке технологии третьим странам.

Совместный американо-японский проект стартовал в 2004 году, а исследования в рамках программы проводились в 2006-2009 годах. Согласно планам, непосредственно работа над проектом должна была начаться в 2010 году и продолжаться около шести лет. Общий объем нереализованного финансирования программы оценивался в 9,2 миллиарда иен (118,3 миллиона долларов). Согласно двустороннему договору, использовать все технологии, созданные в рамках проекта имели право только Япония и США. В октябре 2009 года Роберт Гейтс, занимавший тогда должность министра обороны США, обратился к своему японскому коллеге Тосими Китадзава с просьбой смягчить экспортное эмбарго, чтобы получить возможность поставлять SM-3 в Европу.

Первая попытка смягчить запрет на военный экспорт была предпринята весной 2010 года, когда правительство Японии создало рабочую группу по разработке новых экспортных правил. Впрочем, в декабре 2010 года эта инициатива завершилась полным провалом - власти заблокировали изменение экспортного закона, чтобы получить поддержку Социал-демократической партии Японии, выступавшей резко против снятия запрета на военные продажи. Поддержка этой партии позволила парламенту принять государственный бюджет на 2011 год.

Впрочем, в декабре 2011 года Япония все же смягчила экспортное эмбарго. 27 декабря правительство страны объявило, что пересмотрело запрет. Теперь японские компании имеют право участвовать в международных проектах разработки и производства вооружений и военной техники совместно с США, Австралией, Южной Кореей и странами НАТО. Кроме того, предприятия смогут поставлять военную технику другим странам, если она будет использоваться ими в гуманитарных миссиях, например, поисково-спасательных операциях или доставке провизии в районы бедствия. "Это означает, что Япония теперь сможет более активно принимать участие в международных миротворческих миссиях, борьбе с терроризмом и пиратством", - заявил министр иностранных дел Японии Коитиро Гемба.

Причиной смягчения запрета стало намерение правительства Японии снизить нагрузку на военный бюджет и поднять уровень технического развития национальных оборонных компаний. Некоторые эксперты полагают, что немаловажную роль в принятии такого решения сыграло намерение Японии закупить для ВВС 42 истребителя F-35A Lightning II производства американской компании Lockheed Martin. Американский истребитель был выбран 20 декабря 2011 года по итогам тендера, проводившегося с апреля. По условиям сделки с Lockheed Martin, Япония сможет организовать финишную сборку F-35 на своей территории, а также принять участие в программе разработки боевого самолета.

Благодаря такому приобретению, Япония получит сразу несколько бонусов. Во-первых, участвуя в проекте страна фактически будет продавать собственные знания и технологии, а это означает стабильный и длительный приток средств в разбалансированный государственный бюджет страны. Согласно прогнозу, к марту 2012 года госдолг Японии превысит отметку в квадриллион иен (13 триллионов долларов). Во-вторых, организация финишной сборки и производства ряда компонентов F-35 на территории Японии означает создание дополнительных рабочих мест и снова приток средств в госбюджет от реализации продукции японских предприятий в рамках программы F-35. Ведь эти самолеты будут поставляться не только в Японию и США, но и Великобритании, Норвегии, Канаде, Австралии, Израилю, Турции и ряду других стран.

Макет ATD-X Shinshin. Фото с сайта militaryphotos.net
Lenta.ru

Наконец, благодаря участию в программе F-35 японские предприятия смогут получить доступ к ряду американских технологий, которые планируется использовать в перспективном истребителе. С учетом намерения министерства обороны Японии разработать собственный истребитель пятого поколения ATD-X, такое сотрудничество с США будет очень выгодным. Япония также сможет самостоятельно обслуживать и ремонтировать купленные F-35. Теоретически, хотя об этом не говорится официально, наличие мощностей по обслуживанию самолетов позволит Японии открыть сервисный центр F-35 и ремонтировать такие истребители, стоящие на вооружении других стран, например, Австралии.

Пересмотр экспортных правил откроет дорогу и поставкам противоракет в Европу. Теперь США без необходимости долгих и трудных согласований с Японией смогут поставлять противоракеты SM-3 европейским государствам.

Фактически, ослабление экспортного запрета состоялось до официального объявления о его пересмотре. В середине ноября 2011 года правительство Японии выдало национальной компании ShinMaywa разрешение на участие в индийском тендере на поставку самолетов-амфибий. Этот тендер проводится министерством обороны Индии в интересах национальных ВМС. Япония намерена предложить на тендер гидросамолет SS-3I. В индийском конкурсе японская компания будет конкурировать с самолетами канадской Bombardier и российской ТАНТК имени Бериева.

В целом можно сказать, что пацифистская Япония сделала первый шаг в сторону милитаризации. На протяжении последних нескольких лет в стране рассматривается вопрос о вынесении на референдум возможности отмены девятой статьи конституции, принятой в 1947 году. Эта статья запрещает стране иметь собственные вооруженные силы. Только в 2006 году в нее были внесены изменения, наделившие японские Силы самообороны статусом военной организации и позволившие создать министерство обороны. Очередным логичным шагом станет полная отмена девятой статьи, что позволит Японии участвовать в международных миротворческих миссиях.

< Назад в рубрику