Весь 2011 год Ближний Восток лихорадило - революции, теракты, дипломатические и вполне реальные войны, сменяя друг друга, формировали совершенно новый, ранее невиданный, образ региона. О том, что именно и как происходило, написано немало. Но сейчас гораздо интереснее, к чему это все приведет в наступающем новом году.
Сразу следует оговориться, что делать прогнозы на будущее - занятие непростое. Тем более это справедливо в отношении Ближнего Востока, где в любой момент может произойти все что угодно. Один из ведущих мировых специалистов по этому региону - британский журналист Роберт Фиск, проживший в Бейруте 30 лет, в этой связи любит повторять, что его "ближневосточный хрустальный шар давно разбился". И действительно: в декабре 2010 года только безумец мог предположить, что через 12 месяцев Бен Али будет в изгнании, Хосни Мубарак - в тюрьме, Муаммар Каддафи - на том свете, а их более ловкий коллега по диктаторскому цеху Али Абдулла Салех - где-то между: успеет побывать в изгнании, чудом избежит тюрьмы и едва переживет взрыв.
Хрустальные шары, действительно, пришли в негодность. Но, как свидетельствует опыт Исламской республики Иран, есть и другие, более прогрессивные (или, напротив, традиционные) методы предсказания будущего - например, обращение к джиннам. Как выяснилось, такой практикой там не пренебрегают самые высокопоставленные руководители из окружения действующего президента. Кстати, за это они сейчас пребывают за решетками соответствующих учреждений. И хотя Россия - не Иран и за общение с существами из высших измерений УК РФ наказания не предусматривает, все же джинны в наших северных широтах почти не встречаются.
Поэтому поступим по-старинке и обратимся к помощи разного рода экспертов, кто бы они ни были: профессора, привлеченные к работе в важных комиссиях, помощники заместителей высокопоставленных чиновников, сами эти чиновники (но уже бывшие, изгнанные с "небес"), отставные военные и разведчики. Словом, все те, кто крутится у горных вершин мировой политики и знает лишь кое-что кое о чем. Как и при общении с "классическими" джиннами, верить всему услышанному и прочитанному тут категорически нельзя. Любые данные надо как можно чаще проверять и сопоставлять с показаниями других экспертов. Но если посвятить этому занятию достаточное время, можно составить примерную картину будущего в той или иной сфере. Большой Ближний Восток в этом смысле - не исключение. Итак, если не случится чего-то экстраординарного, то в 2012 году главные новости в регионе нам будут поставлять три страны: Пакистан, Иран и Ирак.
События в этой стране уже сейчас развиваются по очень нехорошему сценарию - военная и политическая элиты Пакистана сцепились в смертельной схватке за власть, в которой никто не желает отступать. На стороне генералов - армия и поддержка значительной части населения, за политиками стоит государственный аппарат и местный крупный бизнес. Силы примерно равны, что для страны очень опасно - быстрой, малокровной и решительной победы одной из сторон в этой ситуации ожидать не приходится.
Оба крыла пакистанской элиты в 2011 году окончательно разругались с США, что явочным порядком выводит Исламабад (и его ядерный арсенал) из сферы американского контроля. Взаимное недоверие сторон достигло максимальных значений, ситуация дошла до того, что спецслужбы двух стран, формально сотрудничающие, на деле стали работать против друг друга.
В этих условиях на дереве пакистанской политики вызревает весьма экзотический фрукт. Бывший капитан сборной страны по крикету, плейбой и завсегдатай светских вечеринок Имран Хан вдруг ударился в политику и стал стремительно набирать популярность. Идеология его Партии справедливости - гремучая смесь из религиозных догматов, антиамериканизма, популизма, крайнего национализма и милитаризма. В Европе он, несомненно, получил бы ярлык фашиста, но на его родине условия другие - партия процветает. Местных интеллектуалов Хан приводит в ужас - его называют человеком "без тормозов", способным на любую авантюру, а также "величайшим провалом пакистанской политики".
Но 2012 год принесет стране не только возвышение лидера Партии справедливости. В Пакистан возвращается Первез Мушарраф - отставной генерал, в свое время свергнувший гражданское правительство и почти десять лет правивший страной в качестве диктатора. Его позже выгнали, открыв против него сразу несколько уголовных дел, однако на родине у Мушаррафа осталось достаточно сторонников, соскучившихся по сильной генеральской руке.
В наступающем году все эти силы, которые пока только копят ресурсы и мобилизуют сторонников, начнут действовать. Основные ставки сейчас делаются на Хана: ни у армии, ни у исламистов, ни у населения он не вызывает аллергии, при этом он, как и Мушарраф, придерживается образа "мачо", но выглядит свежее и интереснее генерала. Для военных, которые почти не скрывают намерения выкинуть из власти действующее руководство во главе с президентом Асифом Али Зардари, он может стать либо удобным партнером, либо яростным противником. Скорее будет выбрана первая опция.
Но приход к власти в ядерной державе неуравновешенного человека с воззрениями Хана будет означать появление еще одного Ирана, у которого уже есть и бомба, и средства ее доставки.
Таким образом, в 2012 году Пакистан ожидает жесточайшая политическая (а может - и не только политическая) борьба, очень вероятный военный переворот и появление у власти человека, по сравнению с которым Махмуд Ахмадинеджад покажется образцом кротости и смирения.
В самой Исламской республике тоже не все спокойно. Более того, там уже выстроились аж две линии скрытого противостояния. Одна внутренняя - между президентом и верховным лидером, вторая внешняя - между Ираном в целом и Израилем. Оба конфликта в 2012 году имеют все шансы перейти в открытую фазу.
Для Ахмадинеджада 2011 год с политической точки зрения выдался на редкость неудачным. Его план по подготовке своего кума Эсфандьяра Рахима Машеи в свои же преемники был фактически сорван. Причем не кем-нибудь, а Великим аятоллой Али Хаменеи. Более того, часть сторонников президента оказалась за решеткой по обвинению в упоминавшемся выше колдовстве, часть - из-за расцветшей в его окружении коррупции. Весь год аятолла - бывший друг и покровитель - тыкал Ахмадинеджада носом в полагающееся ему место, напоминая униженному президенту, кто тут великий и верховный.
Однако тому есть чем ответить. Корпус стражей Исламской революции (точнее - его руководство) в последние годы превратился из рыцарского ордена аскетов в успешную корпорацию, ворочащую миллиардами. Молодых генералов-бизнесменов стало тяготить их подчиненное (относительно религиозной элиты) положение. В конце концов, и армия, и финансы - в их руках, а руководят страной почему-то престарелые имамы и аятоллы в чалмах и балахонах со средневековыми взглядами.
Ахмадинеджад хоть и не из их корпорации, но все же вызывает меньшее отторжение - сказывается близость поколений и (что важнее) наличие общего соперника в борьбе за власть. Для Хаменеи это, конечно, не секрет. В середине декабря в Иране уже прошла серия арестов высокопоставленных командиров КСИР, которых заподозрили в подготовке покушения на верховного лидера. При этом, по некоторым данным, среди арестованных оказался и сын Хаменеи, который занимал ответственный пост в Корпусе стражей. Это в определенной степени демонстрирует, насколько велики противоречия в иранской элите. В 2012 году они неизбежно обострятся, поскольку страна вступит в предвыборный период: в 2013-м граждане страны будут избирать себе нового президента. И КСИР, и аятоллы, и Ахмадинеджад захотят увидеть на этом посту своего человека.
Поскольку формально жестокой политической борьбы в Иране нет, то мир увидит только неформальные ее проявления - суды над "коррупционерами" и "несчастные случаи", жертвами которых могут стать видные политики и генералы, и тому подобное. Однако дело может этим не ограничиться - в КСИР все сильнее зреет недовольство существующими порядками, а Ахмадинеджад, лишаясь одного сторонника за другим, окажется окончательно приперт к стенке. Нервозность быстро нарастает уже сейчас, и в этих условиях великому аятолле стоит крепко задуматься о собственной безопасности: несчастные случаи происходят с людьми вне зависимости от занимаемой должности.
В итоге можно с уверенностью сказать, что в 2012 году произойдет драка между религиозной и военно-политической элитами Ирана, по итогам которой у Хаменеи и/или Ахмадинеджада есть все шансы не дожить (как политически, так и буквально) до следующих президентских выборов.
При этом жизнь этих замечательных людей может оказаться под угрозой и благодаря внешним обстоятельствам. Израиль, особо не скрываясь, готовит военную операцию против Ирана.
В израильских портах ударными темпами модернизируются немецкие подводные лодки, способные нести ядерные ракеты, авиация регулярно отрабатывает приемы дозаправки в воздухе и бомбардировки отдаленных целей, в городах стали проводить тренировки по ликвидации последствий химической, бактериологической и ядерной атак, в Генеральном штабе появилось специальное управление по проведению "дальних операций", в военном бюджете всплывают какие-то странные десятки миллионов, о предназначении которых не говорят даже депутатам Кнессета.
Однако в чем смысл этих приготовлений в целом, охотно сообщают миру местные политики. По их словам, Израиль просто не может позволить себе жить на одной планете с Ираном, обладающим ядерным оружием. Поскольку Иран точно так же не может позволить себе отказаться от ядерной программы, развязка истории будет яркой и драматичной - удар по иранским ядерным объектам.
С очень высокой вероятностью это произойдет именно в 2012 году - скорее всего, весной-летом, когда погода будет в основном ясной. Объяснений тому два, и оба они связаны с США.
Во-первых, так уж сложилось, что нынешнее израильское руководство терпеть не может Барака Обаму - не верят они ему и все время ждут подвоха. А удар по Ирану вызовет небывалый рост цен на нефть, чудовищный кризис в мировой экономике и уничтожит все шансы американского президента на переизбрание в ноябре 2012 года. В конце мая республиканцы выберут своего кандидата, и он уж не подкачает, расписывая неспособность Обамы предотвратить войну и экономический кризис.
Во-вторых, американская поддержка удара по Ирану критически важна. Без американской помощи израильтяне могут просто не справиться. Избравшись на второй срок, Обама может уклониться от очередной военной авантюры (от войны с Ираном в один голос предостерегают все эксперты), а то и осудить "односторонние действия Израиля".
Но вот в предвыборный год ситуация будет прямо противоположная. Обама просто не сможет бросить подложившего ему свинью союзника на произвол судьбы - республиканцы съедят его живьем. США будут вынуждены так или иначе поддержать Израиль, в том числе и военными средствами.
Иранцы, как бы они между собой ни ругались, прекрасно понимают, что война против Израиля и США обернется для них не только чудовищными потерями, но и возможной сменой режима в целом. Поэтому они изо всех сил пытаются напугать Израиль, чтобы тот не нападал. Пока получается так себе: подготовка к операции продолжается полным ходом.
Так что в 2012 году Иран ожидают не только внутриполитические битвы, но и вполне реальные сражения, в которых, правда, проиграют все.
На фоне интриги, закрутившейся вокруг Ирана, грядущие неприятности у его соседей выглядят не столь впечатляюще. Но и они заслуживают пристального внимания.
После ухода американцев из Ирака там сложилась ситуация, как на ринге с тремя боксерами (шииты, сунниты и курды), с которого ушел рефери. С учетом того, что приз в поединке - крупнейшие в мире запасы нефти, по объему уступающие лишь запасам Саудовской Аравии, относительно пристойный бокс в Ираке моментально сменился боями без правил.
Как и предполагалось, находящиеся у власти шииты буквально на следующий день начали преследовать и сажать суннитов, те ответили обвинениями в диктатуре и потребовали автономии, столица пережила беспрецедентную - двухчасовую - серию из 16 терактов, а курды обиделись, что с ними никто не считается, и уже всерьез заговорили об отделении. И все, конечно, обвинили друг друга в организации "эскадронов смерти".
Кстати, лидеры одного из таких "эскадронов" - террористической, по сути, группировки - объявили, что в связи с окончанием оккупации готовы перековаться в респектабельную политическую силу и выдвинуть своих кандидатов на парламентских выборах. Но ситуация пока развивается по нисходящей спирали - стороны отказываются от диалога или обуславливают его заведомо невыполнимыми требованиями, ставят друг другу ультиматумы и грозят "чудовищными последствиями". Наступление этих самых "последствий", похоже - дело самого недалекого будущего.
Не прошло и недели после ухода американцев, как зашевелился Муктада аль-Садр - лидер "Армии Махди". Эта проиранская организация является иракским аналогом "Хизбаллы" - полувоенная шиитская группировка с пещерной антизападной и антидемократической идеологией. Так вот, Муктада потребовал от центрального правительства Ирака провести новые парламентские выборы. Правительство, которое также возглавляют шииты, едва ли сможет отказать - в противном случае "Армия Махди" создаст в районе Басры свой эмират, куда начальники из Багдада не посмеют и сунуться без особого разрешения. "Хизбалла", например, ровно так и поступила с югом Ливана.
Сунниты, чей единственный опыт участия в выборах после свержения Саддама Хусейна закончился нынешними гонениями на их политиков, голосование обязательно бойкотируют. В результате американского ставленника - премьер-министра Нури аль-Малики - может с легкостью заменить сам суперпопулярный Муктада или кто-то из его сторонников из числа "исправившихся" террористов. Тогда уже весь Ирак превратится в арабский шиитский эмират, зависимый от Ирана.
С очень большой долей уверенности можно говорить, что такое развитие событий не найдет ни капли понимания ни у курдов, ни у суннитов. И тогда Ираку предстоит распад на три части - возможно, мирный, но скорее всего - нет.
Если же выборов в парламент не будет и Малики останется у власти, ситуации это в корне не изменит. Премьер уже взял курс на подавление всякого инакомыслия, построение полицейского государства и конфликт - пока с суннитами. В комментариях из Ирака все чаще звучит словосочетание "скорая гражданская война". Помирить противников может лишь новая иностранная оккупация и появление внешнего врага. Между собой стороны не готовы делиться ни властью, ни ресурсами. Не та у них психология.
Во всей этой истории особо незавидные перспективы открываются у многострадальных курдов. Во-первых, на севере Ирака - под их ногами - залегает больше половины иракской нефти, что делает из них очень привлекательную мишень. Во-вторых, до сих пор окончательно не определен статус Киркука - нефтяной столицы региона, что дает центральному правительству прекрасный повод для ввода туда войск - например, "для поддержания порядка". В-третьих, курдов не любят все вокруг - и арабы, и турки, и персы, поэтому помощи им, случись что, ждать неоткуда.
В этой связи стоит отметить, что американцы сами почти подталкивают Багдад к тому, чтобы он "разобрался" с курдами. (Турки это делают давно, открыто и сознательно). Несмотря на ту кашу, которая заваривается в Ираке, правительство Малики исправно продолжает получать вооружения из США. Сейчас в мире не существует страны, против которой иракская армия могла бы применить вертолеты, истребители и ракеты с лазерным наведением. Однако они могут быть очень полезны в борьбе против курдов, у которых нет своего государства, но есть своя квазиармия.
Ирак находится на грани войны, в которой непримиримые ранее враги - сунниты и курды - будут сражаться против находящихся у власти шиитов. Теоретически такое развитие событий могли бы остановить США, но они пока не демонстрируют ни малейшего желания вмешиваться в ситуацию. Но даже если бы американцы и захотели остановить летящий с обрыва грузовик, сил на это у них уже не осталось.
В других странах Большого Ближнего Востока жизнь в 2012 году, конечно, тоже не замрет.
Сирийскому президенту Башару Асаду придется выбирать между изгнанием и тюрьмой, поскольку на продолжение войны против своего народа у него просто не останется денег.
Бахрейн продолжит лихорадить, поскольку главное противоречие, - деление людей на два сорта (первый - сунниты и второй - шииты), - несмотря на объявленные "реформы", никуда не делось.
Больной и немощный король Саудовской Аравии Абдулла, по всей видимости, отдаст Богу душу, что станет поводом к борьбе за власть среди престарелых принцев. На этом фоне не исключен новый подъем протестных настроений на востоке страны.
В Афганистане талибы продолжат охоту на страдающего паранойей президента Хамида Карзая. Он же, продолжая прятаться, все больше будет сближаться с жаждущей экспансии Индией и отдаляться от бурлящего Пакистана.
Египет ожидает мучительная передача власти от военных гражданскому правительству, склоки в среде разномастных исламистов и избрание Амра Мусы (бывшего генсека Лиги арабских государств) президентом.
В соседнем Израиле главной новостью года станет война с Ираном, но одновременно начнутся ракетные обстрелы с севера - "Хизбалла" встанет на защиту своего сюзерена. Нынешние разногласия между ортодоксальными иудаистами и секуляристами отойдут на второй план.
В Ливии продолжится борьба за власть между различными группировками, пока они, передравшись, наконец, не сообразят, что эффективно качать нефть и получать от этого деньги можно только вместе.
В Ливане усилиями израильских военных летчиков снова перестанет работать аэропорт Бейрута, но этой стране к войне не привыкать - там строят почти так же быстро, как разрушают.
Ничего катастрофического год не обещает Тунису - формирование новых органов власти, написание конституции и восстановление экономики там идет на удивление ровно.
Для Катара, люто ненавидимого иранцами за местный телеканал "Аль-Джазира", в 2012 году новости могут оказаться не слишком приятными - Тегеран уже обещал нанести ответный удар по американским базам в регионе, одна из которых - "Абу Нахия" - находится в 15 километрах от столицы эмирата Дохи.
Смешанные чувства принесет новый год палестинцам. С одной стороны, Генеральная ассамблея в конце концов признает их независимость. С другой - в 2012 году станет окончательно ясно, что Израиль никогда не позволит им получить собственное государство.
В наступающем 2012 году Большой Ближний Восток будет лихорадить еще сильнее, чем в не самом спокойном 2011-м. Более того, с очень высокой вероятностью события будут развиваться по еще более плохому сценарию, поскольку на все описанное наложится мировая экономическая рецессия.
Существует, правда, надежда, что джинны и те, кто их заменяет на земле, - не самый надежный источник информации. Но пока остается оперировать только тем, что есть.