Первым кассовым хитом 2012 года оказался фильм, на съемки которого был потрачен всего один миллион долларов США. За период с 6 по 8 января лента "Одержимая" (оригинальное название - "The Devil Inside") собрала в прокате 34,5 миллиона долларов - то есть в 30 с лишним раз больше собственного бюджета.
Лента с несерьезным бюджетом с легкостью обогнала и четвертый фильм серии "Миссия невыполнима", и сиквел к "Шерлоку Холмсу" Гая Ричи. Справедливости ради, оба эти фильма вышли в прокат примерно месяц назад. Понятно,что сейчас зрительский интерес к ним идет на спад. Тем не менее, ни "Холмс", ни "Миссия" никогда не заработают сумм, в 30 раз превышающих их бюджеты.
Тут, конечно, можно вспомнить некоторые другие фильмы ужасов, на съемки которых были потрачены сущие копейки. Например, ленту "Ведьма из Блэр" 1999 года, которая обошлась создателям в 60 тысяч долларов США и собрала в прокате почти 250 миллионов долларов. Не удивительно, что после того, как картина продемонстрировала такие финансовые результаты, на зрителей обрушилась целая волна псевдодокументальных страшилок.
Испанская лента "Репортаж" (оригинальное название - "[REC]", бюджет - около 2,2 миллиона долларов), вышедшая в 2007 году, собрала заметно меньше - 32 миллиона. Но тут надо учитывать, что прокат этого фильма был не таким широким, как в случае с "Ведьмой из Блэр". Так что можно смело говорить, что судьба испанского ужастика сложилась вполне успешно. Или вот еще один весьма показательный пример - фильм "Паранормальное явление", вышедший в том же 2007 году. Эта лента сумела заработать более 193 миллионов долларов США при бюджете в 15 тысяч долларов.
Можно было бы предположить, что "Одержимая" является продолжателем традиций, заложенных в "Ведьме из Блэр", "Репортаже" и "Паранормальном явлении". В каком-то смысле это правда. Речь в картине идет о столкновении людей с демоническими сущностями (главная героиня - молодая женщина, в мать которой два десятка лет назад вселилось нечто страшное). Фильм снят все в той же псевдодокументальной манере, спецэффекты в нем практически отсутствуют. Зрителей пугают неожиданными воплями и пролетающими по экрану предметами.
Разница только в том, что вышеупомянутые представители жанра не только отбились в прокате, но еще и были тепло встречены критиками и зрителями. Рейтинги всех трех фильмов на сайте Rotten Tomatoes - не меньше 82 из 100 (у "Репортажа" так и вовсе 96). С "Одержимой" ситуация сложилась противоположная. На данный момент на том же ресурсе Rotten Tomatoes рейтинг у этой картины был, мягко говоря, невысок - 7 из 100. Редакторы сайта резюмируют: "'Одержимая' - дешевая бессвязная нестрашная картина с одной из худших концовок на нашей памяти".
Выше были приведены рейтинги, основанные на оценках критиков. Зрители по отношению к фильму чуть более благосклонны. По отзывам посетителей Rotten Tomatoes "Одержимая" получила рейтинг 29 из 100, что, в общем, тоже значит, что зрителям картина категорически не нравится. Возникает закономерный вопрос: а чего ж на нее идут-то?
Отчасти востребованность "Одержимой" объясняется тем, что начало января - не самое богатое на премьеры время. Выбирать особо не из чего. Кроме того, успех "Одержимой", по всей видимости, базируется на рекламной кампании картины. Создатели делали упор на то, что их лента - это не придумка какая-то, а вполне себе реальная история. Более того, они даже смело заявляли, что "Одержимая" - это картина, которую "Ватикан не хотел бы показывать зрителям". Можно предположить, что Ватикан действительно предпочел бы не демонстрировать "Одержимую" широкой аудитории - просто по той причине, что фильм получился довольно паршивым.
Еще одним каналом, с помощью которого создатели картины привлекли зрителей к экранам, стал магазин iTunes. В нем еще в декабре появились посвященные фильму приложения для iPad и iPhone. Программы оформлены в виде тестов, позволяющих определить, не вселился ли случайно бес непосредственно во владельца устройства. Как заявляют ответственные лица, приложения пользуются постоянным спросом и стабильно получают пользовательскую оценку в четыре звезды (из пяти возможных). Если судить исключительно по оценкам, получается, что программы для выявления одержимости получились в несколько раз более качественными, чем фильм, рекламой которого они являются.