Правящая коалиция в ФРГ раскололась из-за новых мер по выходу из еврокризиса, о которых уже почти договорились немецкий канцлер Ангела Меркель и французский президент Николя Саркози. Они согласовали между собой введение налога на банковские операции. В Евросоюзе это предложение нравится далеко не всем: категорически против этой идеи выступили Великобритания и Швеция. Однако для Меркель это не стало препятствием: она готова ввести новый сбор только в еврозоне. Однако соратники по коалиции в Берлине требуют собирать налог либо по всему ЕС, либо нигде.
В понедельник, 9 января, французский лидер Николя Саркози приехал в Берлин, чтобы встретиться с канцлером ФРГ Ангелой Меркель и в который раз обсудить меры по выходу из экономического кризиса в Европе. В частности, лидеры двух стран обсуждали введение налога на финансовые транзакции по проекту Еврокомиссии. Идея была озвучена еще в конце сентября главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу. Налог, который хотят собирать в ЕС, еще называют "налогом Тобина", так как нобелевский лауреат Джеймс Тобин первым предложил взимать процент с международных транзакций банков для поддержки развивающихся стран.
Германия давно выступала с подобными предложениями, но их реализация наталкивалась на противостояние целого ряда европейских государств. Сейчас основными противниками нового налога являются Лондон и Стокгольм. Не надеясь повлиять на них, Меркель заявила, что в крайнем случае можно будет ввести налог только в еврозоне. По ее словам, министры финансов стран ЕС до марта 2012 года представят свои концепции по этому поводу. Это заявление было встречено союзниками по правящей коалиции Меркель без энтузиазма.
По мнению Меркель и Саркози, введение "налога Тобина" приобщит банковский сектор к решению финансовых проблем Европы и будет препятствовать проведению рискованных операций на финансовых рынках. Главным аргументом Великобритании, которая упорно выступает против введения налога, является предположение, что ключевые игроки переведут дела в те зоны, где таких сборов нет. Поэтому Лондон настаивает, что если уж вводить такой налог, то сразу по всему миру, а не только в ЕС.
В правящей коалиции Меркель столь радикальных взглядов нет, однако и на уступки ей идти тоже не собираются. Министр экономики ФРГ, глава партии СвДП Филипп Рёслер (Philipp Roesler), заявил в интервью Frankfurter Rundschau, что не приемлет введения налога только в странах еврозоны. По его мнению, сборы с банковских операций должны проводиться по всей Европе. Как подчеркнул Рёслер, в противном случае это приведет с перекосам в конкурентоспособности отдельных регионов и негативно скажется, в первую очередь, на самой Германии. Член парламентской фракции СвДП Отто Сломс (Otto Sloms) и вовсе пригрозил Меркель разрывом коалиции в случае, если она не пойдет навстречу по вопросу о налоге.
Второй союзник ХДС, которую возглавляет Меркель, партия ХСС, поддержал позицию канцлера. Глава ХСС Хорст Зеехофер (Horst Seehofer) ответил СвДП в интервью Passauer Neue Presse, заявив, что "некоторые вещи можно сделать только в рамках 17 стран еврозоны". По его мнению, уже пора заканчивать дискуссии по поводу налога и вводить его.
Неожиданно Меркель нашла поддержку у оппозиции, которая, как правило, критикует шаги правительства по борьбе с еврокризисом. Глава фракции "Зеленых" в бундестаге Юрген Триттин (Juergen Trittin) призвал Меркель продвигать идею введения налога только в еврозоне, несмотря на протесты СвДП. Лидер "Левых" Гезине Лётч (Gesine Loetzsch) также поддержала курс канцлера и заявила, что на СвДП можно вообще не обращать внимания, так как большинство в парламенте поддерживают введение "налога Тобина" хотя бы в еврозоне.
По мнению Лётч, если Меркель будет и дальше тормозить введение налога из-за протестов Рёслера, то она рискует превратить ФРГ и всю Европу в "заложников партии, которая вот-вот развалится". СвДП, судя по последним опросам, поддерживает только около двух-трех процентов населения. С такими результатами она может вообще не пройти в следующий парламент.
Под давлением со всех сторон в самой СвДП появились первые сдвиги и стала звучать критика в адрес Рёслера со стороны его же однопартийцев. Представитель либералов в Шлезвиге-Гольштейне Вольфганг Кубики (Wolfgang Kubicki) высказался за введение налога, подчеркнув, что делать из этого скандал в коалиции не очень разумно. Пресс-секретарь партии по финансово-политическим вопросам парламентской фракции СвДП Фолькер Виссинг (Volker Wissing), который раньше придерживался довольно жесткой позиции против налога, теперь готов пойти на уступки. Он утверждает, что СвДП не устраивает только то, что пока нет никакого плана действий, которые не дали бы финансистам перевести операции на менее регулируемые рынки.
На этот вопрос у заместителя главы фракции ХДС/ХСС Михаэля Майстера (Michael Meister) уже есть ответ, который по сути кроется в самой концепции налога, предложенной Еврокомиссией. Согласно проекту, налог будет собираться в зависимости не от места проведения операции, а от того, где зарегистрирована фирма.
В целом, конфликт в правительстве из-за банковского налога продемонстрировал кризис внутри либеральной партии, которая в последнее время стремительно теряет популярность, и как следствие - кризис внутри правящей коалиции, которую Меркель становится все сложнее удержать. Вопрос о новых сборах в еврозоне стал вторым за последнее время, по которому ХДС/ХСС не могут прийти к единому мнению с СвДП.
Ранее серьезный конфликт вызвала позиция либералов по вопросу о хранении телекоммуникационных данных. Министр юстиции Забине Лойтхойссер-Шнарренбергер (Sabine Leutheusser-Schnarrenberger), которая представляет СвДП, выступает категорически против этого, тогда как в ХДС и ХСС готовы пойти на требование Еврокомиссии и обязать операторов телефонных сетей и интернета хранить данные о пользователях в течение полугода. Срок принятия решения по этому вопросу истек еще в декабре, а в правительстве до сих пор не могут найти компромисс. В итоге в самом уязвимом положении оказывается Меркель: ее в первую очередь обвиняют в бездействии и отсутствии инициативы, так как ее партия все чаще не может договориться со своими партнерами, с которыми сформировала правительство страны.