Вечером 12 января в Москве подвергся нападению выходец из Таджикистана, оппозиционный журналист Дододжон Атовуллоев. Неизвестный несколько раз ударил Атовуллоева ножом возле ресторана, где у журналиста была назначена встреча. Пострадавший был госпитализирован, в больнице его прооперировали. Жизнь Атовуллоева, как сообщается, находится вне опасности. В прессе уже появилась версия, что за нападением могут стоять таджикские власти. Следствие, в свою очередь, считает, что нападение могло быть связано с профессиональной деятельностью Атовуллоева или же было вызвано бытовым конфликтом.
Нападение было совершено между 21:00 и 22:00. По одним данным, в самом ресторане Viaggio, где Атовуллоев должен встретиться с друзьями, по другой информации - возле ресторана. Вот как, в частности, описал произошедшее источник "Интерфакса" в правоохранительных органах: "Атовуллоев пришел на встречу, сел в ожидании за столик. В этот момент к нему подбежал неизвестный мужчина и дважды ударил его ножом, после чего скрылся".
Ресторан расположен на Комсомольском проспекте, неподалеку от дома Атовуллоева.
С кем именно планировал встретиться журналист, точно неизвестно (неясно, в частности, была ли связана встреча с его журналистской или оппозиционной деятельностью). "Известия" пишут, что он ждал там друзей, LifeNews - что он ожидал "человека, с которым договорился о встрече". В свою очередь, обозреватель "Московских новостей" Аркадий Дубнов, которому удалось созвониться с раненым Атовуллоевым, сообщил (со слов Атовуллоева), что за таджикским журналистом незадолго до нападения кто-то следил и что "ему постоянно звонили и требовали встретиться".
"Когда он стоял на улице, увидел, как незнакомец идет прямо на него и улыбается, - рассказали в окружении Атовуллоева. - Дододжон подумал, что мужчина идет к нему, чтобы поздороваться, и тоже улыбнулся ему. Но вместо этого незнакомец вытащил нож и нанес удары". Нападавший несколько раз ударил журналиста ножом в живот.
Пострадавшего доставили в Институт имени Склифософского, где ему сделали операцию. Стало известно, что у него были задеты печень и легкое, он потерял много крови. Операция, как сообщается, прошла успешно, опасности для жизни пациента нет. На днях его должны перевести из реанимации в обычную палату.
По горячим следам полиция уже задержала подозреваемого. Известно, что это некий гражданин Таджикистана, на руках которого полицейские заметили кровь. Сам задержанный утверждает, что кровь - его собственная. Образцы были направлены на анализ.
Как выяснило LifeNews, задержанный - 23-летний гражданин Таджикистана Бихтийор Рахимбердиев. По словам источника издания в правоохранительных органах, его нашли по приметам, которые сообщили очевидцы нападения на журналиста. Впрочем, позднее стало известно, что задержанный освобожден, к нападению он оказался непричастен.
В связи с произошедшим возбуждено уголовное дело по статье "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". По информации "Известий", правоохранительные органы рассматривают две версии: покушение в связи с профессиональной деятельностью журналиста и бытовой конфликт.
Додожон Атовуллоев покинул Таджикистан еще в 1992 году, когда там шла гражданская война. На родине он издавал газету "Чароги руз" ("Дневной свет"), на президентских выборах 1991 года работал в штабе кандидата от оппозиции Давлата Худоназарова, которого поддерживали как представители демократических движений, так и сторонники исламизации страны (впоследствии демократы и исламисты сформировали Объединенную таджикскую оппозицию, которой в ходе войны противостоял Народный фронт под руководством будущего президента страны Эмомали Рахмонова (Рахмона)).
Атовуллоев "рассказывал Фергане", что в конце 1992 года он попал в "список на расстрел" и поэтому был вынужден покинуть страну. Он вылетел в Алма-Ату, а оттуда вскоре перебрался в Москву (в прошлом Атовуллоев некоторое время проживал в Москве - учился на факультете журналистики МГУ).
Находясь в России, Атовуллоев возобновил издание своей газеты. Он также пытался выступать в качестве лидера "оппозиции в изгнании". В начале 2007 года Атовуллоев объявил о создании оппозиционного движения "Ватандор" ("Соотечественник"), заявив, что будет добиваться срочной отставки президента Таджикистана, и пригрозив организовать массовые акции протеста (если президент уйти откажется).
Атовуллоев время от времени выезжал из России (некоторое время он, в частности, прожил в Германии, где получил вид на жительство). По утверждению оппозиционера, он "вел переговоры с различными группами влияния", организовывал встречи за рубежом (как в ближнем, так и в дальнем зарубежье - в том числе в Великобритании и США). Были и другие причины. Так, в 2008 году Атовуллоев срочно вылетел в Париж, поскольку, как сообщала EurasiaNet, опасался, что Россия может выдать его таджикским властям. Позднее, впрочем, он вернулся в Москву.
Материальных трудностей Атовуллоев, очевидно, не испытывал. Летом 2008 года, выступая на пресс-конференции в "Росбалте", он сообщил, что "мог бы в любой стране купить несколько квартир".
На родине в отношении Атовуллоева несколько раз возбуждались уголовные дела. Так, осенью 2008 года было заведено дело о призывах к свержению власти, а также об оскорблении президента. В общей сложности, по информации РИА Новости, Таджикистан направил в Россию более 20 запросов на задержание оппозиционера. Несколько раз его задерживали, однако затем отпускали. Выдавать его Таджикистану российская сторона отказалась.
В российских СМИ довольно часто появлялись комментарии Атовуллоева по темам, связанным с Таджикистаном или российско-таджикским отношениям. Особенно востребованными комментарии оппозиционера, ругавшего Эмомали Рахмона и пророчившего его отставку, становились в периоды охлаждения отношений России и Таджикистана. Во время недавнего скандала, связанного с задержанием российского летчика, он, к примеру, опубликовал колонку в "Известиях" под заголовком "Если не Россия, то завтра в Таджикистане будет голодный бунт и толпа снесет дворцы правителей". Немного ранее в интервью журналу "Однако" Атовуллоев заявлял, что Эмомали Рахмон "поставил крест на России", пытался "получить новую кормушку на Западе" и что в России таджикского президента поддерживают разве что "несколько высокопоставленных чиновников, повязанных деньгами и имеющих интересы в наркобизнесе".
"Новым известиям" Атовуллоев прямо заявил, что Россия должна помочь сменить власть в Таджикистане, поскольку "именно Москва привела Рахмона к власти" (ранее оппозиционер утверждал, что приход Эмомали Рахмона к власти был "государственным переворотом", за которым стояли Россия и Узбекистан). "Около 90 процентов населения ненавидят режим Рахмона, - убеждал он газету "Взгляд". - Поэтому любая сила, которая поможет таджикам его сместить, будет желанным гостем и партнером для страны".
Версия о том, что покушение на оппозиционера было организовано таджикскими властями (в отместку за его выступления), стала вполне ожидаемой. Такого рода оценки произошедшему дали, в частности, обозреватель "Московских новостей" Аркадий Дубнов и главный редактор "Ферганы" Даниил Кислов. "Я уверен, что это был заказ, - заявляет Дубнов. - Он [Атовуллоев] давно раздражает официальный Душанбе, и след заказчиков надо искать в Таджикистане".
Кислов, в свою очередь, отметил, что за последние 10 лет на Атовуллоева было совершено пять нападений (его избивали), при этом нападавшие ни разу не были найдены. Охарактеризовав покушение как политический заказ, он добавил, что Атовуллоев "считается одним из главных врагов президента Рахмона". Главред "Ферганы" напомнил о недавних интервью таджикского оппозиционера, в которых тот, в частности, обвинял руководство республики в причастности к наркоторговле.
С другой стороны, с обвинениями в адрес властей Атовуллоев выступает уже довольно давно. И с угрозами в адрес "режима" - тоже. Собственно, еще в 2007 году, представляя свое движение "Ватандор", он утверждал, что на отказ Рахмона уйти в отставку добровольно оппозиция ответит "шествиями, голодовками, митингами, забастовками и так далее". В июне 2008 года, выступая на пресс-конференции в Москве, оппозиционер заявлял, что "это лето - последний сезон, когда Рахмонов может торжествовать". Атовуллоев сообщил, что уже осенью 2008 года "по всему Таджикистану пройдут массовые митинги и акции гражданского неповиновения".
Смены власти в Таджикистане с тех пор так и не произошло (как и обещанных митингов по всей стране). Когда в ходе онлайн-конференции на сайте TopTJ у Атовуллоева спросили, почему, вопреки его многочисленным прогнозам, Рахмон по-прежнему остается президентом, оппозиционер ответил, что его прогнозы были "голосом души, а не разума". Он посетовал на пассивность народа, однако в ходе той же конференции заявил, что республика "беременна революцией", что "пришло время действовать" и что "нам нужна своя площадь Тахрир". Это было примерно полгода назад.
Атовуллоев покинул Таджикистан почти 20 лет назад. Почему же власти (если принять версию, что они стоят за попыткой его убийства) так долго ждали? Тем более что сейчас отношения Москвы и Душанбе находятся не на высоте (скандал вокруг "дела летчиков" произошел совсем недавно, вдобавок пилоты хотя и были освобождены, но официально оправданы не были). Таджикские спецслужбы (опять же - если они имеют к произошедшему какое-то отношение) вряд ли могли рассчитывать на то, что российская сторона закроет на это глаза.
Правда, как полагает таджикский политолог Зафар Абдуллаев, нападение на Атовуллоева может свидетельствовать о том, что статус оппозиционера изменился. Иначе говоря - что он получил чью-то поддержку, какие-то средства для реализации своих многолетних угроз. "Ранее таджикские власти преследовали Атовуллоева в правовом русле, и сейчас реальное покушение могло бы означать, что власть не уверена в своем положении, [что] этот человек стал представлять реальную опасность или же активизировались третьи силы, которые хотят разжечь ситуацию в Таджикистане", - рассуждает эксперт. При таком раскладе, как полагает Абдуллаев, нападение может быть "симптомом, знаком приближающейся дестабилизации в Таджикистане".