Культура
18:11, 16 января 2012

Дипломат от культуры Чем запомнится Александр Авдеев на посту главы Минкульта

13 января министр культуры Александр Авдеев объявил о скором завершении своей работы во главе вверенного ему ведомства. После президентских выборов чиновник уйдет с занимаемого им поста - свое решение Авдеев объясняет не только плановой сменой аппарата правительства, но и пенсионным возрастом: министру сейчас 65 лет. Своим заявлением Авдеев сразу запустил волну слухов о возможном преемнике - среди потенциальных кандидатов называют, например, Карена Шахназарова.

Александр Авдеев пришел на пост министра культуры в 2008 году, сменив на этой должности ректора Московской государственной консерватории имени Чайковского Александра Соколова. Авдеев заметно отличался и отличается от своего скандального предшественника, запомнившегося скорее резкой критикой отдельных лиц и выставок, нежели эффективными делами. Нынешний министр все эти годы конфликтные ситуации предпочитал решать, а не создавать, правда, порой с большим запозданием, а сам был сдержан и спокоен.

Авдеев возглавил министерство после долгой и чрезвычайно успешной карьеры дипломата, попав в ведомство с поста российского посла во Франции и в Монако (по совместительству). Этому предшествовала работа в посольствах в Болгарии и Люксембурге; с 1998 по 2002 годы он занимал должность первого заместителя министра иностранных дел России. В общей сложности Авдеев, окончивший МГИМО в 1968 году и владеющий четырьмя иностранными языками (французский, итальянский, болгарский и английский), провел в МИДе сорок лет.

Александр Авдеев, в должности посла России во Франции, на открытии часовни в Жанвиль-сюр-Жюин под Парижем. Фото из архива ИТАР-ТАСС, Виктор Великжанин
Lenta.ru

В Министерство культуры Авдеева позвали не случайно - одним из приоритетных направлений его деятельности по долгу службы было налаживание межкультурных связей, оно же стало и одним из наиболее эффективных. Известно, что Авдеев хорошо разбирается в искусстве и коллекционирует гравюры; по его собственному признанию, после назначения в 2008 году он оказался человеком новым прежде всего для театрального и музыкального миров, но не для мира изобразительного искусства.

Именно четырьмя десятилетиями в МИДе объясняются главные черты его работы и на культурном поприще - министра всегда характеризовала особая дипломатичность. Пытаясь быть объективным в спорах, он редко принимал чью-либо сторону, всегда, по крайней мере публично, старался рассматривать ситуацию с нескольких точек зрения и призывал к примирению (как, например, было в случае с конфликтом в Театре на Таганке). При этом Авдееву совершенно нельзя отказать в определенной строгости и решительности - по многим вопросам он занимал абсолютно четкую и твердую позицию.

Несмотря на то что Авдееву нельзя приписать выдающихся заслуг в роли главы Минкульта, а его самого - отнести к числу ярких министров (большинство россиян даже не подозревает о существовании такого чиновника), его деятельность все-таки стоит оценить со знаком плюс. Александр Авдеев планомерно занимался решением нескольких насущных вопросов, в частности, боролся с коррупцией: проводил реформу цирковой системы из-за чрезмерного влияния Росгосцирка и увольнял деятелей культуры, заподозренных в финансовых нарушениях, например, Сергея Стадлера, бывшего главу Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.

Авдеев также запомнится как министр, при котором после шестилетней реконструкции открылся Большой театр. При нем начинались или продолжались самые крупные российские проекты по реставрации и строительству - возводится вторая сцена Мариинки, реконструируется Эрмитаж, открывающий новые корпуса, и готовится к обновлению Пушкинский музей. Авдеев останется в истории и как человек, фактически отменивший строительство "Охта-Центра" и вернувший Минкульту полномочия Росохранкультуры (впрочем, что выйдет из последнего, пока говорить рано).

Все эти годы Александр Авдеев методично продолжал говорить, что на культуру выделяется недостаточное количество средств из государственного бюджета. Ему удалось за 2009-2012 годы повысить объем финансирования культуры на 13 миллиардов рублей до 94 миллиардов, однако министр не устает настаивать, что для развития этой области необходимо вдвое больше - впрочем, к нему мало кто прислушивается.

Возможно, главной заслугой Авдеева стоит назвать насыщенный культурный обмен, проходивший в перекрестные года с Францией, Италией и Испанией, что также произрастает из его предыдущей профессии дипломата. В других областях влияние министра оказалось не настолько грандиозным, а вмешательство и комментарии выглядели, мягко говоря, запоздалыми - так, зачастую приходилось очень долго ждать, пока Александр Авдеев официально выскажется по тому или иному, пусть даже резонансному, поводу или примет какое-либо решение.

С другой стороны, взвешенность и рассудительность позволили Авдееву проявить и другое важное его качество - способность абстрагироваться от субъективной оценки в ситуациях, явно того требующих. Так было с арт-группой "Война", получившей премию "Инновация" за акцию "Х*й в плену у ФСБ", когда Авдеев заявил, что министерство не вправе вмешиваться в решение жюри, хотя ему лично такое творчество не особо созвучно. Так случилось и с Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым - в 2010 году министр заступился за кураторов выставки "Запретное искусство - 2006", отметив, что их в общем не за что судить, хотя сама выставка Авдееву не понравилась.

"Много достойных"

Объявив о своем решении уйти после выборов, Авдеев дал повод поразмышлять не только о своих достижениях и неудачах, но и о кандидатах на пост министра, обозначив тем самым первую интригу, связанную с формированием нового правительства. Сам Авдеев, как и пресс-служба его ведомства, имена возможных преемников называть отказались, министр лишь подчеркнул, что достойных кандидатов много - новому же руководителю ведомства нужно быть талантливым, энергичным и иметь необходимый опыт.

Денис Молчанов. Фото РИА Новости, Екатерина Чеснокова
Lenta.ru

Уже 15 января "Интерфакс" пообщался с неким информированным источником, который рассказал о четырех потенциальных кандидатурах на должность министра. Наиболее вероятным претендентом называют Дениса Молчанова, занимающего пост главы департамента культуры и образования правительства России. Главными достоинствами Молчанова, чиновника новой формации, считаются молодость и амбициозность, а также опыт работы в министерстве - в свое время он был заместителем экс-министра Швыдкого. В целом Молчанова можно действительно описать как человека амбициозного и даже карьерного, выступающего за улучшение имиджа России на западе и призывающего отказаться "от привычки поливать грязью собственную страну".

Другим кандидатом является режиссер Карен Шахназаров, генеральный директор "Мосфильма", человек, лояльный к власти, талантливый и не конфликтный. Путь Шахназарова к креслу министра культуры осложняет его основная профессия, на которую уходит много времени, а также эффективная деятельность на посту руководителя "Мосфильма" - кто его сможет заменить на этой должности, неясно. Помимо них в преемники Авдеева записали советника президента по культуре Юрия Лаптева и нынешнего заместителя министра Григория Ивлиева, которого ранее называли фаворитом. Лаптева же одновременно прочат чуть ли не в директоры Большого театра после Анатолия Иксанова, что также понижает его шансы.

Впрочем, газета "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники пишет, что стоит обратить внимание на двух других заместителей Авдеева. Издание указывает на Екатерину Чуковскую, отвечающую за кинематографическую отрасль, попавшую под надзор ведомства вместе с приходом Авдеева, и на Константина Черепенникова, курирующего строительные и реставрационные проекты. Учитывая все возрастающий интерес министерства к сохранению памятников и восстановлению культурного наследия, кандидатура Черепенникова кажется более реальной.

Впрочем, стоит признать, что игра в угадайку - занятие достаточно бесполезное и имя нового министра культуры станет известно только весной. Пока ясны лишь две вещи. Александр Авдеев просто решил уйти (и дело тут не только в возрасте, в конце концов в российском правительстве есть люди и старше Авдеева), чтобы заниматься другой, возможно, более спокойной работой. И второе - нового министра ожидает бездна нерешенных задач, что хуже всего, носящих системообразующий характер и свидетельствующих о глубоком кризисе отечественной культуры: от коррупции, низкого бюджета, малоэффективного и даже губительного федерального закона о госзакупках - 94 до кризиса репертуарных театров и утечки творческих кадров за рубеж. Уверенности в том, что эти проблемы сможет решить именно молодой министр, совершенно нет. Как и в том, что кто-то их может решить в одиночку.

< Назад в рубрику