Бывший СССР
22:26, 16 января 2012

С поправкой на Жанаозен Партия Назарбаева вновь выиграла выборы

15 января в Казахстане прошли досрочные выборы в мажилис - нижнюю палату парламента. В отличие от предыдущих выборов (2007 года), по итогам которых в парламенте оказалась лишь партия власти "Нур Отан" ("Свет Отечества"), на этот раз победителей трое. Впрочем, расклад сил от этого не изменится: контроль над мажилисом правящая партия, возглавляемая президентом Нурсултаном Назарбаевым, в любом случае сохраняет: по предварительным данным ЦИКа, она получила около 80 процентов голосов. Вместе с ней в парламент попадают провластная партия "Ак жол" ("Светлый путь") и умеренно оппозиционная Коммунистическая народная партия Казахстана.

Голосование состоялось спустя месяц после беспорядков в Жанаозене - городе на юго-западе страны, где забастовка нефтяников вылилась в столкновения с полицией. Беспорядки, при подавлении которых погибли 16 человек, стали для Казахстана чрезвычайным событием. Вне зависимости от того, были ли в этом признаки "арабской весны" (по крайней мере, складывалось впечатление, что некоторые противники Нурсултана Назарбаева пытались повернуть ситуацию в такое русло), волнения в Жанаозене нанесли удар по репутации власти и создаваемому ею образу "стабильности".

Все это не помешало партии власти вновь занять на выборах первое место (по крайней мере, если верить официальным результатам). После выборов Назарбаев заявил, что казахстанцы "снова дали карт-бланш партии ['Нур Отан'], проголосовали за единство, стабильность, дальнейшее развитие". Однако власти, очевидно, придется смириться с тем, что ее способность обеспечивать "стабильность" теперь будет оцениваться с поправкой на Жанаозен.

По графику выборы в нижнюю палату парламента должны были пройти летом 2012 года. Однако минувшей осенью было принято решение провести их досрочно. Формально с соответствующей инициативой выступила группа депутатов. Они заявили, что по ряду причин (в частности, они сослались на то, что надвигается очередная волна экономического кризиса и что вообще "в мире нестабильно") следует не дожидаться лета, а переизбрать парламент побыстрее. Назарбаев предложение поддержал.

Согласно распространенной версии, одна из целей этой операции заключалась в том, чтобы провести в парламент еще одну провластную партию. Как выразился президентский советник Ермухамет Ертысбаев, партии его шефа понадобился "достойный партнер, который бы строил свою деятельность на основе конструктивного сотрудничества и диалога с партией власти".

Уже к началу предвыборной кампании было очевидно, что на роль "достойного партнера" избрана партия "Ак жол" ("Светлый путь"), которую минувшим летом возглавил бывший нуротановец Азат Перуашев (в прошлом - сотрудник президентской администрации). Собственно, советник президента не скрывал, что "партией номер два" в новом парламенте будет именно "Ак жол", а лидер этой партии не делал секрета из того, что претендует лишь на второе место (после партии Назарбаева).

Фактически речь шла об очередном этапе настройки политической системы в интересах власти. По поводу того, зачем в парламенте понадобилась вторая партия власти, высказывались различные мнения. Одна из версий заключается в том, что законодательному органу таким образом решили прибавить "демократичности" - в расчете на позитивную реакцию Запада.

Отдельный вопрос - зачем было проводить выборы за полгода до назначенного срока. Можно предположить, что власти опасались какой-то дестабилизации и поэтому решили перестраховаться и провести выборы заранее. Возможно, боялись продолжения серии терактов (произошедших в Казахстане летом-осенью 2011 года) или опасались "арабской весны". Беспорядки в Жанаозене, произошедшие во время предвыборной кампании, можно считать свидетельством того, что эти опасения не были лишены оснований.

Социальное недовольство в Жанаозене, ставшее фоном для беспорядков, власти теперь пытаются погасить: городу выделяют необходимые средства, обещают построить новые школы, больницы и детские сады, а уволенным нефтяникам (которые около полугода проводили акции протеста, требуя восстановления на рабочих местах) оказывают срочную помощь с трудоустройством.

Однако все эти меры можно было принять гораздо раньше. Возможно, это и не предотвратило бы беспорядков (если принять версию, что они были кем-то организованы), но по крайней мере снизило бы социальное недовольство. Однако навстречу уволенным нефтяникам власти пошли лишь после событий, которые весьма напоминали начало некоторых "цветных революций".

"Казахстанские власти, - констатирует политолог Досым Сатпаев в интервью "Взгляду", - не смогли создать эффективных механизмов нейтрализации социальных конфликтов". Помимо прочего, как отмечает эксперт, в республике за 20 лет независимости не появилось авторитетных политических сил, которые в таких конфликтах могли бы выступить в качестве посредников (здесь, по мнению Сатпаева, сказалась политика властей по ослаблению всех существующих политических игроков). "Даже пропрезидентская партия 'Нур Отан', которая хвалится на каждом углу, что... может отображать мнение населения страны, оказалась политической пустышкой, - считает он. - По сути, ни одна официально действующая в Казахстане политическая сила так и не смогла взять на себя посреднические функции, нейтрализовать эти проблемы".

На этом фоне затея властей с досрочными выборами и созданием "многопартийного" парламента едва ли сможет изменить положение. Конфликт в Жанаозене был подавлен полицией и внутренними войсками, накопившееся там социальное недовольство теперь гасится бюджетными деньгами и обещаниями всевозможных социальных благ. При этом "партий власти" в парламенте могло было быть две, три или десять - на ситуацию это бы не повлияло.

С выработкой более эффективных вариантов поведения в подобных ситуациях руководству Казахстана, очевидно, стоит поторопиться. Некоторые оппозиционеры после беспорядков в Жанаозене уже потребовали отставки Назарбаева, и подобная ситуация может повториться в каком-нибудь другом казахстанском городе с соответствующим социальным фоном.

Но даже если "арабская весна" Казахстану при Назарбаеве не грозит, то застарелые социальные конфликты (по выражению Досыма Сатпаева - "мины замедленного действия") могут напомнить о себе уже после его ухода. "Их массовая детонация, - считает эксперт, - скорее всего, произойдет в постназарбаевский период". При этом, по его мнению, существует риск, что ситуацией воспользуются местные элиты, которые "будут использовать принцип 'контролируемой напряженности' в своей борьбе за власть".

< Назад в рубрику