Наука и техника
00:23, 17 января 2012

Припять не зовет Судьба игры S.T.A.L.K.E.R. 2 остается неопределенной

Девятого декабря в в игровом секторе интернета взорвалась небольшая бомба. Газета "Украинские новости" со ссылкой на личные источники опубликовала новость о том, что украинская же студия GSC GameWorld, прославившаяся главным образом благодаря S.T.A.L.K.E.R., закрывается. Мол, глава компании Сергей Григорович собрал всех сотрудников, вежливо сказал, что закрывает GSC "по личным причинам", что зарплату всем выдадут и что теперь можно пойти по местам и начать собирать вещи.

"Информированный источник" "УН" сообщил сразу две версии "личных причин", по которым Григорович мог закрыть GSC. Согласно первой (более правдоподобной), глава GSC был недоволен тем, как шла разработка второй части игры, а потому решил одним махом покончить и с игрой, и со студией, благо Stalker 2 был ее единственным крупным проектом. Вторая (скорее конспирологическая) гласила, что компанией заинтересовалась некая неназываемая спецслужба, и ее решили закрыть от греха подальше.

Скриншот S.T.A.L.K.E.R.
Lenta.ru

Сначала это сообщение показалось откровенным фейком. Ведь совсем недавно разработчики бодро рапортовали о том, что движок игры готов, а 2012 год, на который назначен выход Stalker 2, близок. И буквально за пару недель до сенсационной вести в интернете появился ролик, где ведущий гейм-дизайнер "Сталкера-2" Алексей Сытянов призывал фанатов войти в команду. Правда, уже тогда в его обращении проскользнуло, что таланты ищутся больше бескорыстные, то есть денег за работу либо не будут давать вообще, либо будут давать мало. Но этого намека оказалось недостаточно, чтобы сделать вывод о бедственном положении студии.

Еще один тревожный сигнал поступил буквально за два дня до новости в "УН" - украинская киберспортивная команда Na'Vi, прославившаяся, в частности, победой в турнире по DotA 2 на Геймскоме, похвасталась своей новой штаб-квартирой. Внимательные пользователи быстро углядели, что Na'Vi переехали не куда-нибудь, а в бывший кабинет тестеров GSC в ее офисе. Однако и это не стало тревожным признаком: GSC уже несколько лет занималась не только и не столько разработкой, сколько продажей всякой сувенирки и совершенно не скрывала, что в ее офисе больше места отведено PR-отделу и дизайнерам одежды, чем непосредственно команде игры. И тот факт, что компания сдала часть помещения киберспортсменам, общественность тоже не сильно насторожил.

В итоге общественность признала новость фейком, ведь и сам Григорович ее так и не подтвердил. Но уверенность в том, что все это ложь и происки конкурентов, поколебалась после сообщения программиста студии 4A Дмитрия Дьякова. Он тоже написал, что GSC действительно того. Десятого числа об этом же во "Вконтакте" сообщил Сытянов, еще совсем недавно предлагавший фанатам работу в студии.

Скриншот S.T.A.L.K.E.R.
Lenta.ru

А окончательно новость о печальной кончине GSC была признана правдивой 12 декабря - после того, как об этом со ссылкой на свои источники "внутри и снаружи GSC" написал Сергей Галенкин. Он заодно пояснил, что может скрываться за "личными причинами": мол, Григорович уже год как собирался закрыть компанию, а тут еще издательства отказались выпускать проект (вроде бы мультиплатформенный) на консолях. Рынок же ПК-игр в СНГ традиционно невелик, да и покупать сюжетные "одиночки" геймеры не любят - их устраивают торренты. Поэтому проект с большой долей вероятности себя не окупит, а значит, и возиться с ним бессмысленно.

Но фанаты "Сталкера" не могли так просто смириться со смертью любимой студии. Они митинговали в сети, осаждали офис GSC (очевидно, в надежде увидеть Григоровича и слезно упросить его не отменять проект) и заодно придумали третью и самую неправдоподобную (зато с хэппи-эндом) версию того, почему студия решила закрыться. По их мнению, все, происходящее в интернете, являлось пиар-компанией Stalker 2, а он (очевидно, уже готовый и почти наверняка напечатанный) лежит на необъятных складах GSC и только и ждет отправки в магазины. В пользу этой версии, как считали геймеры, говорило то, что когда-то Сергей Григорович обещал начать пиар-кампанию игры за месяц, релиз назначен на 2012 год, еще осенью говорилось о том, что движок готов, а значит, и игра уже готова. Мол, все это реклама, рассчитанная на западных потребителей, которые теперь вот узнали о Stalker 2 из англоязычных сайтов и готовы его бешено и немилосердно покупать.

Их оптимизм подогревался тем, что в конце декабря в твиттере проекта начали появляться обнадеживающие записи типа "мы надеемся на лучшее", "мы продолжим работу" и "ждите новостей в середине января". Как именно разработчики надеются продолжить работу, доходчиво объяснил 30 декабря Андрей Левицкий, автор многочисленных книжек по миру Stalker и один из сценаристов игры: денег нет, перспектив нет, часть команды "за свой счет (а вернее, все же пока еще за счет хозяина конторы)" делает демо-версию игры на движке CryEngine (причем на "неновом" CE - то есть, скорее всего, на втором) для потенциальных инвесторов. И "лучшее", на которое можно надеяться - что инвесторов все-таки найдут. Но тогда если даже "Сталкер-2" и выйдет, то явно не в 2012 году и не такой, каким его все ждут.

Скриншот S.T.A.L.K.E.R.
Lenta.ru

Новости, которые (как и обещали разработчики) появились в январе, подтвердили скорее правоту Левицкого, чем оптимистов: 12 числа Verge опубликовал первое заявление от GSC, которое можно было бы назвать официальным. Пиарщик GSC Олег Яворский подтвердил то, что, собственно, уже было известно: разработчики ищут финансирование для проекта и надеются на то, что ситуация как-нибудь разрешится.

Сложно сказать, что ждет "Сталкера-2". Возможно, команде игры не удастся найти инвестора, готового связать свои финансы с этой игрой трудной судьбы, и она останется еще одним интересным проектом, павшим в неравной борьбе с мировым кризисом. Но с другой стороны - и первая часть "Сталкера" была долгостроем с непростой историей, а трудности в разработке для этой серии скорее традиция, чем неожиданность. Главное, чтобы Stalker 2 не стала "настоящим" Duke Nukem Forever - то есть таким проектом, которому никакие прошлые заслуги не помогут стать действительно хорошей игрой.

< Назад в рубрику