Россия
17:59, 17 января 2012

Тренировка после боя "Лента.ру" побывала на "учениях" сборщиков подписей кандидата в президенты

8 января представителю движения "Демократический выбор" и журналисту радиостанции "Эхо Москвы" удалось зафиксировать, как в аудитории МИИТ некие люди фальсифицировали подписи, необходимые для выдвижения губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева в качестве кандидата в президенты РФ. Прошла неделя, и ту же самую аудиторию посетил корреспондент "Ленты.ру". Оказалось, что "сбор подписей" идет там по-прежнему.

Молодой и еще совсем неопытный депутат Госдумы Дмитрий Гудков в безупречном синем костюме в полоску упирается лакированным ботинком в железную дверь и изо всех сил тянет ее на себя. Во время передышек "эсер" Гудков громко кричит: "Откройте дверь! Вы там что, порнофильм снимаете или детей режете?!" В какой-то момент защитники дают слабину, но за открывшейся дверью оказывается еще одна, к тому же запертая.

Вторая дверь ведет в аудиторию номер 8110 Гуманитарного института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ). Правда, занятия в кабинете временно не проводятся. "С 9 по 17 января
все экзамены и консультации переносятся из 8110-й в 8416-ую аудиторию", - гласит табличка на двери.

Действительно, 16 января днем аудитория 8110 была заполнена до отказа, но не сдающими сессию студентами, а в основном пожилыми женщинами. В коридоре они делились друг с другом информацией о расценках на съемки в массовке в сериалах. Женщины в аудитории старательно переписывали предоставленные им паспортные данные жителей различных российских областей в подписные листы за кандидата в президенты России Дмитрия Мезенцева. За процессом наблюдали крепкие молодые люди, которым очень не нравился мобильный телефон, направленный объективом камеры в сторону подписных листов.

Именно в эту аудиторию 8 января ворвались представитель движения “Демократический выбор” Игорь Драндин с журналистом "Эха Москвы". Однако последовавший за этим скандал, видимо, ничему работников штаба Мезенцева не научил. Они продолжили работать в том же месте и тем же методом. Он оказался двухступенчатым.

Сборщики

Все началось с того, что одному из активистов оппозиционного движения "Солидарность" (не зная подробностей его биографии) предложили подыскать добровольцев для заверения подписных листов за Мезенцева. Добровольцев он обрел в нас - во мне, коллеге из "Новой Газеты" Евгении Фельдмане и видеооператоре-фрилансере.

Собравшиеся в аудитории. Фото Ильи Азара
Lenta.ru

Подделка подписей сборщиков происходила в помещении Российского общественно-политического центра (РОПЦ) в Лучниковом переулке. На сайте организации указано, что учредителями РОПЦ являются администрация президента России и правительство Москвы, а председателем правления числится уполномоченный по правам человека в Москве Александр Музыкантский.

Утром 16 января в офисе этой организации сидел некий Адам, быстро отправивший нас на второй этаж, где в кабинетах уже трудились люди. В уже заполненных подписями граждан, якобы поддержавших Мезенцева, листах они заполняли своими паспортными данными графы "подписной лист удостоверяю". При этом сборщиками подписей они, естественно, не являлись, то есть фальсифицировали подписные листы.

"Подписи-то настоящие?" - спросил я одного из заполнявших листы. "Да", - буркнул он в ответ и, отказавшись от дальнейшего общения, продолжил кропотливую работу.

Бригадир Артем, не без усилий поднявшись со стоявшей на кухоньке кушетки, объяснил, что здесь всю ночь "работали" более 30 человек. В доказательство на соседней двери даже повесили табличку: "Да, нас
много! У нас нет еды, чая, сахара, ластиков и здесь не туалет. И ПРОСТО заглядывать не надо! Вы мешаете работать!!!! Психолог вам уже не поможет". На лице Артема также легко читались признаки бессонной
ночи.

"Ну что мужики, нужно писать в уже готовые подписные листы свои паспортные данные и подписываться. За каждый лист получите 5 рублей. Работайте хоть до утра, листов у нас еще полным-полно", - объяснил Артем.

По его словам, подписи людей были настоящими, но объяснить, почему в таком случае сборщики из регионов сами не заверили честно собранные ими подписи, Артем не смог.

Один из лидеров "Солидарности" и специалист по избирательному процессу Сергей Давидис заявил "Ленте.ру", что заполнение подписных листов вместо лица, собиравшего подписи, является очевидной фальсификацией. При этом Давидис предположил, что и сами подписи, внесенные в листы, почти наверняка являются поддельными. "Можно предположить, конечно, что в каких-то отдаленных населенных пунктах сборщик просто не смог заверить свою подпись и приехал в Москву это сделать, но вероятность этого практически равна нулю", - сказал Давидис.

Подписанты

Насколько верны слова Давидиса, стало понятно в здании МИИТ, куда бригадир Артем отправил нас к нотариусу для юридического заверения наших подписей. Нотариус нас так и не принял, зато там мы href=http://www.novayagazeta.ru/photos/50467.html target=_blank>увидели, что в многострадальной аудитории номер 8110, оказывается, продолжают подделывать подписи. Когда мы попытались заснять нарушения на фотоаппарат, несколько человек вытеснили нас из аудитории и потребовали стереть фотографии,
после чего вывели из здания МИИТ. Полтора часа спустя мы вернулись с подкреплением в виде депутата Госдумы, а вместо фотоаппарата стали фиксировать происходящее на видео.

Фото Ильи Азара
Lenta.ru

В аудиторию нас пустили только минут через 15 после того, как перед самым нашим носом захлопнули железную дверь. За это время работники штаба Мезенцева успели кое-как уничтожить улики - на столах было чисто. В
открытую дверь начали ломиться "работники". Большинство из них закрывали капюшонами и шарфами лица. Когда мы попытались преградить путь толпе, люди пустили в ход кулаки, били ногами.

"Выпустите, бл**ь, не мешайтесь на пути", - злобно кричали женщины, не реагируя на требования остановиться. Через минуту аудитория опустела.

Молодые люди, вынесшие в черных сумках большую часть заполненных подписных листов, успели избить на лестнице пытавшегося им помешать Фельдмана. Попытка остановить сокрытие улик правонарушения обошлась
корреспонденту "Новой" в синяк на скуле и погнутые очки.

В ходе беглого осмотра помещения в ожидании наряда милиции нам удалось найти за батареями и в мусорном ведре недописанные подписные листы и огромное количество листов А4 с паспортными данными жителей субъектов РФ (в них были данные на тысячи, возможно, на десятки тысяч человек). Регионы были самые разные - от Бурятии до Ростовской области и от Архангельской области до Кемеровской области. В урне обнаружились и
порванные пополам расписки такого содержания: "Я, Мицневич Евгения Ивановна, получила деньги за определенную работу в сумме 1000 рублей (одна тысяча рублей)", - с подписью и датой 16 января 2012 года.

Вскоре в зале возник одетый в черный полушубок невысокий, сильно полысевший человек, представившийся Магомедом Угурчиевым. Он вел себя в аудитории как хозяин, причем весьма недовольный тем, что гости
злоупотребили его гостеприимством и нашкодили.

Загадочного сначала Магомеда называли "главным" все, связанные с фальсификацией подписных листов, как в МИИТе, так и в РОПЦ. Журналистам Угурчиев представился заместителем начальника штаба Мезенцева. После этого он повторил оправдания, которые ранее приводил сам баллотирующийся в президенты губернатор Иркутской области. По его словам, заснятые на видео факты - "занятия волонтеров и инструкторов по сбору подписей". В свою очередь в ЦИК РФ заявили, что в действиях "сборщиков" нет ничего противозаконного, пока на листах не стоят подписи отдающих голоса за Мезенцева.

Все бы ничего, но собирать подписи штабы кандидатов в президенты прекратили еще накануне. Дело в том, что подписные листы требуется тщательно проверить, сброшюровать и подготовить для передачи в ЦИК. Как раз 16 января в предвыборном штабе Мезенцева с гордостью заявили, что уже собрали необходимые 2 миллиона подписей. Угурчиев очевидной несостыковки не замечал или делал вид, что не замечает. "Подписи не собирались, это просто обучение. Это не имеет отношения к кандидату", - как заведенный повторял замначальника штаба.

"Зачем тренировать людей заполнять подписные листы, если уже поздно? Если у вас тренинг, то зачем люди запирают дверь, бьют журналистов и разбегаются, как пойманные на месте преступления рецидивисты?" - на сыпавшиеся вопросы Угурчиев лишь разводил руками. Зато он торжественно пообещал лично "физически разобраться" с избившим Фельдмана молодым человеком.

Прибывшая на место полиция опросила Угурчиева, приняла письменные заявления о произошедшем, описала подписные листы и списки с паспортными данными.

Судя по надписи мелом на зеленой доске в аудитории, уже 17 января институт заживет нормальной жизнью и в 10:00 в аудиторию номер 8110 придут студенты сдавать экзамен по математическому анализу.

< Назад в рубрику