Россия
21:27, 18 января 2012

Специалист по демократии Нового американского посла холодно встретили в Москве

Новый посол США в России Майкл Макфол, несколько дней назад прибывший в Москву, встретился с оппозиционерами. Журналист Михаил Леонтьев в эфире "Первого канала" сразу же обвинил дипломата в подготовке революции. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, в свою очередь, уличил Макфола в противодействии российской власти.

Сенат США 10 января утвердил Майкла Макфола в должности нового посла в России. Через четыре дня дипломат вместе с семьей приземлился в "Домодедово", о чем поспешил сообщить в своем блоге. Помимо приветствия, он опубликовал видеопрезентацию, в которой рассказал о себе и заверил, что едет в Россию с самыми добрыми намерениями. Первым рабочим днем для нового посла стал понедельник 16 января.

Владислав Сурков и Майкл Макфол на заседании рабочей группы "Гражданское общество" в 2010 году. Фото РИА Новости, Алексей Куденко
Lenta.ru

Новый американский посол является одним из главных экспертов по России в администрации Барака Обамы. Он почти двадцать лет занимается российско-американскими отношениями. Долгое время Майкл Макфол возглавлял московский филиал Центра Карнеги, а затем работал в рабочей группе по развитию гражданского общества в РФ. Российскую сторону в этом органе представлял Владислав Сурков, недавно сменивший должность в администрации президента на пост вице-премьера в правительстве. По сути Макфол является главным советником Обамы по российской политике. Его часто называли архитектором "перезагрузки" российско-американских отношений.

Сам Макфол называет себя специалистом "по демократии, антидиктаторским движениям, по революциям". Действительно, его диссертация была посвящена революциям, в частности, смене режима в ЮАР. Кроме того, он написал десятки статей о демократии. Макфол известен как сторонник экспансии свободы и демократии. Как писал дипломат в своей статье "Доктрина свободы", в интересах национальной безопасности США следует развивать демократические институты в тех странах, которые они хотят видеть в числе своих союзников. В качестве примера он приводил Германию, угрожавшую безопасности Штатов во время Второй мировой войны (при гитлеровском режиме) и ставшую союзником после перехода к демократии.

Обозреватель Foreign Policy Уилл Инбонден считает, что в условиях, когда Владимир Путин все больше становится похожим на "неоцаря", а не демократа, лучше Майкла Макфола посла не сыскать.

Начало работы нового посла в России совпало с официальным визитом заместителя главы Госдепартамента США Уильяма Бернса - второго человека после Хиллари Клинтон, как заметил сам Макфол. Вместе со своим старшим коллегой дипломат 16 января встретился с несколькими высокопоставленными российскими чиновниками, в том числе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, первым вице-премьером Игорем Шуваловым, советником президента по внешней политике Сергеем Приходько и руководителем администрации президента Сергеем Ивановым. Обе стороны по традиции заверили друг друга в том, что будут укреплять торговые связи, а также вести скоординированную политику в отношении Северной Кореи и Ирана.

На следующий день, 17 января, Майкл Макфол провел еще две встречи: сначала он пообщался с представителями гражданского общества, а затем с руководителями партий. На первую встречу пригласили лидера "Движения в защиту Химкинского леса" Евгению Чирикову, правозащитника Льва Пономарева, руководителя российского отделения Transparency International Елену Панфилову, главу ассоциации "Голос" Лилию Шибанову, журналиста Ольгу Романову, главу Федерации автовладельцев Сергея Канаева и председателя движения защиты прав предпринимателей "Бизнес солидарность" Яну Яковлеву.

Как рассказала Евгения Чирикова, собравшиеся рассказывали американскому послу о "текущих тенденциях" в российском обществе, в том числе протестных настроениях. "Главный вопрос был о том, что сейчас происходит в России. Ведь мы первый раз в жизни видим такие события, и они, конечно, требуют оценки", - пояснила она. Елена Панфилова, в свою очередь, обратила внимание Макфола на необходимость продолжения борьбы с коррупцией в России.

По словам Сергея Канаева, проще назвать то, о чем на встрече речи не заходило. "Не обсуждались вопросы финансирования революции в стране, не обсуждался вопрос о выборах президента, не обсуждался вопрос о вербовке ЦРУ и так далее", - перечислил автомобилист. "Указаний Госдепа мы, кто бы что ни говорил, не получали", - подчеркнула Панфилова. Российских оппозиционеров регулярно обвиняют в том, что их организации финансируются иностранными фондами, в том числе американскими.

Следующими на прием к послу пошли первый зампред международного комитета Госдумы от фракции КПРФ Леонид Калашников, один из лидеров "Справедливой России" Оксана Дмитриева и депутат-справорос Илья Пономарев, лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин и сопредседатели Партии народной свободы Борис Немцов с Владимиром Рыжковым.

"Беседа проходила следующим образом: мы все говорили по-русски и Макфол нас понимал; все представители американской стороны говорили по-английски, мы их тоже понимали", - поделилась впечатлениями после встречи Оксана Дмитриева. Оппозиционеры рассказали о политической ситуации в стране. В числе прочего Рыжков и Немцов рассказали о подготовке к шествию за честные выборы, которое намечено на 4 февраля.

Как рассказала Евгения Чирикова, на выходе из посольства ее вместе с коллегами встретили некие молодые люди с видеокамерами. Они же встречали оппозиционеров, когда те только шли на прием к послу. Молодые люди, представлявшиеся сотрудниками телекомпании НТВ, интересовались, зачем каждый из визитеров идет к Макфолу. В основном оппозиционеры на вопросы отвечать отказывались, однако некоторые отвечали. Так, Борис Немцов заявил, что идет на встречу, чтобы спросить Макфола, как того назначили послом. "У нас тут что, допрос?" - отрезал Сергей Митрохин. На выходе представители оппозиции действовали уже по-другому: они твердили в камеры ставшее крылатым выражение: "Вы - сурковская пропаганда".

В пресс-службе НТВ "Ленте.ру" подтвердили, что у посольства действительно дежурили сотрудники редакции криминальных новостей телеканала. Тем не менее, на этом канале сюжет про встречу Макфола с гражданским обществом так и не вышел. Можно предположить, что операторами также были активисты проправительственного движения "Наши". Косвенно это подтвердила комиссар "Наших" Мария Кислицына: "Нам было просто интересно посмотреть, кто пришел".

Михаил Леонтьев. Кадр из выпуска программы "Однако" за 17 января 2012 года. Кадр "Первого канала"
Lenta.ru

В итоге ролик под названием "Получение инструкций в посольстве США" сначала появился на YouTube, а затем его в программе "Время" показал "Первый канал". Причем сюжет о встрече Макфола с оппозицией по сути состоял только из видеозаписи, сделанной у стен посольства, и короткой подводки.

За сюжетом последовал комментарий ведущего программы "Однако" Михаила Леонтьева. Обозреватель сразу же обвинил Макфола в том, что тот приехал в Россию ради смены власти: "Неужто господин Макфол приехал в Россию работать по специальности? То есть, доделывать революцию?" В качестве доказательств приводилось то, что новый американский посол в свое время написал книгу "Неоконченная революция в России. Политические изменения от Горбачева до Путина".

В своей передаче Леонтьев также обратил внимание на то, что Макфол - первый за двадцать лет посол, который не является кадровым дипломатом. Предыдущим исключением из правил был Боб Страус, который занимал свой пост во время распада СССР. Проводя эту параллель, журналист выразил надежду на то, что последствия пребывания Макфола в России будут не столь заметными, как при Страусе.

Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков (тоже журналист) выступил резко против встречи Макфола с представителями оппозиции. "Нам говорят, что это обычная форма общения с политическими силами, которая помогает понять ситуацию в России. На самом же деле в дипломатии США это обычно лишь для тех стран, где Вашингтон не устраивает действующая власть", - заявил депутат-единорос. По мнению Пушкова, встреча американского посла с оппозицией является "фактическим заявлением о том, что Вашингтону не нравится кандидат в президенты от российской власти и они основной упор намерены делать на поддержку оппозиционных сил".

Макфол, в свою очередь, напомнил, что "холодная война" между Россией и США уже окончена. По его словам, он встречался с чиновниками из правительства и Кремля, и теплее эти встречи, как он выразился, и быть не могли.

< Назад в рубрику