Московским властям больше не нужно ломать голову над тем, что разместить на месте снесенной гостиницы "Россия". Решение мэрии подсказал премьер-министр России Владимир Путин. Лично посетив гигантский пустырь рядом с Кремлем, глава правительства на корню зарубил планы по строительству парламентского центра или многофункционального комплекса коммерческого назначения и предложил разбить на этом месте парковую зону. От предложений Путина еще никто из чиновников не отказывался, поэтому можно считать, что точка в этой истории поставлена.
Внезапное решение
20 января мэр Москвы Сергей Собянин отчитывался перед Владимиром Путиным о проделанной за год в столице работе. Встреча проходила в штатном режиме: вопрос-ответ. Однако, когда все уже, казалось бы, обсудили, столичному градоначальнику понадобился совет. Мэр спросил у главы правительства, помнит ли он про историю с гостиницей "Россия", по поводу которой велись судебные тяжбы и дебаты относительно застройки на ее месте. "Когда ее снесли-то?" - спросил Путин. "Года три, наверное, прошло. Там ничего не происходило, есть разные проекты. Хотел пару проектов показать", - ответил мэр. Как оказалось, одни из вариантов - это парламентский центр общей площадью более 400 тысяч квадратных метров, а другой - многофункциональный комплекс с офисами, гостиницами и апартаментами площадью 370–380 тысяч "квадратов". При этом Собянин сразу оговорился, что оба здания добавят колоссальную нагрузку на транспортную ситуацию в центре, да и вид на Кремль закроют.
"Для парламентского центра место, конечно, удобное, прямо напротив Кремля", - поразмыслив, ответил Путин, сразу забраковав, таким образом, второй вариант. Решить вопрос раз и навсегда премьер решил давно полюбившимся ему способом - неожиданным выездом, как говорят оперативники, "на землю". "Мы сейчас все равно с вами должны поехать на президиум правительства, давайте мимо проедем, посмотрим, там выйдем, на месте", - предложил Путин. Возражений не последовало.
Дальнейший ход событий позднее осветили федеральные телеканалы. Прибыв на пустырь, спрятанный от москвичей и гостей столицы за огромным забором, в окружении камер и журналистов премьер и мэр поднялись по лестнице на высоту третьего этажа. С грустью окинув взглядом территорию заваленную арматурой, плитами и другим строительным мусором, премьер заговорил: "Вы знаете, о чем я сейчас подумал. У нас ведь в центре Москвы за предыдущие десятилетия практически уничтожены все парковые объекты... Вот такое предложение. С Мосгордумой нужно поговорить, на правительстве Москвы обсудить и с москвичами посоветоваться. Может быть, здесь воссоздать парковую зону". Последняя фраза была произнесена не в вопросительном тоне, и мэр столицы отреагировал на нее как и следовало. "Это было бы здорово. Это было бы решение очень хорошее", - сказал он. На этом визит на пустырь завершился, и кортеж двинулся дальше.
Не проинформировать о своем решении президиум правительства премьер не мог, поэтому важная тема паркового хозяйства была первой на заседании президиума. Поделившись с коллегами впечатлениями от необычной поездки, Путин дал слово Собянину, который по пути в Белый дом, видимо, размышлял, что же все-таки можно будет втиснуть в парк. Еще раз выразив удовлетворение по поводу решения премьера, градоначальник предложил разместить по соседству с парковой зоной концертный зал. Мэр сравнил снесенный ГЦКЗ "Россия" с "намоленным" местом и пообещал, что новый зал займет совсем немного территории - около 1,5 гектара, а 11 гектаров пойдут под парк. По словам Собянина, для строительства выберут лучших архитекторов, а сам проект обязательно согласуют с горожанами. "Если этот проект будет принят и будет реализован, то – мы на месте посмотрели – сразу откроется вид на Кремль", - прокомментировал Путин. "Спасибо, Владимир Владимирович, за эту идею", - выкрикнул кто-то из зала. "Москвичи рядом сидят, они говорят: "Как здорово!" - добавил Собянин. На том и порешили.
Можно, конечно, сказать, что эта история исключительно предвыборная. Наивно предполагать, что испытанный аппаратный работник Сергей Собянин еще до встречи с Путиным был не в курсе решения премьера. Не стоит придираться и к прописным истинам, о которых говорили глава правительства и мэр. Ведь любому понятно, что парков в центре столицы мало, что гигантский парламентский комплекс приведет к полному транспортному коллапсу в районе Варварки, Кремлевской и Москворецкой набережных, а также на прилегающих переулках и улицах. Не нужно быть докой для осознания того, как важно сохранить исторический вид на Кремль. Это именно тот случай, когда всем все понятно. Место для красивых и своевременных жестов в политике всегда было, есть и будет. Но это все не главное. Главное же, что в самом центре Москвы появится парк, а не куча машин со спецномерами и неизвестно какой железобетонно-стеклянный "монстр". Тем более что вероятность появления зоны отдыха на месте "России" ранее была равна нулю.
А ведь могло быть иначе
Как известно, решение о сносе гостиницы "Россия", "гостиницы №1" в СССР, символа советского гостеприимства, московские власти приняли в 2004 году. На тот момент в Москве уже работали отели ведущих гостиничных компаний мира, строились современные бизнес-центры и торговые комплексы. Громоздкое серое здание около Кремля выглядело "белой" вороной, объект морально устарел. В том же году мэрия провела конкурс по подбору инвестора проекта сноса и строительства на месте гостиницы новых объектов. На месте "России" должен был возникнуть комплекс малоэтажных зданий (максимум 6 этажей) общей площадью 410 тысяч квадратных метров.
На проект претендовали структура немецкого концерна Strabag вместе с коллегами из Dubai Investments, компания "Монаб" ("дочка" "Еврофинанс Моснарбанка") и "СТ Девелопмент" бизнесмена Шалвы Чигиринского. Победителем конкурса стал Чигиринский, пообещавший вложить в стройку 830 миллионов долларов. При этом немцы предлагали инвестиции в размере 2 миллиарда долларов, а "Монаб" - 1,45 миллиарда долларов. Выбор конкурсной комиссии СМИ и эксперты объясняли близостью Чигиринского к столичным властям. Этот факт не впечатлил представителей "Монаба", которые еще несколько лет после этого оспаривали итоги конкурса во всевозможных судах. В итоге проект компании не достался, но не остался он и у Чигиринского, который во время кризиса вышел из всех своих девелоперских начинаний. Нового инвестора найти не удалось, и проект "повис" на мэрии.
При этом сам проект неоднократно трансформировался. Над первой концепцией реконструкции гостиницы работала мастерская номер 7 ГУП "Моспроект-2". В 2006 году Чигиринский привлек в проект известного британского архитектора Нормана Фостера. Изначально на месте "России" планировалось построить многофункциональный комплекс (МФК) общей площадью 410 тысяч квадратных метров с гостиницами, офисами, магазинами, концертным залом, пешеходными зонами и подземным паркингом на 2500 автомобилей. Позднее сообщалось, что в рамках проекта будут воссозданы улочки в духе исторического района Зарядье, на которых, как и сто лет назад, будет вестись различная торговля. Предполагалось также, что в квартале откроют несколько музеев и театров, а в 2007 году бывший мэр Москвы Юрий Лужков заявлял о планах по строительству в составе МФК президентской библиотеки. Не раз СМИ писали, что не обойдется в проекте и без элитного жилья, однако власти эту информацию опровергали.
Летом 2009 года стало известно, что городские власти намерены переработать проект комплекса. Связано это было с тем, что от концепции Нормана Фостера после расторжения инвестконтракта с "СТ Девелопмент" было решено отказаться. При этом бывший заместитель мэра Владимир Силкин пообещал, что функциональная концепция застройки останется прежней, так же как и высотность зданий квартала. Правда, как сообщал департамент имущества столицы, из-за финансового кризиса при возведении комплекса, возможно, придется отказаться от строительства объектов культуры. Были ли проведены работы по изменению первоначального проекта, чиновники не сообщали. Да и разговоры вокруг проекта поутихли - проблем у столицы и так хватало. Сообщалось лишь, что временно на пустыре могут обустроить парковку, а потом, может быть, и вовсе построить крупный подземный паркинг.
Тема будущего строительства на месте "России" заиграла новыми красками в начале 2011 года, когда газета "Ведомости" со ссылкой на источник в мэрии написала, что горадминистрация обсуждает с Кремлем возможность передачи участка под застройку управлению делами президента для строительства на нем парламентского центра для Совета Федерации и Государственной Думы. В случае реализации подобного проекта, на набережной Москвы-реки появился бы единый комплекс охраняемых зданий. Официально эту информацию мэрия не подтверждала. Более того, главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в интервью "Российской газете" выступил с критикой подобной стройки. "Чем всегда была для нас "Россия"? Местом, куда мы ходили в кино и на концерты, в кафе, к друзьям в гостиничные номера. То есть это было общественное пространство", - отметил он, добавив, что еще одна закрытая зона в столице не нужна. К тому же, эта идея явно шла вразрез с новой градостроительной политикой Москвы, направленной на максимальную разгрузку города от автомобильного транспорта. Ради этого Собянин запретил любое новое строительство (кроме социальных объектов) в пределах Третьего транспортного кольца.
Секрет полишинеля
Если бы в Кремле все же решили разместить депутатов и сенаторов у себя под боком, мэрии, конечно, пришлось бы наступить на горло собственной песне. Но тут очень вовремя для столичных властей у президента Дмитрия Медведева родился мегапроект по расширению границ Москвы. Переселение многочисленных федеральных министерств и ведомств, а также Федерального Собрания РФ на присоединяемые территории стало частью предварительного плана по освоению "новой" Москвы.
По всей видимости, на определенном этапе этой истории московские власти уже знали, что парламентского центра около Кремля не будет. Не зря же в августе 2011 года бывший глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин в интервью газете "Московский комсомолец" вновь заговорил о реализации на месте "России" проекта "в духе старой малоэтажной Москвы".
А в ноябре прошлого года компания State Development (специализируется на элитном строительстве) сообщила, что разработала проект по размещению на пустующей территории парковой зоны с подземным паркингом. Специалисты компании также предложили превратить Никольскую улицу, Варварку и переулки около ГУМа и Гостиного Двора в пешеходную зону с велосипедными дорожками. Гендиректор компании Андрей Гринев заявлял порталу The Village, что с концепцией в мэрии уже ознакомились и дали положительный отзыв. Вот ведь как бывает, практически предугадали спонтанное решение премьер-министра.