Транзитный счет

Судан потребовал с южного соседа миллиард долларов за перекачку нефти

Правительства Судана и Южного Судана поссорились из-за цен на транзит нефти. Северная республика, через которую проходит трубопровод, требует платить ей треть стоимости за транспортировку - около 36 долларов за баррель - и "взимает" за неуплату часть сырья. Южный Судан, недавно получивший независимость от севера, предлагает платить доллар за баррель и грозится за год построить другой нефтепровод.

Чиновники из Южного Судана (столица Джуба) подали в суд на коллег из Судана (столица Хартум) за "кражу" нефти, обвиняя их в конфискации сырья на 214-350 миллионов долларов и срыве поставок на 400 миллионов долларов. В Хартуме утверждают, что нефть никто не ворует - ее взимают в качестве уплаты за транспортировку сырья. Судан подсчитал, что южные соседи задолжали за транзит около миллиарда долларов.

Детали соглашений

Южный Судан объявил о своей независимости летом прошлого года после референдума. Всенародное голосование по вопросу отделения стало частью соглашения от 2005 года, которое власти подписали с южными сепаратистами после 20-летней гражданской войны.

Хартум, разрешив проведение референдума, автоматически признал неудачу своей политики. С приходом к власти Омара аль-Башира Судан пытался исламизировать население южной части государства, которое традиционное исповедует христианство, а также местные религиозные культы. Наиболее вероятными причинами, по которым президент разрешил провести референдум, считаются желание наладить отношения с Западом и невозможность уладить конфликт с южной частью страны. А причины препятствовать голосованию у аль-Башира были веские - на юге добывается три четверти всей суданской нефти.

Конфликт из-за цен на транзит углеводородов начал набирать обороты сразу после объявления независимости Южного Судана. Северное государство требует платить за транспортировку и переработку барреля нефти 36 долларов - около трети стоимости сырья. У Хартума есть все основания полагать, что новому государству придется согласиться, так как единственный маршрут транспортировки нефти пролегает через Судан к городу Порт-Судан у Красного моря. К тому же у южного государства нет своих нефтеперерабатывающих заводов, а бюджет на 98 процентов состоит из сырьевых доходов.

В Джубе такие цены называют "грабежом средь бела дня" и требуют существенную скидку - до одного доллара за прокачку и переработку барреля нефти. До недавнего времени Судан взимал за транспортировку около семи долларов. Южный Судан решил бороться за свои права цивилизованным способом, подав в суд на Хартум за ежедневные "кражи" в объеме 120 тысяч баррелей сырья. Политики из Джубы объявили, что прекращают нефтедобычу и в скором времени начнут строить нефтепровод через Кению до порта Ламу на побережье Индийского океана.

Альтернатива

Правительство молодого государства рассчитывает продержаться без сырьевых доходов минимум полтора года, а новый маршрут транспортировки планирует проложить уже через 10-12 месяцев. Глава восточноафриканской консалтинговой компании Petroleum Focus Consultants Джордж Вачира (George Wachira) считает такие сроки нереальными. По его мнению, на строительство нефтепровода через Кению длиной 1,4 тысячи километров придется потратить минимум четыре года.

Вачира также оценил стоимость проекта приблизительно в 10 миллиардов долларов. Сюда входят не только затраты на прокладку трубы, но и деньги на ремонт дороги, соединяющей Джубу и кенийскую столицу Найроби. Этот путь будет необходим для обслуживания нефтепровода.

Правительство Судана также считает планы строительства излишне амбициозными. В Хартуме уверены, что это не более чем политический маневр и попытка давления на северное государство. Министерство нефти Судана считает, что трубопровод удастся построить не ранее чем через 2-3 года.

Иностранцы помогут

Представители Южного Судана выразили надежду, что в строительстве трубопровода им помогут нефтедобывающие компании. В этой стране около 90 процентов сырья, что составляет более 330 тысяч баррелей в сутки, добывают китайская CNPC, индийская ONGC и малайзийская Petronas. Поучаствовать в проекте может и Total - еще в декабре французская компания предлагала Джубе построить нефтепровод до кенийского побережья через Уганду. Также южносуданские политики обращались за помощью к Toyota Kenya.

Самым активным инвестором в регионе еще до референдума и разделения страны был Китай - такие же позиции эта страна занимает и сейчас. В 2010 году КНР экспортировала около половины суданской нефти - в среднем 253 тысячи баррелей в сутки.

Что касается Кении или Уганды, то они навряд ли откажутся от инвестиций в инфраструктуру и позволят проложить трубопровод. Правда, смогут ли они обеспечить его безопасность, большой вопрос.

Переговоры продолжаются

Вскоре после сообщений об отказе от диалога и остановке нефтедобычи стало известно, что стороны готовы продолжить переговоры, которые ведутся в эфиопской столице Адис-Абебе. Sudan Vision пишет со ссылкой на информированные источники, что Южный Судан в воскресенье, 22 января, разрешил компаниям возобновить нефтедобычу.

Это же издание сообщает, что Petronas и CNPC даже не останавливали работу. Нефтяники отказались выполнять требование правительства, сославшись на убытки и возможные технические неисправности.

Безусловно, в переговорах между Южным Суданом и Суданом более выгодная позиция у последнего. Как бы ни кичились в Джубе способностью прожить без нефтяных долларов полтора года, за это время построить нефтепровод не представляется возможным. Так что решение продолжить переговоры было ожидаемым.

Экономика00:01 9 декабря

Понять и простить

Простым грузинам спишут миллионные долги. Россиянам так не повезет
Экономика10:30 4 декабря

Хуже некуда

Apple покупает Tesla, пока Америка сидит без света. Пугающий прогноз на 2019 год
Экономика09:33 7 декабря

Принцип трансформации

Украшение может быть актуальным всегда, считает основательница бренда VoDa Jewel