24 января в Лос-Анджелесе огласили очередной список претендентов на самую престижную кинопремию в мире - "Оскар". Никаких сюрпризов и неожиданностей этот перечень (или по крайней мере его ключевые номинации) не преподносит. Главными фаворитами Американской киноакадемии на этот раз стали фильмы "Хранитель времени" Мартина Скорсезе и "Артист" Мишеля Хазанавичуса. Обе картины, как и многие другие номинанты, и ранее рассматривались в качестве кандидатов на получение "Оскара".
Работы Скорсезе и Хазанавичуса отмечены в основной номинации - "Лучший фильм". Конкурентами "Артиста" и "Хранителя времени" в этой категории являются "Боевой конь" Стивена Спилберга, "Человек, который изменил все" Беннетта Миллера, "Потомки" Александра Пэйна, "Древо жизни" Терренса Малика, "Полночь в Париже" Вуди Аллена, "Прислуга" Тейта Тейлора и "Жутко громко и запредельно близко" Стивена Долдри.
И Скорсезе, и Хазанавичус могут удостоиться награды за режиссуру. Оба фильма также претендуют на премию за сценарий, но в данном случае конкуренции между лентами нет. "Артист" снимался по оригинальному сценарию и представлен в соответствующей номинации. "Хранитель времени" основан на детской книге американского писателя Брайана Селзника и, соответственно, может рассчитывать на "Оскар" в номинации "Лучший адаптированный сценарий".
И "Хранитель времени", и "Артист" также фигурируют в номинации "Лучший оригинальный саундтрек". Картина Хазанавичуса присутствует еще в двух серьезных номинациях - "Лучший актер" и "Лучшая актриса второго плана". На "Оскары" в них претендуют, соответственно, Жан Дюжарден и Беренис Бежо. Фильму Скорсезе может достаться "Оскар" за спецэффекты (не то чтобы они в картине сногсшибательные, но "Хранитель времени" - первая работа режиссера, снятая в формате 3D, и Киноакадемия, видимо, решила отметить этот факт). Кроме того, и "Артист", и "Хранитель времени" присутствуют в нескольких технических номинациях.
Интерес Киноакадемии к фильмам Скорсезе и Хазанавичуса вполне объясним. Обе картины посвящены истории кинематографа, причем в обоих случаях режиссеры не просто изложили факты, а подошли к работе над фильмами с фантазией. Француз Хазанавичус, что характерно, снял ленту об американском кинематографе, точнее о той эпохе, когда на смену немому кино пришло звуковое. Собственную работу режиссер оформил как фильм 1920-х годов. "Артист" - черно-белая лента, почти полностью лишенная диалогов. Несколько фраз раздается только в самом финале фильма.
Американец Скорсезе, в свою очередь, снял фильм о раннем европейском кинематографе. Один из главных героев "Хранителя времени" - Жорж Мельес, первопроходец в области спецэффектов, создатель знаменитого "Путешествия на Луну". История Мельеса, впрочем, в фильме пересказана весьма вольно, но это не главное. Куда важнее тот факт, что и "Артист", и "Хранитель времени" - фильмы не только развлекательные, но и в каком-то смысле познавательные. Да к тому же ленты Скорсезе и Хазанавичуса уже успели собрать ряд престижных премий, включая, например, "Золотые глобусы". Киноакадемия просто не могла пройти мимо таких фильмов.
Если уж и говорить о каких-то неожиданностях, стоит обратить внимание не на представленный Американской киноакадемией список номинантов, а на отсутствующие в нем имена и названия. Вот, например, многие предполагали, что на некоторое количество наград выдвинут ленту Николаса Виндинга Рефна "Драйв" и актера Райана Гослинга, исполнившего в ней главную роль. Этот фильм удостоился приза за режиссуру на кинофестивале в Каннах и собрал восторженные отзывы критиков. Однако Киноакадемия картину почти полностью проигнорировала - работа Рефна представлена в одной технической номинации "Звуковой монтаж".
Почти такая же ситуация сложилась с лентой "Что-то не так с Кевином" Линн Рэмси. Как и "Драйв", фильм был тепло встречен в Каннах, критики расхваливали его на все лады. В отличие от фильма Рефна, работа Рэмси вообще не попала ни в одну номинацию.
Ни в одной номинации не упоминается Майкл Фассбендер, который многими воспринимается чуть ли не как главный актер 2011 года. Понятно, что зрители в большинстве своем видели этого актера в роли мутанта Магнето в фильме "Люди Икс: Первый класс". Тем не менее, в 2011 году Фассбендер успел сыграть и нескольких персонажей посерьезней. В частности, в "Опасном методе" Дэвида Кроненберга ему досталась роль Карла Юнга (того самого, а не тезки). Фассбендер также был занят в ленте "Стыд" Стива Маккуина и в новой версии "Джейн Эйр". Киноакадемия сочла эти работы актера не заслуживающими внимания.
Некоторая часть зрителей также возмущена тем фактом, что ни в одной актерской номинации не упоминается Энди Серкис. Дескать, Серкис вполне заслужил "Оскар" за роль шимпанзе Цезаря в "Восстании планеты обезьян" (эта лента, кстати, претендует на награду за спецэффекты). В интернете можно довольно легко найти ролики, которые как бы доказывают, что Энди - актер хоть куда, запросто даст фору и Гослингу, и Фассбендеру. Но давайте посмотрим правде в глаза: в ролике хорошо видно, что актер не на шутку переигрывает. И все огрехи потом скрывают при помощи компьютерной графики.
Кроме того, если уж номинировать на "Оскар" актеров, "игравших" персонажей в фильмах, сделанных с помощью технологии motion capture, то почему бы не выдвинуть на премию сразу весь актерский состав спилберговской ленты "Приключения Тинтина: Тайна единорога"? В съемках этой картины принимали участие, в частности, вышеупомянутый Энди Серкис, а также Дэниэл Крэйг и Саймон Пегг. Но "Тинтина" почти полностью проигнорировали - видимо, все та же технология motion capture не позволила включить фильм Спилберга в номинацию "Лучшая анимационная лента". "Тайна единорога" претендует всего на одну награду - за лучший оригинальный саундтрек. Музыку к фильму написал давний соратник Спилберга, 79-летний композитор Джон Уильямс. Характерно, что в номинации "Лучший оригинальный саундтрек" представлена еще одна его работа - музыка к спилберговскому же "Боевому коню". Можно предположить, что у Уильямса неплохие шансы получить-таки "Оскар" - академия может отметить композитора премией хотя бы из уважения к его сединам.
Можно попытаться построить еще какие-нибудь прогнозы, касающиеся будущих лауреатов "Оскара". Например, награду в основной номинации с большой вероятностью возьмут "Хранитель времени" или "Артист". Как уже отмечалось выше, обе картины посвящены истории кинематографа. И в том, и в другом фильме эта история завернута в более-менее привлекательный фантик (работа Скорсезе - условно семейный фильм, лента Хазанавичуса - условно комедия). Остается только угадать, какой кинематограф покажется Киноакадемии более привлекательным - американский или европейский.