Официально предвыборная кампания еще не стартовала, однако обсуждение президентских выборов и протестного движения заполнило уже весь телеэфир. Федеральные каналы пытаются поспеть за нарастающей политической активностью граждан, а нефедеральные - поднять наиболее острые темы. "Лента.ру" посмотрела передачи крупнейших тележурналистов за неделю и выяснила, что и как там говорят о политике.
Тележурналист Леонид Парфенов, который на федеральном телевидении о политике уже давно не говорит (а когда попытался заговорить на вручении премии Листьева, Первый канал показательно лишил его голоса), на прошлой неделе запустил на "Коммерсантъ-ТВ" телепроект, посвященный новой общественно-политической ситуации в стране. Новизна этого проекта очевидна - во-первых, Парфенов подчеркивает, что он сам выступает в нем в новой роли - не просто журналист и интервьюер, но и "соучредитель 'Лиги избирателей'".
Во-вторых, Парфенов беседует в своем новом проекте не только с людьми, которые много лет ассоциируются с политикой и которых зритель как раз привык видеть на центральных каналах, но и с теми, кто на федеральном телевидении не появляется, но тем не менее начинает играть все более заметную роль в политике. Меньше чем за неделю Парфенов встретился в своей студии с бывшим министром финансов Алексеем Кудриным, блогером Алексеем Навальным (теперь уже официально объявившим себя политиком), координатором "Левого фронта" Сергеем Удальцовым, кандидатами в президенты от фракций КПРФ и "Справедливая Россия" Геннадием Зюгановым и Сергеем Мироновым, а также независимым кандидатом бизнесменом Михаилом Прохоровым.
Интерес к проекту был очевидно высоким с самого начала - и за счет Парфенова, и за счет гостей, которых он анонсировал. Несмотря на то, что первый выпуск, с Кудриным, постигла небольшая техническая неудача - звук был записан очень плохо, поэтому порой слов было просто не разобрать, к тому же видео было разбито на несколько частей - в первый же вечер его посмотрело несколько тысяч человек. Самым популярным стало интервью с Навальным - более 150 тысяч просмотров против тех же 20 тысяч у Прохорова или 9 тысяч у Миронова. Здесь, конечно, сыграл свою роль и общий интерес к Навальному, усиливающийся от того, что Навального в обычном разговоре никто еще видеть не привык. Кроме того, из всех гостей Парфенова Навальный, в каком-то смысле, был самым "живым" - он самым обычным и понятным языком объяснял, почему он орет на митингах, какой у него годовой доход и при каких условиях он будет выдвигаться в президенты.
На его фоне остальные гости смотрелись гораздо более скованно. Удальцов, Прохоров, Зюганов и Миронов - за счет того, что скорее не беседовали с Парфеновым, а в очередной раз озвучивали не меняющиеся тезисы своей политической программы, а Кудрин - за счет того, что все еще никак не может свыкнуться со своим новым промежуточным положением и потому максимально осторожно подбирает формулировки.
Но интересны в этом проекте не столько даже слова политиков или общественных деятелей, сколько сам принцип: Парфенов, который как бы от лица "Лиги избирателей" и от лица Болотной и Сахарова изучает и официальных кандидатов в президенты, и оппозиционных политиков, до этого выходивших с ним на одну сцену на митингах. И беседует он с ними именно с учетом новой политической ситуации, под которой он подразумевает даже не приближающиеся выборы, а то протестное движение, от лица которого он говорит.
Ну и, наконец, еще одна бросающаяся в глаза особенность - внешний вид проекта. Предельный минимализм в интерьере студии: два черных стула и белая стена. Никаких столов, стоек, экранов - только два человека, которые сидят на этих стульях на очень близком расстоянии друг от друга - целиком на виду у камер. Смотрится это почти как вызов центральным каналам, как метафора абсолютной прозрачности и объективности происходящего на экране.
То, что интервью Парфенова выходят на "Коммерсантъ-ТВ", независимом канале, который вещает в интернете и по кабельным сетям, с одной стороны, конечно, развязывает Парфенову руки и позволяет выбирать интересных ему гостей и удобную ему манеру общения. С другой стороны, это неизбежно маргинализирует весь проект. Показать реальный спектр общественно-политических настроений и взглядов он может, но только не на центральных каналах, которые для существенной части этих настроений по-прежнему закрыты.
Проблему эту обозначал и Владимир Познер, один из главных журналистов Первого канала, который не раз говорил о невозможности пригласить в свою передачу многих людей, с которыми он хотел бы пообщаться (в частности, Познер сетовал, что не смог побеседовать в свое время с Михаилом Прохоровым). Показательно, что в первом выпуске его передачи в новом году (последний выпуск "Познера" вышел еще 19 декабря) появился именно Алексей Кудрин. С одной стороны, Кудрин выступал на митинге на проспекте Сахарова, с другой стороны, он все еще остается достаточно близок к власти, чтобы появление его в эфире главного канала страны вызывало у начальства недовольство. Кудрин в этом смысле идеальный компромисс и для того, чтобы руководство Первого могло проявить некоторую либеральность, и для того, чтобы не пропускать в эфир более радикально настроенных политиков.
Тем не менее, Познер не случайно выбрал из всех доступных ему кандидатов именно Кудрина - хотя в этот раз мог бы позвать и того же Прохорова - видимо, потому, что считает его гораздо более важной фигурой в сложившейся ситуации. Интересен бывший министр финансов Познеру, прежде всего, тем, что нынешний статус его так до конца и не определен. Именно поэтому Познер старался поговорить с ним и как с бывшим министром, и как с возможным посредником между властью и оппозицией, и как с праволиберальным политиком, у которого сложились свои взгляды на устройство страны.
Осторожнее всего Кудрин держался, когда заходила речь о Владимире Путине: отметил, что не может наверняка говорить об отношении Путина к "Единой России", потому что тот в последнее время ему это "не рассказывает"; заявил, что не может с уверенностью сказать, победит ли тот на президентских выборах, и назвал оскорбившие участников митингов слова Путина во время прямой линии "неаккуратными, провоцирующими высказываниями в адрес митингующих". И именно с этой точки зрения интересно, как раскрылся Кудрин - как бывший чиновник, открыто называющий себя другом Путина, но вместе с тем не говорящий с уверенностью о его победе на выборах и, пусть и осторожно, но критикующий его отношение к оппозиции. Не менее важно в этой связи то, что на вопрос Познера про Ходорковского Кудрин не только ответил, что есть серьезные основания его освободить, но и намекнул на возможную несправедливость наказания ("сомнения, которые высказывает ряд адвокатов").
Следующим гостем Познера, 30 января, будет новый посол США в РФ Майкл Макфол. Учитывая скандал, разгоревшийся из-за визита к нему оппозиционных политиков, которых теперь обвиняют чуть ли не в предательстве родины, появление Макфола на главном канале страны должно быть особенно интересным.
Если передачи Парфенова и Познера на "Ъ-ТВ" и "Первом" выглядят как полноценные интервью, цель которых - выяснить позицию политика или общественного деятеля по ряду вопросов, то на "России" и НТВ встречи с политиками выглядят совсем по-другому.
В понедельник 23 января, в то же самое время, когда на Первом канале шел "Познер" с Кудриным, на НТВ Сергей Минаев беседовал со своими гостями о новообразовавшейся "Лиге избирателей". О создании организации за честные выборы, в которую вошли 16 общественных деятелей - в их числе Леонид Парфенов, Борис Акунин, Людмила Улицкая, Илья Варламов, Рустем Адагамов - стало известно за неделю до эфира. Из самой "Лиги избирателей" на передаче присутствовал только политолог Дмитрий Орешкин. Среди других гостей оказалась главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян, которая не раз говорила в своем микроблоге, что митинги приведут к пробуждению националистов и к хаосу, и сопредседатель общественного совета "Честный выбор" Дмитрий Орлов.
"Честный понедельник" предварялся сюжетом о предпосылках появления "Лиги избирателей", который начался с рассказов о Болотной и Сахарова. Автор сюжета отметил, что главным лозунгом обоих митингов были "перевыборы" (и не сказал ни слова, например, о лозунге "Россия без Путина"), а затем сразу добавил, что и Владимир Путин высказался за честные выборы, придумав прозрачные урны и веб-трансляции с избирательных участков. В итоге выглядело все так, будто "Лига" ломится в открытую дверь. Но при этом зрителям не напомнили, как Путин во время той же прямой линии отозвался об организаторах и участниках протестных митингов, то есть, в том числе, и о членах "Лиги избирателей".
О самой организации, о том, кто именно в нее входит и каковы будут ее действия, в передаче говорилось на удивление мало. Куда больше ведущего Сергея Минаева интересовало, насколько соответствует действительности утверждение членов "Лиги" о том, что это неполитическая организация (в чем, в частности усомнилась Маргарита Симоньян). Вообще, в начале передачи разговор сводился к рассуждениям об оппозиции вообще и попытке связать членов "Лиги" то с профессиональными революционерами, то с теми политиками и общественниками, которые отправились на прием к послу США Макфолу. Конечно, обличать гостей американского посла ведущему было бы удобней, если бы от участия в передаче не отказалась ходившая к Макфолу Ольга Романова (позже в своем твиттере Минаев назвал решение Романовой не прийти "трусостью").
Минаева, а также Симоньян и Орлова гораздо больше, чем принципы устройства и цели "Лиги", интересовали те вопросы, на которых членов организации можно было как-то подловить: кто ее финансирует, действительно ли добровольцы из проекта "Гражданин наблюдатель" работают бесплатно и что будут делать члены "Лиги", если Путин честно победит на выборах. В итоге "Честный понедельник" свел рассказ об оппозиции и попытку разговора с ней к откровенной дискредитации членов "Лиги" в глазах телезрителей.
Еще одной формой разговора о политике на телевидении являются дебаты. О полноценных дебатах кандидатов в президенты говорить еще рано, но программа Владимира Соловьева "Поединок" отлично справляется с этой функцией и до официального старта предвыборной кампании. В качестве гостей на прошлой неделе у Соловьева побывали Михаил Прохоров и Геннадий Зюганов, на этой неделе к нему пришли два других кандидата в президенты - Сергей Миронов и Владимир Жириновский.
В том, что на самом деле это дебаты - сомнений мало. Каждый кандидат так или иначе оглашает свою программу, противопоставляя ее программе противника. В том, что это дебаты именно российские, сомнений тоже нет: любая попытка обсуждать политические взгляды сводится к взаимным обвинениям в излишней лояльности власти и в том, что программа партии-соперника никуда не годится. На Прохорова и Зюганова смотреть еще более или менее интересно, потому что Прохоров, во-первых, выглядит свежо и ново, а во-вторых, выглядит полным антиподом Зюганову с его коммунистическими взглядами. Дебаты же между Мироновым и Жириновским воспринимаются скорее как фарс: попеременно то один, то другой называет противника "кремлевским проектом"; каждый старается доказать, что именно он выступает за честные выборы и именно его митинг будет самым правильным; Жириновский привычно кричит и велит всем вокруг "замолчать", Миронов привычно бубнит про "профессионализм своей команды".
Соловьев, который стоит в стороне от всего этого, только что не смеется. Ему, видимо, интересно наблюдать за столкновением политиков и провоцировать их своими вопросами на более оживленный спор. Судя по иронической реакции Соловьева на разворачивающиеся перед ним дискуссии, пришедших к нему в гости политиков он сам всерьез не воспринимает. Косвенным образом несерьезность этих споров подтверждает и ЦИК, который на прошлой неделе вздумал рассмотреть программу Соловьева на предмет преждевременной политической агитации, но в итоге никакой агитации там не нашел.
Чего же в таком случае ждать от дебатов настоящих, которые начнутся на телевидении уже через пару недель? Ведь люди на них будут те же, и говорить они будут о том же. Пятый кандидат, Владимир Путин, как известно, от участия в дебатах отказался. "А вы можете себе представить Путина в программе 'К барьеру!', стоящего напротив Жириновского? Жириновский ни с кем не может вести цивилизованный разговор", - так объяснил решение премьера глава его предвыборного штаба Станислав Говорухин.
Остается только сожалеть, что политик, идущий на выборы, настолько не считается ни со своими соперниками, ни с избирателями, что отказывается обсуждать и отстаивать свои взгляды не в ходе "прямых линий", когда ему никто не оппонирует, а в рамках публичных дебатов. Без этого российский политический телеэфир продолжает напоминать виртуальную реальность: по-настоящему интересные люди на федеральных каналах так и не появляются, диалог с оппозицией напоминает провокацию, псевдодебаты с псевдокандидатами мало кто воспринимает всерьез, а главные действующие лица остаются за кадром.