Компания "Ланта-тур" - один из крупнейших и старейших российских туроператоров - объявила о приостановке деятельности. Тем самым оператор создал своим клиентам массу проблем как в России, так и за рубежом, где "гостеприимные" хозяева потребовали с туристов оплачивать долги компании. К банкротству "Ланта-тур" привели ее собственная политика, а также "нервы" "Аэрофлота" и отказ кредитора в займе.
В минувшую пятницу, 27 января, один из крупнейших и старейших российских туроператоров - "Ланта-тур вояж" - объявил о приостановке деятельности. В сообщении на сайте компании указывается, что причиной этому стала "невозможность надлежащим образом обеспечить финансирование заказанных услуг". Как заявляли в Российском союзе туриндустрии (РСТ), на тот момент за рубежом находились около 2,7 тысячи клиентов "Ланта-тура", а общее число пострадавших может составить около 4 тысяч человек. По самым пессимистичным прогнозам, отдых будет испорчен у 8 тысяч туристов, как и в случае с "Капитал Туром".
Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина заявила РИА Новости, что "Ланта-тур" остановил деятельность после того, как у "Аэрофлота" "сдали нервы" - перевозчик перестал продавать билеты в кредит и потребовал погасить долг в размере 30 миллионов рублей. Туроператор обратился за кредитом в Мастер-банк, но получил отказ.
Советник председателя правления финорганизации Егор Альтман резонно заметил, что их банк, "скорее всего", является не единственным кредитором туроператора. По информации источников BFM.ru, компания обращалась и в другие крупные финорганизации, но ей не предоставили заем. Издание пишет, что "Ланта-тур" заподозрили в скупке большого количества броней на авиабилеты и номера отелей.
Как заявила Тюрина, на российском рынке туристических услуг "правит бал демпинг" - около 40-45 процентов туров продаются ниже себестоимости. По ее словам, многие туроператоры вынуждены работать себе в убыток на популярных направлениях, чтобы перетянуть клиентов, хотя "'Ланта-тур' и не был замечен в активном демпинге".
Туристические компании вынуждены снижать цены, так как при бронировании у авиаперевозчиков мест на массовые направления те дают "в нагрузку" и непопулярные маршруты, которые впоследствии приходится продавать со значительной скидкой.
Тюрина рассказала о сложной ситуации на туристическом рынке - последним удачным годом был 2009-й, потом был "провальный" 2010-й, июль и август 2011-го оказались не прибыльными, спрос на новогодние туры также не оправдал ожиданий туристических компаний. Пресс-секретарь РСТ добавила также, что россияне при выборе тура зачастую руководствуются в первую очередь ценой, а дешевое, как известно, редко бывает надежным.
Развитие событий с "Ланта-туром" озадачило многих, так как у компании была хорошая репутация. Так, глава "Трансаэро" Ольга Плешакова написала в своем Twitter, что "Ланта-тур" "всегда была серьезной и ответственной компанией". Гендиректор второго по величине российского перевозчика обвинила в случившемся некий банк, который, по ее словам, "повел себя безответственно, не выполнил обязательства, обманул" туроператора, не предоставив ему заем. В отдельном сообщении Плешакова клеймит позором именно Мастер-банк.
Вместе с этим Ассоциация туроператоров России (АТОР) возлагает часть вины на перевозчиков, которые "выкручивают руки", вынуждая оплачивать места на непопулярных маршрутах. Кроме того, указано в сообщении на сайте АТОР, авиакомпании не предоставляют отсрочки по оплате, и туроператоры вынуждены перечислять платежи строго за полгода до начала реализации туров.
В АТОР обращают внимание на то, как отреагировали на приостановку деятельности "Ланта-тура" чиновники: к проверке деятельности компании приступил Следственный комитет, а министр спорта и туризма Виталий Мутко пообещал, что на руководство туроператора будет возбуждено уголовное дело. Авторы обращения ассоциации недоумевают, почему возникло столько вопросов к деятельности компании с такой репутацией, в то время как к громкому банкротству другой, в частности "Капитал Тура", отношение со стороны властей было совершенно иным. Руководство Минспорттуризма считало последнюю "хорошей и порядочной компанией", тогда как часть денег клиентам "Капитал Тура" до сих пор не вернули.
Известие о приостановке деятельности "Ланта-тура" застало многих туристов в аэропорту. Иногородним клиентам туроператора, прибывшим в столичные аэропорты, пришлось искать ночлег. Заботы остальных ограничились испорченными нервами и настроением.
Более неприятные последствия пришлось испытать уже отдыхающим клиентам туроператора. Так, отельеры в Индии, Таиланде, Вьетнаме и даже Италии требовали с туристов доплаты за проживание, фактически взяв россиян в заложники. Ростуризм пообещал составить список отелей, которые пытаются выбить долги партнеров у туристов, и выложить его на своем сайте.
Среди россиян оказались и вовсе отчаянные люди. К примеру, пользователь BukashinD рассказал в своем Twitter историю побега из таиландского отеля Hai Au. Четверым туристам, узнавшим о проблемах "Ланта-тура" заранее, под предлогом самостоятельной экскурсии удалось забрать свои паспорта и покинуть гостиницу, бросив часть вещей.
В числе пострадавших могли оказаться около 20 граждан Белоруссии, которые уехали или собирались уехать на отдых с помощью "Ланта-тура". В Таиланде, по данным посольства РФ, находится около полутора тысяч российских туристов. В индийском курортном штате Гоа отдыхают около четырехсот россиян (сто туристов улетели домой в воскресенье, 29 января). Кроме того, около сотни туристов могут находиться в Доминикане, клиенты "Ланта-тура" есть также на Бали.
Как сообщается на сайте Росавиации, ведомство обратилось к российским авиакомпаниям с просьбой доставить пострадавших туристов в Россию. "Аэрофлот" и "Трансаэро" подтвердили, что перевезут клиентов туроператора, не взимая дополнительных сборов.
"Ланта-тур" застрахован в "Ингосстрахе" на максимальную по действующим законам сумму - 100 миллионов рублей. В Ростуризме и РСТ рассчитывают, что при средней стоимости путевки в сорок тысяч рублей этих денег хватит для выплаты компенсаций всем пострадавшим.
Если при попытке ответить на вопрос "кто виноват?" мнения расходятся, то по поводу "что делать?" многочисленные эксперты призывают менять законодательство. В АТОР констатируют, что причины, которые привели к банкротству "Капитал Тура", до сих пор не устранены. Ассоциация указывает, что законодатели потратили весь прошлый год на "проталкивание" поправок, обязывающих турагентства продавать путевки от имени туроператора. Изменения закона о туризме будут рассматриваться в Госдуме на весенней сессии этого года.
В АТОР считают, что грядущие поправки не избавят туристов от головной боли в случае банкротства туроператора. Вместе с этим основное предложение ассоциации об увеличении финансового обеспечения деятельности турфирм депутаты до сих пор считали преждевременным. Необходимость рассмотреть вопрос об увеличении фингарантий в Госдуме признали 30 января.