Время после рождественских каникул для американского телевидения - традиционная пора премьер новых сериалов. Этот год не стал исключением - в январе на экраны вышли новое детище создателей "Остаться в живых", спин-офф "Костей", телесиквел книги Джона Гришема "Фирма", основанная на реальных событиях комедия про водку и даже сериал в жанре "фильм с Робом Шнайдером". Впрочем, если выбирать главную премьеру середины сезона (именно так, midseason, называют американские каналы это время года), то ею, несомненно, стал сериал с Дастином Хоффманом про скачки.
Пилотный эпизод сериала "Удача" (Luck), режиссером которого, кстати, был Майкл Манн, кабельный канал HBO показал еще в конце декабря, сразу после окончания второго сезона "Подпольной империи" (Boardwalk Empire, второй сезон которого Первый канал закончил показывать в декабре 2011-го). Однако официально сезон стартовал только 29 января.
В центре сюжета "Удачи" - скачки. Центральные персонажи первой серии - четверо мужчин, которые проводят на скачках чуть ли не все свободное время. Однажды на далеко не самой очевидной ставке они выигрывают Очень Много Денег. Вокруг главного забега серии, исход которого и должен принести главным героям богатство, плетутся интриги. Среди прочих в них участвуют Честер Бернштейн - герой Дастина Хоффмана, только что вышедший из тюрьмы криминальный авторитет. Помимо него пилотный эпизод украшают Майкл "Профессор Дамблдор" Гэмбон и Ник Нолти.
Создатель "Удачи" Дэвид Милч раньше снимал для того же HBO "Дедвуд" (Deadwood) - вестерн, который продержался в телеэфире три сезона. Вестерновское обилие персонажей, нерасторопное введение зрителя в курс дела, внимание к мелочам (Милч, между прочим, сам владеет лошадью), созерцательные планы - все это перекочевало из прежней работы Милча прямиком в "Удачу". Так что это не тот сериал, который можно смотреть невнимательно (из последнего, пожалуй, его можно сравнить с "Адом на колесах"). Да, и не стоит забывать, что это HBO, канал с самыми лучшими саундтреками в мире.
Одна из самых ожидаемых премьер второй половины сезона - "Алькатрас" (Alcatraz) от канала Fox. Его создатель - Дж.Дж.Абрамс, известный благодаря "Остаться в живых" (Lost) и "Грань" (Fringe, его сейчас показывает ТВ-3). При таком послужном списке примерно понятно, чего можно ожидать от "Алькатраса".
Завязка такова: в 1963 году из самой защищаемой и трудной для побега тюрьмы Америки пропали все заключенные и охрана (256 заключенных и 46 охранников - в "Алькатрасе" за всю его историю единовременно содержалось не более 302 человек). Но об этом никто не знает: по официальным данным, все заключенные были переведены в другие тюрьмы. В наши дни пропавшие преступники один за другим появляются вновь - ничуть не постарев - и творят непотребства на улицах Сан-Франциско.
Главный герой - блондинка с короткой стрижкой, идеальный полицейский, переживающая недавнюю трагическую потерю партнера (которая обставлена как неожиданная и неуместная цитата из "Скалолаза"). Героине помогает историк, специалист по Алькатрасу, которого играет Хорхе Гарсия - Херли из "Остаться в живых". Вместе они работают на загадочного фэбээровца (Сэм Нил), который, похоже, в курсе таинственного исчезновения людей из "Алькатраса".
Если говорить о перспективах, то "Алькатрас" может оказаться отличной заменой "Грани", для которой, по слухам, нынешний сезон станет последним. Все необходимые предпосылки для этого у сериала есть - в наличии Великая Тайна, на стержень которой нанизаны еженедельные погони за (обязательно очень симпатичными) преступниками разных мастей из прошлого. Вместе с тем, первые три серии разочаровывают своей топорностью - слишком легко блондинка уговаривает Херли заняться расследованием убийств, без труда входит в контакт с фэбээровцем и в два счета разгадывает преступление недели.
Еще одна новинка с Великой Тайной, впрочем, совсем не сверхъестественной, - это "Фирма" (The Firm) от NBC. Тут нужно вспомнить, что в 1993 году Сидни Поллак снял фильм с таким названием с Томом Крузом в главной роли, экранизировав вышедший в 1991 году одноименный роман Джона Гришема об адвокате по имени Митч Макдир, который оказывается втянут в деятельность организации, занимающейся прикрытием крупных мафиозных структур, и решает стать информатором ФБР. Новый сериал NBC - своего рода сиквел к фильму Поллака и книге (Гришем, кстати, выступает продюсером сериала и непосредственно следил за производством первых нескольких эпизодов).
Итак, главный герой сериала - снова Митч Макдир. Со времени действия книги (и фильма) прошло 10 лет. Митч вернулся к своей адвокатской деятельности и защищает подозреваемых в тяжких преступлениях (новый подзащитный каждую неделю, как нетрудно догадаться). У него появилась дочка, которой не слишком нравятся постоянные переезды семьи.
Юридическая часть сериала (равно как и семейная линия) уступает аналогичным телешоу. Вместе с тем конспирологический дух предшествовавших фильма и книги пока не дает о себе знать, если не считать постоянных намеков на то, что в конце первого сезона все будет очень плохо. В общем, если говорить откровенно, то "Фирма" вполне себе сойдет - не шедевр, но посмотреть можно. Хотя, судя по низким рейтингам, американские зрители так не считают.
Ну и какой телесезон или даже полусезон обходится без старых добрых детективов-процедуралов? В январе Fox запустил сериал "Сыщик" (The Finder), спин-офф уже весьма долгоиграющих "Костей" (Bones). Собственно, в шестом сезоне "Костей" зритель и познакомился с Уолтером Шерманом, симпатичным социопатом, способным найти все на свете - это его, так скажем, суперспособность, а без суперспособностей детективы нынче не обходятся (за исключением "Касла", где главная суперспособность - обаяние заглавного героя в исполнении Нейтана "Капитана Малькольма Рейнольдса" Филлиона).
"Сыщик", судя по всему, рассчитан на старший подростковый возраст - об этом говорит хотя бы то, что первый клиент Шермана - мальчик лет 20-ти, ищущий своего отца. Кроме того, в сериале есть постоянный юный персонаж - девочка-цыганка, работающая в баре главного героя (который, кстати, называется "Край Земли" - End of Earth, хотя все его пытаются назвать "Концом света" - End of the World) . Практически ни один процедурал не обходится нынче без девочек в переходном возрасте, и "Сыщика" от остальных отличает только то, что девица не является дочерью главного героя.
Среди комедий больше всего шума задолго до своего выхода вызвал ситком "Ты там, Челси?" (Are you there, Chelsea?) от NBC, основанный на полуавтобиографической книге Челси Хэндлер. Хэндлер, и без того ведущая двух шоу (Chelsea Lately и After Lately), играет в новом ситкоме, но не саму себя, а сестру главной героини. Саму же Челси играет Лаура Препон, засветившаяся до этого в эпизодических ролях в ряде сериалов, в том числе в роли актрисы, которая должна была играть Ники Хит в "Касле".
"Ты там, Челси?" - ситком о выпивке и случайных связях (Челси работает в баре) - изначально должен был называться "Ты там, водка? Это я, Челси" - так же, как книга Хэндлер. И, как остроумно заметили американские критики, лишившись водки, сериал лишился и остроумия. В пилоте шутки строятся на нелепости папаши Челси, цвете волос случайного мальчика, сексуальных предпочтениях главной героини, разнице в росте с лучшей подругой (это недавно было в прошедшем незамеченным ситкоме "Бывшие" (The Exes, TV Land) с Кристиной "Третья планета от Солнца" Джонстон и Дональдом "Терком (Scrubs)" Фэйзон в главных ролях) и в очевидном недостатке карлика - он дальтоник. Ах да, и еще объектом для долгосрочных шуток становится новая соседка Челси - юная дева, чье умственное и психическое развитие застряло где-то на отметке в семь лет.
Но все не так безнадежно: сериал спасает Лаура Препон, на которую приятно смотреть и которую очень приятно слушать. Она куда интереснее героини Челси Хэндлер - почему-то невозможно серьезно относиться к нравоучительному персонажу, который рожает в первой же серии.
Телезрители приняли "Ты там, Челси" хуже другого ситкома без претензий на оригинальность - "Роба" (Rob - от, представьте себе, Роба Шнайдера), который показывает CBS. В нем тоже эксплуатируется разница в росте - между Робом и его молодой свежеиспеченной мексиканской женой модельной внешности. Главный источник тем для шуток - это столкновение обычного американского в меру обеспеченного и циничного парня с огромной мексиканской семьей.То есть, собственно, шутят в "Робе" про иммиграцию, католиков и семейные отношения, но при этом в основном эти шуточки рассчитаны на детей среднего школьного возраста (и даже Чич Марин в роли тестя Шнайдера не спасает). В общем, если вы видели хотя бы один фильм с Робом Шнайдером, то вы понимаете, что предлагает CBS.
Но самой успешной (пусть и не в абсолютных цифрах, а в сравнении с ожидаемыми рейтингами) оказалась комедия (хотя далеко не у всех повернется язык назвать ее таковой) "Дом лжи" (House of Lies) от кабельного канала Showtime. Его герои занимаются management consulting (язык не поворачивается назвать это по-русски "управленческим консалтингом") - что может быть бессмысленней? Разве что беспорядочный секс, которому предается главный герой, в то время как его сын проявляет если не гомосексуальные, то трансвеститские наклонности. Помимо сисек, цинизма и (осторожно, спойлер!) лесбийской сцены отличный повод посмотреть сериал - это комментарии главного героя, обращенные к зрителям. Они полны очарования и обаяния, и хотя смеяться в "Доме лжи" приходится нечасто, это, пожалуй, лучшая премьера января.
Оставив в стороне уже отмененный ситком с переодеванием Work it! (ABC) и подростковый сериал для модниц Jane by Design (ABC Family), упомянем еще пару шоу, которые пропустить никак нельзя. Во-первых, пусть и в ущерб "Сообществу" (Community), NBC вернул нам "Студию 30" (30 Rock), потрясающую комедию с Тиной Фей о Тине Фей (ну, и с Алеком Болдуином, конечно), которая к шестому сезону если и испортилась, то самую малость. А во-вторых, пусть BBC в 2011 и показал британцам первый сезон псевдодокументального сериала "Жизнь слишком коротка" (Life's too short) про жизнь Уорвика Дэвиса - карлика, сыгравшего во множестве фильмов, от "Звездных войн" до "Гарри Поттера", HBO начнет показывать его только в этом году. А в этом сериале, между прочим, появляются Джонни Депп, Лиам Ниссон и создатель "Офиса" Рики Джервэйз. Последний не только появляется, но и играет одну из главных ролей.
В общем, приятного просмотра и stay tuned for our next episode