Культура
00:31, 2 февраля 2012

Китайские Пикассо Художники из КНР приносят все больше прибыли аукционам

В начале 2012 года аукционные дома и арт-эксперты начали по очереди подводить итоги и анализировать события прошедшего года, который подтвердил тенденции, наметившиеся еще в 2010-м. Арт-рынок восстанавливается, вновь возвращается интерес к современному искусству, коллекционеры (и не только) все так же ценят Пикассо, а китайский рынок растет с дикой скоростью. Первые официальные данные, по которым можно судить о рынке, 1 февраля обнародовал крупнейший в мире аукционный дом Christie's.

По итогам 2011 года Christie's заявил о рекордных продажах, выросших по сравнению с показателем 2010-го на 14 процентов (в долларах) - на открытых и частных торгах аукциону удалось продать произведений искусства и предметов антиквариата на 5,7 миллиарда долларов. Одним же из наиболее растущих сегментов, который сыграл ключевую роль в увеличении выручки, стало послевоенное и современное искусство.

Еще в конце прошлого года аналитики Bloomberg подсчитали, что суммарно Christie's и Sotheby's на вечерних сессиях наторговали современным искусством на 1,7 миллиарда долларов - рынок за год вырос практически на треть. Из отчета агентства также следовало, что у коллекционеров, хоть и начавших относиться к современным течениям более благосклонно, особой популярностью все равно пользуются художники известные, проверенные и уже ставшие частью истории искусства.

Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Марк Ротко, Герхард Рихтер - произведения этих мастеров считаются более или менее надежными инвестициями. Сам же факт инвестирования в современное искусство - вещь, конечно, спорная, но явно волнующая как экспертов, так и коллекционеров. Из-за того, что во время кризиса сильнее всего просел именно этот сегмент, говорить о надежности здесь вряд ли возможно, однако о динамичности и перспективности рынка, правда, зарубежного, - стоит.

Фрагмент картины "Сидящая женщина в синем платье" Пабло Пикассо. Изображение christies.com
Lenta.ru

Насколько улучшил свои показатели Sotheby's, станет ясно в конце февраля, когда аукционный дом опубликует данные финансовой отчетности. Пока же ясно, что Christie's, как и раньше, опережает своего главного конкурента по выручке - из 1,7 миллиарда Christie's заработал на современном искусстве 1,15. Топ-лотами же стали работы представителей поп-арта Лихтенштейна и Уорхола - самой дорогой картиной по итогам года Christie's оказалась "Я вижу всю комнату... Но в ней никого нет!" (I Can See the Whole Room! ... and There's Nobody in It!) Лихтенштейна, которую выкупили за 43,2 миллиона долларов. Современному искусству лишь второй раз в истории удалось стать лидером по выручке аукциона - впервые это произошло незадолго до кризиса, в 2007 году. Тогда произведения Уорхола, Херста и Кунса на пике активности рынка позволили собрать около 1,2 миллиарда.

Интересно, что в 2011 году Christie's зафиксировал падение продаж одного из самых стойких сегментов - искусства импрессионистов и модернистов, в которое эксперты как раз из года в год и советуют вкладываться. Обычно вместе с ним выделяют еще старых мастеров, например, Брейгеля, чью ценность ни финансовый кризис, ни любой другой снизить не в состоянии. Тем не менее, у импрессионистов и модернистов есть неприкасаемый лидер, удерживающий первенство в разнообразных рейтингах, - Пабло Пикассо.

Именно произведение Пикассо на данный момент установило рекорд стоимости на открытых торгах - в 2010 году его картина "Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев" ушла с молотка за сумму в 106,4 миллиона долларов. Для общей характеристики рынка важно и то, что в 2011 году на аукционах ни у одного произведения искусства преодолеть барьер в 100 миллионов не получилось - Пикассо же, как всегда, оказался самым дорогостоящим в своей категории. За его "Сидящую женщину в синем платье" в июне прошлого года отдали 28,9 миллиона долларов.

Любопытно, что популярность испанца, как выяснилось в конце января 2012-го, выходит далеко за рамки аукционной деятельности. Согласно исследованию британской организации The Art Loss Register, именно у этого художника украдено или числится пропавшими больше всего работ, а точнее - 1147. Поскольку Пикассо был очень плодовитым мастером, то такая цифра, учитывая интерес к одному их крупнейших художников XX века, кажется даже не очень высокой. Вместе с Пикассо активно "воруют" американца Ника Лоуренса (557) и Марка Шагала (516).

Тем временем в Китае

Как бы странно это ни звучало, но крайне опасными соперниками основоположника кубизма оказались китайцы. Пикассо исправно с 1997 по 2010 годы (с перерывом только на 2007-й) суммарно приносил самую большую прибыль аукционным домам, однако в 2011 году его подвинули два китайских мастера XX века - Чжан Дацянь (1899-1983), пейзажист, привнесший в китайскую живопись импрессионистическую технику, и Ци Байши (1864-1957), художник и каллиграф, в основном писавший животных и растения. В 2011 произведений первого продали на 506,7 миллиона долларов, а второго - на 445,1 миллиона.

Картина "Вечерний пейзаж" Чжан Дацяня. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Кто такие Чжан Дацянь и Ци Байши, среди людей, далеких от искусства, а главное от Китая, знают очень немногие. И в этом, собственно, заключается главный феномен китайского арт-рынка, который формируется преимущественно внутри страны. Произведения китайских художников покупают китайцы, доля же их в Европе или Америке существенно ниже. Тем не менее это не помешало Китаю в 2010 году по объему открытых продаж на аукционах обогнать США, а в 2011-м, по данным Аrtprice.com, и вовсе занять 40 процентов от рынка.

Китайские аукционные дома, которых попросту не было еще 20 лет назад, сейчас приближаются к Christie's и Sotheby's. Крупнейший аукцион в Китае Beijing Poly появился в 2006 году, но уже сейчас является третьим в мире. Популярность китайского искусства, обладающего богатой историей и характерными национальными чертами, отчасти обусловлена политикой самого государства, которое проводит программы по популяризации авторов, выдает гранты художникам и всячески способствует развитию искусства.

С одной стороны, Китай демонстрирует идеальный механизм формирования рынка (который, например, совершенно отсутствует в России). С другой же - ориентированность китайцев на внутренний продукт рано или поздно исчерпает себя, и им все равно придется искать новые сферы интересов.

По итогам прошлого года стоимость классической китайской живописи выросла в среднем на 20 процентов. Среди современных художников одним из самых дорогих стал Цуй Жучжоу (Cui Ruzhuo) (родился в 1944-м), чья работа "Лотус" на гонконгских торгах Christie's была продана за 15,8 миллиона долларов. Само же отделение в Гонконге тоже установило рекорд по общему объему продаж в размере 835,7 миллиона долларов.

Все большего влияния китайскому искусству придает и тот факт, что европейцы и американцы, в отличие от китайцев, ориентированных на своих классических художников, как раз не боятся отходить от национального искусства и все охотнее покупают современных азиатских мастеров, в частности из КНР.

Объем всего аукционного арт-рынка в прошлом году достиг отметки в 11,25 миллиарда долларов. Исходя же из тенденций и результатов прошлого года, когда из 15 самых прибыльных художников десять оказались родом из Китая, можно утверждать, что доля азиатского рынка будет только расти. Возможно, уже в ближайшее время Чжан Дацянь и Ци Байши будут у всех на слуху, но несмотря на дороговизну в популярности с Ай Вэйвэем им удастся сравниться нескоро.

< Назад в рубрику