В ходе форума "Россия-2012" премьер-министр России Владимир Путин поручил руководству ВТБ проработать вопрос о выкупе акций у миноритариев банка, участвовавших в народном IPO 2007 года. Таким образом кандидат на пост президента предложил компенсировать убытки, которые понесли граждане, купившие акции ВТБ. В деловой прессе инициативу уже окрестили предвыборной и практически неосуществимой.
В свое время размещение акций ВТБ, состоявшееся в мае 2007 года, позиционировалось как "самое народное" - участие в нем приняли около 120 тысяч инвесторов. В ходе IPO банку удалось привлечь восемь миллиардов долларов (около 280 миллиардов рублей по курсу 2007 года). Акции банка активно скупали не только граждане, которые создавали длинные очереди у отделений ВТБ, но и институциональные инвесторы. В ходе размещения физические лица скупили около 290 миллиардов акций банка.
Безусловно, народных акционеров прежде всего интересовала прибыль, которую они собирались получить за счет дальнейшего роста стоимости ценных бумаг госбанка и дивидендов. Доверие покупателей укрепляли "непотопляемость" ВТБ и радужные перспективы развития рынка - в 2007 году будущий кризис мировой финансовой системы и, как следствие, российских банков многим казался маловероятной сказкой.
Вопреки этому, акции ВТБ держались на уровне размещения около двух месяцев. В ходе IPO ценные бумаги были проданы по 13,6 копейки за штуку. Уже 30 июля 2007 года акции подешевели до 13,52 копейки, и с тех пор они уже не поднимались выше цены размещения. Своего минимума акции госбанка достигли в начале 2009 года - тогда они торговались по цене в две-три копейки за штуку.
Достигнув "дна", ценные бумаги госбанка начали медленно расти. В январе 2012 года они торговались на уровне 7 копеек за штуку - следовательно, народные акционеры сейчас могут вернуть чуть более половины вложенных денег. Некоторые из них в течение почти пяти лет продавали свои пакеты, но большинство оставило акции у себя. Эти миноритарии и стали настоящей "головной болью" банка - одни из них начали требовать компенсации за неудачное народное IPO, другие стали задавать вопросы, почему ценные бумаги госбанка так дешево стоят и так медленно растут.
Вопрос о выкупе ценных бумаг у миноритариев неоднократно поднимался на собраниях акционеров, а также обсуждался в менеджменте ВТБ. Поскольку банк является государственным, власть также чувствовала ответственность за фактический обман граждан (хотя маловероятно, что он был запланированным). В частности, ВТБ рассматривал эту возможность в 2009 году, но тогда инициатива не нашла поддержки в Минфине и наблюдательном совете банка.
Казалось, что точку в этом вопросе поставил в 2009 году помощник президента России Аркадий Дворкович, который заявил, что возместить потери участников народного IPO ВТБ возможно только в том случае, если аналогичное решение будет принято в отношении народных акционеров "Роснефти" и Сбербанка. Тогда Дворкович отмечал, что такого не будет, поскольку потребуются огромные деньги. После этого обсуждение вопроса об обратном выкупе постепенно сошло на нет.
Почти через пять лет после IPO на помощь народным акционерам неожиданно пришел премьер-министр РФ Владимир Путин. 2 февраля вице-президент Capital International Нади Уэллс на форуме "Россия-2012" задал премьеру вопрос, готово ли правительство к защите прав миноритариев ВТБ. Путин ответил, что намерен поручить руководству банка проработать вопрос об обратном выкупе акций.
Если отбросить риторику кандидата в президенты о том, что лучшая защита собственников акций - это забота о стабильности экономики и что акции упали из-за мирового финансового кризиса, то на форуме произошло примерно следующее. Путин обратился к главе ВТБ Андрею Костину с вопросом, сколько это может стоить. Тот назвал предварительную оценку: для выкупа акций у 100-110 тысяч держателей потребуется 15-18 миллиардов рублей.
Костин также пообещал проработать этот вопрос к понедельнику, 6 февраля, и представить варианты решения. По словам премьера, деньги на выкуп можно взять из прибыли банка, хотя помощь государства также не исключена. "А если не хватит, мы у Грефа деньги займем", - отметил Путин. "Мы маленький бедный банк. У нас нет таких денег", - возразил глава Сбербанка. "Есть, есть. Там все подсчитано", - цитирует "Интерфакс" ответ премьера.
Сначала предложение Путина участники форума восприняли как шутку - вопрос уже неоднократно ставился ребром и никак не решался. Как отмечают деловые СМИ, в зале раздался смех, а потом - аплодисменты. Но уже к вечеру 2 февраля стало понятно, что премьер не шутил: пресс-служба ВТБ распространила сообщение, в котором подтвердила соответствующее поручение от премьер-министра России.
Первая реакция инвесторов на произошедшее была положительной. Акции ВТБ на ММВБ-РТС начали расти в цене: если еще в 16.00 2 февраля они стоили 7,2 копейки за штуку, то к 17.00 ценные бумаги подорожали до 7,4. Но после этого акции начали корректироваться в сторону понижения и к середине дня 3 февраля снова подешевели до 7,2 копейки. Неуверенность инвесторов объяснима: совершенно непонятно, как будет реализовано поручение премьера и к каким последствиям в итоге оно приведет.
Позже пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил, что поручение премьера не будет касаться других компаний, которые провели народные IPO, в частности Сбербанка и "Роснефти". Как пишет "Коммерсантъ", в "Роснефти" прокомментировать подобную инициативу не смогли, а Герман Греф отказался отвечать на вопросы, отметив, что это находится "за гранью понимания".
Предложение поставило в тупик и Центральный банк: 3 февраля заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев заявил, что "не очень понимает, о чем еще идет речь". Правда, он добавил, что "налогоплательщики точно не должны за это платить".
Прежде всего, это поручение крайне трудно осуществить. Согласно законодательству, если компания будет выставлять оферту на выкуп акций, она не сможет "отсечь" одних акционеров от других. В то же время, поручение Путина касается только физических лиц, скупавших акции банка. В случае, если ВТБ будет возвращать деньги за все акции, проданные в ходе IPO, банку придется выплатить восемь миллиардов долларов, что крайне негативно скажется на его положении.
"Я пока не знаю такого способа, как можно отделить целевую аудиторию - покупателей акций ВТБ во время так называемого народного IPO от тех, кто принимал решение об инвестициях, рассчитывая не на телевизионную картинку, а на продуманный план", - заявил "Ведомостям" председатель наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин. Неназванный правительственный эксперт назвал в интервью изданию инициативу "ужасной" и отметил, что ВТБ вряд ли имеет для этого достаточные средства.
Правда, ВТБ может скупать акции для себя через дочернюю структуру (например, это может быть Банк Москвы). В таком случае посреднику не обязательно объявлять оферту - это можно сделать через договор купли-продажи. Но даже если у банка и получится выполнить поручение, возникнет опасный прецедент.
На несколько ближайших лет правительство наметило масштабную приватизацию: будут проданы акции "Совкомфлота", "Транснефти", ОЗК, ФСК и "Зарубежнефти". И в будущем их миноритарные акционеры также смогут потребовать компенсаций, даже если в падении акций будет виновата рыночная конъюнктура, а не государство.
То же самое касается и участников народных IPO Сбербанка и "Роснефти": сейчас они вряд ли будут продавать свои акции по цене размещения, но предсказать поведение рынков трудно. К февралю 2012 года ценные бумаги "Роснефти" торговались на 20 процентов дороже, чем во время IPO, а Сбербанка - на 2-3 рубля дороже цены размещения. Но еще в середине 2009 года акции и первой, и второй компании продавались в два раза ниже цены размещения.
Безусловно, за месяц до выборов кандидату в президенты Владимиру Путину хотелось бы помочь как можно больше не только футбольным фанатам и туристам, но и инвесторам. Однако пока поручение по выкупу акций ВТБ выглядит преждевременным и непродуманным. Хотя и не исключено, что предложения, которые обещал предоставить Андрей Костин к 6 февраля, снимут возникшие у инвесторов и аналитиков вопросы.