В течение последнего месяца деловые издания стали чаще писать о вице-премьере Игоре Сечине, курирующем топливно-энергетический комплекс. Деятельность чиновника явно направлена на сохранение государственного участия в экономике: он предлагает перенести сроки приватизации и почти вручную регулирует топливный рынок. Похоже, правительство разделяется на два лагеря, каждый из которых по-разному видит экономическое будущее России.
2012 год начался с возвращения к ручному регулированию топливного рынка. О заморозке цен на бензин было объявлено министром энергетики РФ Сергеем Шматко 20 января. Уже 30 января в СМИ начала появляться информация о том, что вслед за фиксацией стоимости нефтепродуктов правительство разрабатывает меры, направленные на снижение негативных последствий этого решения.
Шматко дал понять, что его ведомство не только "достигло договоренностей с нефтяниками" о заморозке цен, но и не допустит роста как на независимых, так и на принадлежащих вертикально-интегрированным компаниям АЗС. Позже в Минэнерго уточнили, что речи о принуждении не идет. Но несколько источников в нефтяных компаниях на условиях анонимности рассказали "Коммерсанту", что им было дано "прямое указание" зафиксировать цены до мартовских выборов президента. В обмен на это им пообещали компенсацию после выборов. Механизм компенсации нефтяники не описали.
О форме и способах возмещения издержек после выборов стало известно 30 января. Источники рассказали СМИ, что Игорь Сечин дал поручения Минэнерго, Минэкономразвития и Минфину разработать схему компенсаций. По словам источников, речь идет о снижении экспортных пошлин. Фактически, это своеобразное "субсидирование обходным путем" - цены в течение двух месяцев будут удерживать на низком уровне, а государство откажется от части налогов в отношении нефтяных компаний.
В ходе совещания в декабре 2011 года, на котором, по неофициальной информации, и была достигнута данная договоренность, Сечин заявлял, что не видит причин для роста цен на топливо. В случае топливной инфляции он пригрозил использовать административные меры. В то же время, с 1 января акцизы на автомобильный бензин и ДТ были повышены на 29-32,6 процента (в зависимости от вида топлива). Налоги в стоимости российского бензина составляют примерно половину, а акцизы - около 15 процентов. Следовательно, по грубой оценке, увеличение акцизов с 1 января могло бы оправдать рост стоимости бензина на пять процентов.
Фиксация цен на товары на определенном уровне - мера не только нерыночная, но еще и опасная. Если цена будет установлена ниже рыночной, это может привести к дефициту (почему - объяснение с графиками можно посмотреть здесь).
8 февраля в СМИ появилась информация, что правительство разрабатывает меры для предотвращения возможного дефицита нефтепродуктов. Чтобы не повторить топливный кризис, который разразился весной 2011 года, планируется "отрегулировать" оптовые цены на бензин и ДТ. Если закупочные или оптовые цены на бензин будут расти в цене, то АЗС могут оказаться в "тисках" - с одной стороны, их затраты на закупку товара растут, с другой - они не могут повысить розничные цены. И это при том, что нефтяники понесут еще и потери от 30-процентной скидки на топливо, которую пообещал аграриям Владимир Путин.
По информации "Ведомостей", Игорь Сечин дал профильным ведомствам поручение разработать механизм сдерживания оптовых надбавок. Как это будет работать, пока непонятно. Источники на рынке рассказали изданию, что инициатива выглядит странно: большинство независимых продавцов закупают бензин не у оптовиков, а у заводов напрямую. В таком случае логичнее "проработать" этот вопрос с производителями нефтепродуктов, большая часть из которых принадлежат государству.
Предвыборная важность кампании против роста цен (кроме бензина, были заморожены цены на электроэнергию), которую курирует Сечин, предполагает его твердые позиции в правительстве. При этом на предвыборную гонку пришлась еще одна кампания Сечина - против приватизации. Вернее, Сечин выступает не против приватизации как таковой, а против распродажи энергетических активов, которые он курирует, в ближайшее время.
Стоит отметить, что официальной информации, исходящей от самого вице-премьера, крайне мало. Сечин является одной из самых "немедийных" фигур российского правительства. Большинство публикаций СМИ на тему решений, которые предлагает куратор энергетической отрасли, основаны на данных источников. Но, тем не менее, они позволяют сделать определенные выводы о борьбе вокруг процесса приватизации.
В конце 2011 года Игорь Сечин предложил премьер-министру РФ Владимиру Путину отложить на более поздний срок продажу ценных бумаг ряда государственных компаний, в том числе "Роснефти", "Транснефти", "Русгидро", "Зарубежнефти" и ФСК. По мнению чиновника, продажа пакетов акций этих компаний будет экономически невыгодной.
Кроме этого, Сечин считает, что приватизация противоречит государственным интересам. Так, "Роснефть" может потерять возможность работать на шельфе, а без государственной помощи финансовые результаты крупнейшего налогоплательщика России могут ухудшиться. По мнению вице-премьера, "Зарубежнефть", которая реализует проекты в других государствах, вообще приватизировать не нужно - это помешает компании решать государственные задачи.
После этого Сечин выступил еще с рядом предложений, которые также способствуют сохранению государственного участия в экономике. Так, в начале февраля он предложил Владимиру Путину создать новую госкомпанию, которая бы объединяла нефтегазосервисные активы. Предполагается, что эта структура консолидирует, в том числе, профильные подразделения "Газпрома" и "Роснефти". Аргументы просты - в настоящее время до 40 процентов рынка нефте- и газосервиса в России занимают иностранцы. С другой стороны, будет ли государство эффективно работать на инновационном и не очень рентабельном (по сравнению с нефтедобычей) рынке, неизвестно.
Позже Сечин высказался по поводу приватизации Новороссийского порта. Он заявил, что акции портового терминала не стоит продавать частным инвесторам (главным претендентом является группа "Сумма" Зиявудина Магометова). По его мнению, их нужно передать "Роснефти", то есть фактически оставить в управлении государства. Зачем "Роснефти" непрофильные активы, не уточнялось.
В течение последнего года в России активно выступали сторонники приватизации. Так, летом 2011 года президент России Дмитрий Медведев заявлял, что приватизация позволит не только справиться с дефицитом государственного бюджета страны, но и улучшить инвестиционный климат. О необходимости приватизации говорил и помощник президента РФ Аркадий Дворкович, который призывал увеличить доходы от распродажи государственных активов в 2012 году до 450 миллиардов рублей.
За сокращение доли государства в экономике также активно выступали эксперты Стратегии развития России до 2020 года. Разработчики стратегии подсчитали, что с 2004 по 2007 год доля государства в капитализации российского фондового рынка выросла с 24 до 40 процентов, что способствует формированию в стране "государственного капитализма". Они выступили за продажу непрофильных активов госкомпаний, расширенную приватизацию и запрет на расширение предприятий госсектора.
Против переноса сроков приватизации высказывалась министр экономического развития России Эльвира Набиуллина. В ее ведомстве считают, что сроки продажи пакетов акций каждой компании можно скорректировать в зависимости от рыночной конъюнктуры, но изменять временные рамки не стоит. В ведомстве уверены, что компании должны быть готовы к продаже согласно намеченному плану.
Видимо, Сечин решил сделать ход против "приватизаторов". Не исключено, что таким образом вице-премьер стремится сохранить свое влияние: если компании энергетического сектора будут приватизированы, вице-премьер и его люди потеряют над ними контроль. С другой стороны, можно полагать, что Сечин является сторонником государственного капитализма на "идейной" основе, и считает его более эффективным, чем "невидимая рука рынка". Но не исключено, что ходы Сечина являются простым элементом "аппаратной борьбы" против соперников вице-премьера в правительстве. Как обычно, тут остается только гадать.