Экономика
22:35, 13 февраля 2012

Управляемая ставка Появились первые жертвы расследования о манипуляциях с LIBOR

Дело о манипуляциях с межбанковскими ставками кредитования набирает ход - на прошлой неделе стало известно об увольнении и отстранении от работы более десяти трейдеров. Банки усиленно ищут виноватых среди сотрудников, тогда как следствие не менее тщательно отрабатывает версию о картельном сговоре на уровне топ-менеджеров высшего звена, который мог способствовать развитию финансового кризиса.

Махинациями с LIBOR (London Inter-Bank Offered Rate) заинтересовались уже несколько регуляторов в странах по всему миру. Неудивительно, ведь LIBOR - наиболее распространенный показатель процентных ставок, который определяется в Британской банковской ассоциации (BBA) на основании опроса более 20 финансовых организаций. Каждое утро банки сообщают, по какой стоимости они делают займы в той или иной валюте. BBA отсекает четыре минимальных и четыре максимальных значения, оставшиеся усредняет и к 12:00 публикует LIBOR.

Участники финансовых рынков и эксперты еще в 2008 году заподозрили, что LIBOR не отражает реального положения дел на заемном рынке. Многие аналитики утверждали, что банки пытаются влиять на ставку, занижая собственные котировки и предоставляя заведомо недостоверную информацию о стоимости межбанковских кредитов в условиях кризиса. Таким образом финорганизации могли скрывать, что у них появились трудности с финансированием, и способствовать, в конечном итоге, развитию финансового кризиса 2008 года.

В это же время обострилась критика непрозрачной процедуры расчета LIBOR. Инвесторы и регуляторы вынудили BBA увеличить количество финансовых организаций, определяющих ставку.

В марте прошлого года американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) и министерство юстиции США начали расследование в отношении UBS, Citigroup и Bank of America, заподозрив их в манипуляции LIBOR. В июле того же года к расследованию присоединились Великобритания, Япония и Евросоюз, а в этом месяце - власти Швейцарии. Регуляторов заинтересовали также возможные махинации с японской и европейской ставками предложения - TIBOR (Tokyo Interbank Offered Rate) и EURIBOR (European Interbank Offered Rate) соответственно. Под подозрение следователей попали также Barclays, Royal Bank of Scotland, J.P.Morgan Chase и Deutsche Bank. Регуляторы пытаются выяснить, был ли среди финорганизаций картельный сговор.

Новый виток

Как написала на прошлой неделе The Financial Times, в расследовании манипуляций с межбанковскими ставками предложения появились новые подробности. Более десятка трейдеров, работающих в подозреваемых банках, были уволены, временно отстранены от работы или отправлены в неоплачиваемые отпуска. Финорганизации провели собственные проверки в связи с подозрениями, что сотрудники могли якобы без ведома начальства завышать либо занижать котировки, влияя таким образом на LIBOR. Власти проверяют и эту версию в том числе, но все же не исключают возможности картельного сговора с участием топ-менеджеров высшего звена.

У трейдеров есть один весомый повод влиять на межбанковские ставки предложения - только к LIBOR привязана стоимость финансовых инструментов общим объемом 350 триллионов долларов. Малейшее управляемое движение ставки вверх или вниз может принести миллионы долларов. А если предположить, что биржевые торговцы могли договариваться с коллегами из других банков, то сумма увеличивается в несколько раз. К примеру, манипуляции двух сотрудников Citigroup с TIBOR нанесли банку ущерб в 50 миллионов долларов.

Следствие подозревает банки не только в картельном сговоре, но и в разглашении инсайдерской информации - регуляторы предполагают, что если банки и не влияли на ставки, то наверняка сообщали друг другу о своих котировках до публикации LIBOR.

Веские подозрения

Участники финансового сектора сомневаются, что регуляторам удастся доказать факт картельного сговора. Безусловно, у банков была возможность договориться и влиять на LIBOR, получая таким образом миллиардные прибыли, но для того, чтобы хотя бы выдвинуть обвинение, нужные веские доказательства. Учитывая непрозрачность расчета ставки, следствию придется очень постараться, чтобы их добыть.

Скорее всего, как обычно случается в таких ситуациях, после громких заявлений и долгих расследований дело ограничится санкциями вроде временного запрета на торговлю определенными финансовыми инструментами (как в случае с Citigroup), увольнениями трейдеров (которые легко находят другую работу) и, возможно, миллионными штрафами при миллиардных прибылях. Хотя сегодня власти обещают более существенные наказания - как сообщал Reuters со ссылкой на зампреда швейцарской комиссии по конкуренции Оливье Шалле, сумма штрафа для одного банка может составить 10 процентов продаж за последние три года.

Эксперты, считающие, что следствие ограничится стандартными процедурами, приводят в защиту своего мнения известный довод "слишком большой, чтобы упасть". Как отмечает FT, если удастся доказать причастность одного-двух банков к управляемому движению LIBOR хотя бы на 0,03 процента за десять лет, ущерб может составить около триллиона долларов. Едва ли следствие выпишет кому-нибудь такой штраф.

Тем не менее, несмотря на сомнения относительно итогов расследования, эксперты отмечают и плюсы - еще одна "серая" часть финансового сектора под давлением регуляторов и следователей станет прозрачнее.

< Назад в рубрику