Интернет и СМИ
23:59, 14 февраля 2012

В необъяснимой спешке "Газпром-медиа" досрочно распустил совет директоров "Эха Москвы"

14 февраля главный редактор "Эха Москвы" Алексей Венедиктов сообщил, что по итогам переговоров, длившихся с декабря 2011 года, компания "Газпром-медиа" потребовала досрочной отставки совета директоров радиостанции. Перестановки на "Эхе Москвы" немедленно связали с критикой, которой радиостанцию подвергли Владимир Путин и партия "Единая Россия", а также с перестановками в других активах "Газпрома" - НТВ и "Сити-FM".

Раскрыли карты

Несмотря на то, что во вторник утром Алексей Венедиктов ошеломил читателей своего твиттера новостью о досрочной отставке совета директоров "Эха Москвы", для него самого эта новость неожиданной не была. Когда весь интернет уже бурлил, обсуждая действия руководства "Газпром-медиа", которое в разгар президентской кампании решило взяться за свой наиболее оппозиционный актив, Венедиктов все-таки добавил, что переговоры о перестановках в совете директоров велись еще с конца декабря.

Почему Венедиктов решил обнародовать эту информацию именно сейчас и почему именно таким образом, в своем твиттере, до конца непонятно. Официальное коммюнике журналистов "Эха Москвы" было опубликовано двумя часами позже, и, судя по их реакции, на радиостанции о готовящихся переменах ничего не знали. В коммюнике "Эха Москвы" сообщалось, что журналисты радиостанции "выражают свое недоумение этим решением" и считают, что "подобная спешка нуждается в объяснении". С 2004 года совет директоров "Эха Москвы" строился по следующему принципу: четыре человека представляли "Газпром-медиа", три - "Эхо Москвы" и еще двое являлись независимыми директорами. Плановая смена членов совета должна была произойти только в июне.

Алексей Венедиктов. Фото "Ленты.ру"
Lenta.ru

Но самым неожиданным для всех стало то, что в знак протеста против решения "Газпром-медиа" сам Алексей Венедиктов и его заместитель Владимир Варфоломеев также вышли из совета директоров (при этом из блога Варфоломеева следует, что он сам узнал об этом из все того же твиттера Венедиктова). Как объяснил Венедиктов, больше всего его задел тот факт, что из совета вывели независимых директоров - научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина и заместителя председателя Совета исследовательского центра частного права при президенте РФ Александра Маковского. По-видимому, именно этот "несправедливый" и "нечестный" вывод Ясина и Маковского, которых Венедиктов "не сумел отстоять", и спровоцировал главреда "Эха" на обнародование этой информации.

Тем не менее, за полтора месяца переговоров с "Газпром-медиа" Венедиктову удалось согласовать список новых кандидатов в совет директоров радиостанции. В качестве независимых директоров в него вошли, как сообщается в коммюнике "Эха", генеральный директор "Связьинвеста" Вадим Семенов и независимый предприниматель Евгений Трубин, бывший генеральный директор Лениздата. Оба кандидата, как не преминул уточнить "Интерфакс", учились в том же вузе, что и президент РФ Дмитрий Медведев. Кроме того, в совет директоров Венедиктов также выдвинул генерального директора радиостанции Юрия Федутинова.

Ищи, кому выгодно

Естественно, что такие неожиданные и действительно спешные перестановки на радиостанции, известной своей оппозиционностью, вызвали массу толков о том, чем и, главное, кем они были вызваны. Тем более что тучи над "Эхом Москвы" сгущались в течение последних нескольких месяцев. В день выборов в Госдуму на сайт "Эха" с "Картой нарушений" была совершена DDoS-атака. Потом "Единая Россия" потребовала Роскомнадзор проверить "Эхо Москвы" на предмет экстремизма - за публикацию статей Бориса Березовского, в которых тот якобы призывал "к насильственному свержению конституционного строя". Но больше всего всем, конечно, запомнилось, как Владимир Путин публично отчитал Венедиктова за то, что его журналисты несут "бредятину" и обслуживают "интересы другой страны". Главные редакторы российских СМИ, присутствовавшие при диалоге Путина и Венедиктова, за "Эхо Москвы" тогда не вступились.

Сам Венедиктов, тем не менее, непосредственное участие Путина в перестановках на "Эхе" отрицает, заявляя, что он не просто думает, а точно знает, что премьер-министр "такого распоряжения не отдавал". Поясняя свои слова "Интерфаксу", Венедиктов добавил, что после публичной критики радиостанции Путиным "многие ретивые чиновники решили, что поступила команда 'фас'". В частности, как намекнул Венедиктов в твиттер-диалоге с владелицей медиахолдинга "Дождь" Натальей Синдеевой, к перестановкам в совете директоров радиостанции может быть причастен заместитель руководителя администрации президента России Алексей Громов.

Сами журналисты "Эха" в своем коммюнике также предположили, что Путину и не надо было отдавать распоряжение об отставке директоров радиостанции напрямую: "Газпром-медиа", которая контролируется государственной корпорацией "Газпром", просто не смогла не отреагировать на "критику высших должностных лиц РФ в отношении радиостанции".

Владимир Варфоломеев также связал решение "Газпром-медиа" с критикой радиостанции в верхах, заявив, что "все эти наезды на нас в последние пару месяцев были явно не на пустом месте". А Евгений Ясин, лишившийся должности независимого директора "Эха", прямо заявил, что происходящее - попытка "установить контроль государства над независимыми средствами массовой информации".

Для многих людей, наблюдающих за происходящим со стороны, ситуация на "Эхе", особенно в преддверии выборов президента, выглядит именно так. Телеведущий Леонид Парфенов отметил, что подобные перестановки в СМИ бывают вызваны исключительно политическими соображениями, а депутат от КПРФ Сергей Обухов заявил, что такая ситуация говорит о том, что власть уже готовится к фальсификациям на выборах и надеется перед этим "перекрыть кислород" "Эху Москвы".

Политолог Леонид Радзиховский, давший интервью "Коммерсанту", напротив, считает, что власти сейчас крайне невыгодно давить на популярную радиостанцию и провоцировать сотни тысяч слушателей радиостанции на открытое выражение своего недовольства. Однако на разумность властей, которые бы не хотели "подложить свинью Путину", рассчитывает, по-видимому, один Радзиховский. Большая часть экспертов и наблюдателей считают, что правительство через подконтрольную себе компанию просто начинает ужесточать контроль за вольнодумной радиостанцией, не заботясь о последствиях.

Тревогу у них вызывает прежде всего то, что перестановки в совете директоров могут напрямую сказаться на редакционной политике "Эха", а также на персональном составе редакции. По мнению самого Венедиктова, с этой стороны радиостанции пока ничего не грозит, поскольку он по-прежнему является выборным главным редактором и намерен им оставаться, по меньшей мере, еще два года - до следующего голосования.

Но главный редактор ИД "Коммерсантъ" Демьян Кудрявцев эту уверенность Венедиктова не разделяет. Выборность главного редактора прописана в уставе радиостанции, а устав, как утверждает Кудрявцев, может поменять именно новый совет директоров. "Весьма вероятно, что "Газпром-медиа" хочет иметь инструмент управления своей станцией, в том числе иметь возможность назначения ее руководящего состава," - объяснил Кудрявцев такую возможность в интервью журналу Forbes.

В самой компании "Газпром-медиа" все эти слухи и догадки опровергли, заявив, что редакционная политика "Эха"в ходе перестановок не поменяется, а совет директоров, как и прежде, будет заниматься только "хозяйственной деятельностью предприятия и выработкой стратегических бизнес-задач". Компания также добавила, что перемены в руководстве проводятся, "учитывая повышенное внимание с разных сторон к радиостанции в последнее время". Комментируя это сообщение, Венедиктов заявил, что фактически холдинг сам признал, что перестановки связаны "с повышенным вниманием руководителей государства" к "Эху Москвы".

Со стороны властей на все эти заявления пока откликнулся только пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, заявивший, что отставка совета директоров - это "внутрикорпоративные процессы", которые было бы неверно связывать с критикой, высказанной премьер-министром в адрес радиостанции.

Зима тревоги нашей

Тем не менее, досрочная отставка совета директоров на "Эхе" вызывает множество вопросов и подозрений еще и из-за недавних кадровых перестановок в других активах медиахолдинга.

За последние несколько месяцев, богатых политическими событиями, больше всего досталось телеканалу НТВ. Сначала в преддверии думских выборов Андрей Колесников закрыл свою передачу "Нереальная политика" - по его словам, из-за того, что руководство телеканала не пропустило в эфир два ее выпуска на злобу дня. В пору декабрьских митингов в эфир не попали несколько сюжетов из программ "Профессия: репортер" и "Центральное телевидение", посвященных фальсификациям на выборах и акциям протеста против них. А потом с НТВ ушли и те, кто имел непосредственное отношение к этим передачам: телеведущий и автор одного из сюжетов "Центрального телевидения" Павел Лобков и директор праймового вещания Николай Картозия. Причем формальная причина ухода обоих так и осталась не объясненной до конца. С Лобковым НТВ якобы не стал перезаключать контракт на 2012 год, хотя у него были договоренности о запуске нового проекта, а Николай Картозия ушел с телеканала по соглашению сторон и отказался давать какие-либо комментарии по этому поводу.

А вслед за этим появились слухи о том, что скоро с НТВ придется уйти и его руководителю Владимиру Кулистикову. Журналист Ксения Собчак, сославшись на проверенные источники, заявила, что вскоре Кулистикова на посту руководителя одного из главных телеканалов страны займет его более молодая коллега - главный редактор телеканала Russia Today Маргарита Симоньян. Правда, и Кулистиков, и Симоньян эти слухи опровергли. При этом, если возможное увольнение Кулистикова вызвало массовое обсуждение в интернете, то реально произошедшее увольнение Александра Герасимова, главного редактора радиостанции "Сити-FM", которая также входит в холдинг "Газпром-медиа", привлекло к себе куда меньше внимания.

На фоне всех этих состоявшихся и несостоявшихся событий за судьбу "Эха Москвы", которому, по выражению Владимира Познера, всегда было позволено делать то, что не было позволено многим другим СМИ, становится особенно тревожно.

< Назад в рубрику