Ключевой американский индекс Dow Jones на этой неделе установил очередной многолетний максимум. Показатель достиг отметки в 13 тысяч пунктов, что является лучшим результатом с мая 2008 года. Американские индексы в последние месяцы упрямо растут вопреки слабому восстановлению экономики после рецессии 2008-2009 годов, долговым проблемам в Европе и отнюдь не блестящим показателям прибыли у крупнейших корпораций.
Индекс Dow Jones Industrial Average, объединяющий котировки 30 наиболее крупных американских компаний, в ходе торгов 22 февраля преодолел психологически важную отметку в 13 тысяч пунктов, которую в последний раз удалось достигнуть в мае 2008 года. Тогда до полномасштабного развертывания глобального финансового кризиса оставалось три месяца. Под стать "старшему брату" ведет себя и широкий индекс Standard & Poor's 500, который также достиг уровня четырехлетней давности.
К концу торгов рост немного затих, но котировки все равно остались в плюсе. В целом же с Нового года S&P прибавил более 8 процентов, а Dow - около 6 процентов. Старт 2012 года в итоге оказался одним из лучших для американских фондовых индексов в истории.
Рост котировок в начале 2012-го характерен для большинства бирж мира. Однако таких успехов, как в США, не демонстрирует ни один из других крупных рынков. Простая иллюстрация: Dow Jones за последние 365 дней вырос на 4,64 процента. Для сравнения, немецкий DAX за этот же период упал на 6,62 процента, японский Nikkei 225 - на 8,55 процента, а китайский Shanghai Composite - более чем на 14 процентов. Вообще положительная годовая динамика, помимо США, наблюдается сейчас только в Великобритании и еще паре стран.
Определенная логика в этом есть. Во-первых, ВВП США несколько кварталов подряд демонстрирует хорошие показатели роста и, наконец, превзошел докризисный уровень в абсолютных цифрах. Во-вторых, одна из главных проблем США - безработица - становится чуть менее острой, чем год-полтора назад: каждый месяц министерство труда рапортует о добавлении рабочих мест в экономике. В-третьих, показатели рынка акций очень сильно упали после обострения долгового кризиса в Европе в конце лета, и теперь происходит ожидаемое восстановление.
Но если присмотреться к этим показателям более пристально, то они оказываются не столь солидными. Восстановление ВВП идет крайне медленно. После предыдущей рецессии, случившейся в 2001-2002 годах, рост экономики в годовом исчислении в определенные кварталы достигал 6-7 процентов. Сейчас же он ни разу не превысил отметку в 3,5 процента. Это при том, что спад в 2008-2009 был гораздо глубже, чем в прошлый раз, после "краха дот-комов".
C безработицей тоже не все гладко. Ее уровень за последние два года упал с рекордно высоких 10 процентов до более или менее приемлемых 8,3 процента. Однако в значительной степени это произошло потому, что многие американцы отчаялись найти работу, выпали из рабочей силы и просто не учитываются в статистике. К примеру, резко выросло количество людей, получающих пособие по временной нетрудоспособности, и все больший процент таких безработных называет причиной психические заболевания. Частично это может быть обман службы занятости, а частично - действительная депрессия.
Что касается прибылей американских компаний, то они не всегда оказываются достаточно высокими для поддержки акций на рынке. Большинство крупных корпораций, за явным исключением в виде Apple, продемонстрировали худшие показатели по сравнению с ожиданиями аналитиков.
Еще один фактор, который по идее, должен был бы тянуть американский рынок вниз - это высокие цены на нефть, особенно подскочившие в связи с усилением режима санкций против Ирана. Да, американские нефтяные компании безусловно выигрывают от дороговизны углеводородов, но для остальной экономики текущая конъюнктура не выглядит полезной.
Так что же в конечном итоге предопределяет рост цены акций в США? Серьезных причин для этого несколько. В первую очередь надо отметить действия ФРС. Она начала "количественное смягчение", выразившееся фактически в печатании долларов, намного раньше, чем другие центробанки, и проводила эту политику гораздо активнее. До реального сектора эти триллионы долларов не доходят, зато массово заливаются на фондовый рынок.
Далее следует отметить, что макроэкономические показатели США все же получше, чем у других развитых стран, особенно европейских. Инвесторы бегут в более надежные американские активы, но зачастую предпочитают покупать акции, поскольку долговые обязательства США сейчас из-за рекордно низких ставок приносят немалые убытки. Ну и не последнюю роль играет отток средств с развивающихся рынков, в надежности большинства которых инвесторы сейчас сомневаются (даже если речь идет о такой мощной экономике, как китайская).
Кстати, об оттоке капитала. Наиболее слабо из крупных развивающихся рынков в этом смысле сейчас выглядит Россия, которая за последний год потеряла более 80 миллиардов долларов. В январе 2012 года тенденция продолжилась - вывоз средств достиг 11 миллиардов долларов по оценке Банка России и 17 миллиардов по мнению Минэкономразвития. Объем экспортной выручки в стране велик как никогда, но инвесторы пока не видят выгод от ее вложения в рублевые активы.
Достаточно неожиданно, что при таком раскладе фондовые индексы РФ выглядят не намного хуже, чем в среднем по развивающимся рынкам. Вероятно, это связано с высокими ценами на энергоносители и другое сырье, которые удерживают на месте спекулятивный биржевой капитал. Кроме того, основные партнеры России в ЕС - Германия и Нидерланды - пока не очень пострадали от долгового кризиса, а в каком-то смысле даже упрочили свои позиции. Поэтому и российские компании по-прежнему смотрятся привлекательными.
Самый основной в таком случае показатель - соотношение цены акций и годовой прибыли (price-to-earnings ratio) - в РФ запредельно низкий. В среднем по торгующимся на рынке отечественным компаниям он составляет 5, тогда как на "нормальных" развивающихся рынках он достигает 8-10. С одной стороны, это говорит о том, что в России существуют многочисленные риски, не связанные непосредственно с экономическим развитием, с другой - демонстрируют потенциал роста в будущем.